Опубликовано 16 июня 2023, 11:32
4 мин.

«Человек-паук: Паутина вселенных»: Герой поневоле

Поделиться:
«Человек-паук: Паутина вселенных»: Герой поневоле

В международный прокат вышел мультфильм «Человек-паук: Паутина вселенных» — сиквел анимационного шедевра 2018 года, удостоенного целой плеяды влиятельных кинематографических наград: премий «Оскар», BAFTA и «Золотой глобус». Главные особенности новой версии «Человека-паука» — актуальная нынче концепция мультивселенных, а также яркая психоделическая графика, стилизованная под супергеройские комиксы Marvel. Рассказываем, смогла ли «Паутина вселенных» удержать планку оригинала, успевшего стать культовым.

Новоиспеченный Человек-паук Майлз Моралес (Шамеик Мур), как и все его предшественники, продолжает совмещать деятельность народного героя с бытом обычного американского подростка. Увы, родители Майлза подозревают неладное, когда его школьная успеваемость начинает стремиться к нулю. Тем временем где-то в параллельном мире Гвен Стейси, или Гвен-паук (Хейли Стайнфелд), случайно раскрывает свой главный секрет отцу — капитану полиции, который не шибко радуется таким новостям. Внезапно на ее пути появляется загадочный Человек-паук 2099 Мигель О’Хара (Оскар Айзек) из неизведанной, альтернативной реальности. Он предлагает девушке присоединиться к отряду Людей-пауков и спасти мультивселенную от грядущей опасности.

«Человек-паук: Паутина вселенных», 2023

В свое время «Человек-паук: Через вселенные» стал если не откровением, то маленькой революцией в мире анимационного кино. Мультфильм производства Sony Pictures Animation выделялся на фоне общего потока супергеройских блокбастеров за счет абсолютно новаторского подхода к визуалу, созданного путем слияния последних разработок CGI со стилистикой известных художников-комиксистов Сары Пикелли и Робби Родригеса. «Паутина вселенных» во многом следует успешному опыту оригинала, продолжая экспериментировать с художественной формой: в мультфильме можно увидеть и хулиганистые коллажи в стиле поп-арт, презентующие персонажа Панка-паука, и импрессионистские акварельные пейзажи Гвен-паука.

Сценаристы «Через вселенные» Фил Лорд и Родни Ротман осознанно отказались от педалирования ветхозаветной истории Человека-паука в пользу актуальной нынче концепции мультивселенных, которая позволяла добавлять в сюжет как всенародно любимых, так и малоизвестных героев паучьего мира. Протагонист в мультфильме также нетривиальный — наполовину афроамериканец, наполовину латинос Майлз Моралес. Он является относительно новым представителем пантеона супергероев Marvel — персонаж появился на страницах комиксов лишь в начале нулевых. Моралес занял место главного защитника Нью-Йорка после смерти Человека-паука в Ultimate Marvel, импринте издательства, который перезапустил сюжетные линейки сразу нескольких легендарных персонажей.

Кадр из мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных»

В рамках современной супергероики Майлз Моралес выступил своего рода альтернативой марвеловской Черной Пантере. Sony нужен был свой темнокожий герой, который мог бы стать ролевой моделью для национальных меньшинств США. Неудивительно, что после успеха «Через вселенные» студия решила сделать ставку на сильный женский образ, который также является неотъемлемым элементом современного этического дискурса индустрии. В «Паутине вселенных» одна из ведущих ролей отдана Гвен-пауку — версии Гвен Стейси из вселенной Земля-65, в которой радиоактивный паук укусил не Питера Паркера, а его девушку Гвен. Репрезентация Гвен едва ли выходит за рамки обозначенного гендера, однако подростковая аудитория женского пола определенно сможет найти в ней достойную фемверсию популярного супергероя, обладающую собственным набором навыков и даже уникальным дизайном костюма — не чета патриархально скроенному персонажу Натали Портман в четвертой части «Тора».

«Человек-паук: Паутина вселенных», 2023

И пока одна часть «Паутины вселенных» знакомит зрителей с новой предположительной феминистской иконой, другая степенно продолжает развивать арку Майлза Моралеса, который снова оказывается в центре глобальной катастрофы. На этот раз Майлз вынужден столкнуться с куда более грозным противником, чем Кингпин (антагонист первой части мультфильма. — Прим. ред.): главный герой борется с альтернативной версией самого себя — Человеком-пауком 2099 Мигелем О’Харой, а также всеми остальными членами многотысячного паучьего сообщества, объединившимися ради поддержания установленного порядка мультивселенной. 

Противостояние Пауков не похоже на обычный супергеройский мордобой, это борьба двух мировоззрений, нерушимых парадигм восприятия — фатализма и детерминации. Каждая из них в той или иной степени обращается к трагической истории Питера Паркера, вынужденного снова и снова крутиться в бесконечном дне сурка — переживать смерть близкого человека, дабы выучить горький жизненный урок, который впоследствии сформирует в нём внутренний стержень. Новообращенный Человек-паук Майлз Моралес сакраментально выступает против консервативно настроенного большинства, убежденного в лечебной силе кармических страданий и нерушимости судьбы марвеловского супергероя. Моралес убежден, что путь к великой силе и ответственности у каждого свой и достигается он не только в результате глубокого психологического слома и страданий. Героя определяет его выбор, однако гибель дяди Бена никогда не была выбором Человека-паука, это был тяжелый жизненный урок. Но смог бы Человек-паук стать великим супергероем без проживания личной трагедии? Создатели «Паутины вселенных» не дают четкого ответа. По большому счету, режиссеры Жоаким Душ Сантуш, Кемп Пауэрс и Джастин К. Томпсон делают то, что в свое время уже делали авторы импринта Ultimate Marvel — полностью переосмысляют историю Питера Паркера, ставя под вопрос целесообразность его печальной судьбы, столь активно воспеваемой в кинематографе прошлого века.

Новое в подписке

Лучшее в подписке