«Блондинка» с Дарьей Жовнер и Евгением Цыгановым: Девушка с велосипедом
В подписке Okko появилась «Блондинка» Павла Мирзоева по одноименной киноповести Александра Володина 1984 года, правда, действие перенесено в современный Петербург. Это история несколько наивной, но оптимистичной Иры, мечтающей о сцене. Рассказываем, почему главная героиня, напоминающая француженку Амели Пулен из фильма Жан-Пьера Жёне, может либо влюбить в себя, либо взбесить.
Современный Петербург. Молодая Ира (Дарья Жовнер) моет окна в турагентстве и набирает на ноутбуке текст пожилой писательницы (Эра Зиганшина). А всё ради того, чтобы заниматься любимым делом — выступать на сцене. Какой-никакой заработок нужен даже начинающим актрисам. Ира готовится играть Нину в «Чайке». Юная актриса репетирует в театре «Северная почта». Ставит спектакль режиссер-тиран Лев (Евгений Цыганов в фирменном амплуа токсичного обольстителя), с которым у Иры роман. Зрители, правда, редко заходят на премьеры маленького театра. Когда арендодатель выгоняет труппу на улицу, постановщик опускает руки и в творческом кризисе уезжает восстанавливать старинную усадьбу неподалеку от Приозерска. Ира берется отыскать деньги на новое помещение и вернуть режиссера в Петербург.
«Блондинка» поставлена по одноименной киноповести, опубликованной Александром Володиным в 1984 году. Володин — драматург, к которому кинематографисты обращались не раз, но чаще все-таки в советское время. Хотя есть исключение — «Еще один год» Оксаны Бычковой. По прозе Володина сняты «Пять вечеров» Никиты Михалкова, «Слезы капали» и «Осенний марафон» Георгия Данелии, «С любимыми не расставайтесь» Павла Арсенова. Павел Мирзоев, режиссер драм «Как я стал…» и «Зови меня Дрозд», идет на рискованный эксперимент, перенося действие «Блондинки» в XXI век. Премьера картины прошла в августе этого года на фестивале в Выборге.
Ира — героиня, которая либо полюбится, либо будет бесить зрителей с первой до последней минуты картины. Для девушки на первом месте свобода, в первую очередь самовыражения. И жизнь становится театром, потому многие бытовые эпизоды с Ирой выглядят не очень реалистично, словно бы актриса оттачивает образы для будущих спектаклей. В любой момент экспрессивная особа готова декламировать стихи или запеть. Символом свободы становится велосипед, на котором девушка разъезжает по солнечному центру Петербурга. На какое-то время артистка остается без любимого транспортного средства и сразу грустит.
А люди вокруг Иры словно бы разучились летать. Работающая в школе мама (Юлия Марченко) находит себе нового мужа (Геннадий Смирнов) и советует обратить внимание на влюбленного в актрису учителя истории Мишу (Фёдор Федотов). Но для Иры отношения с Мишей — это какое-то унылое мещанство, к которому автоматически прилагаются функции хранительницы домашнего очага, скучная работа и дети. Хотя сам возможный жених никаких условий не ставит, а просто ждет любимую. То ли дело ветреный Лев, который то обзывает актрис «глиной», то лежит на диване в хандре, то пропадает неизвестно где. Но в итоге подводит и Лев, через год после закрытия театра обрастающий новой квартирой в многоэтажке, женой и младенцем-сыном.
Ира напоминает инфантильных, но по-своему обаятельных героев-чудаков американских фильмов, которые обычно показывают на «Сандэнсе». Однако актриса настолько оторвана от реальности, что трудно проникнуться к ней симпатией. Лучше не пытаться задавать себе бытовые вопросы по поводу ее жизни. Ира не хочет думать о стабильной работе и постоянном партнере, это всё закрепощает, обрезает крылья. Но в результате главную героиню очень трудно представить в современных отечественных реалиях.
Легковесное драмеди вообще выглядит несколько старомодным. Оператор Алишер Хамидходжаев стилизует изображение под советские фильмы 1960–1970-х, гаджеты редко попадают в кадр, а Ира напоминает Амели из одноименного хита, которая тоже была не от мира сего, но как раз очаровывала нездешностью. Может быть, просто время изменилось: что воспринималось хорошо в начале нулевых, сегодня кажется анахронизмом.
И окружающие, и жизненные обстоятельства диктуют Ире свои условия, но она остается собой и придумывает новые правила. По совету мамы девушка красится в блондинку (не помогает), и можно ожидать внутренних перемен в героине. Но наперекор всем актриса следует высшим идеалам и продолжает поиски своего места в жизни. Пусть не со Львом и не с Мишей, не в «Северной почте», но ведь мир огромен и полон возможностей. И своим оптимизмом Ира все-таки отчасти заражает зрителей. На воздушную героиню-бунтарку смотришь с определенной завистью.
У Мирзоева могло бы получиться любопытное кино о современных молодых людях лет 30, которые зажаты в общественные рамки и вынуждены жить как все. Однако неуемная и энергичная Ира настолько своеобразна, а события на экране непредсказуемы, что фильм разваливается на отдельные эпизоды. Кажется, можно их перемешать в хаотичном порядке, получится примерно такое же кино. Портрета поколения не вышло, зато «Блондинка» вдохновляет на поиски себя. Ведь никогда не поздно пробовать и пробовать, искать и находить, терять и снова обретать.