Опубликовано 04 ноября 2023, 13:10
4 мин.

«Блажь»: Не доедем до конца

Поделиться:
«Блажь»: Не доедем до конца

Новый документальный фильм Ильи Поволоцкого «Грязь» отобран на фестиваль IDFA в Амстердаме. А игровую «Блажь», единственного представителя России в Каннах этого года, недавно показали в Москве на фестивале «КАРО.Арт». Главные роли исполняют юная Мария Лукьянова и звезда «Шультеса» Бакура Бакурадзе Гела Читава. Рассказываем, чем примечательно роуд-муви об отце и дочери, путешествующих по малым городам и поселкам с передвижным кинотеатром.

Отец (Гела Читава) и дочь (Мария Лукьянова) уже 15 лет путешествуют в раздолбанном доме на колесах по малым городам и деревням. В населенных пунктах, где есть хоть какая-то жизнь, они показывают на сравнительно большом экране кино. Проектор стоит на крыше фургона. В репертуаре «Брат» Алексея Балабанова и «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Отец параллельно продает на DVD-дисках порно, дочь — чипсы, пиво и газировку. С собой они возят урну с прахом матери, умершей несколько лет назад. То ли ищут место, чтобы развеять прах, то ли не готовы расставаться с тем, что осталось от близкого человека. На этот раз семья держит путь из Кабардино-Балкарии в Мурманскую область, к берегу Баренцева моря.

Кадр из фильма «Блажь»

«Блажь» — полнометражный дебют документалиста Ильи Поволоцкого («Северяне» и «Пена»). Премьера картины состоялась в программе «Двухнедельник кинематографистов» Каннского фестиваля 2023 года. И это единственный российский участник престижного смотра на Лазурном Берегу. Фильм снимался в 2021 году, сразу же после окончания локдауна. Режиссер и оператор Николай Желудович вместе перед началом съемок проехали по маршруту героев и четко знали, откуда и куда хотят вести историю. Фильм снимался на пленку, и это удивительно красивое и созерцательное кино на стыке игрового и документального, что понятно, учитывая бэкграунд постановщика.

«Блажь» сочетает сразу несколько жанров. Сам Поволоцкий рассказывает, что сюжет сконструирован в традициях восточноевропейских сказок. Только обычно инициацию в них проходит юноша, здесь же на первый план выдвинута девушка. С другой стороны, это классическое роуд-муви в традициях лучших фильмов Вима Вендерса — «Алисы в городах», «Ложного движения» и «Парижа, Техас». Но, конечно, это еще история взросления. Неслучайно фильм открывает сцена первых месячных девочки-подростка. Только мамы рядом нет, тампон ей дает случайная женщина, с которой провел ночь отец. Девочке даже не с кем обсудить перемены тела. И отец, и дочь всё еще грустят из-за смерти близкого человека, но придерживаются тактики угрюмого молчания. Тоска остается на душе каждого, а еще копится обида.

«Блажь», 2023

Пара движется с юга на север, из лета в зиму, от надежд к холоду сердца. Есть в «Блажи» ощущение надвигающейся катастрофы, постапокалиптическое настроение. Девочка спрашивает у отца, что будет, когда даже в малых населенных пунктах появится интернет. «Мартышку куплю», — первый ответ. Второй: «Буду пахать землю и сеять рожь». Оба ответа, особенно если отец с дочерью осядут на севере, превращаются в не очень веселую шутку. Взрослый и девочка-подросток понимают, что не могут бесконечно кататься по стране и показывать фильмы, всё конечно. Есть и другие тревожные сигналы, словно бы предсказывающие будущее: у границы проверяют документы, полицейский (Семён Штейнберг) говорит, что дальше ехать нельзя — в море погибла рыба. Не экологическая, так политическая катастрофа. Вторая половина фильма даже невольно похожа на сериал «Эпидемия», только там люди намеренно бегут куда подальше от городов. Отец с дочерью вроде бы не едут к конкретной цели, это движение по кругу, инерционное.

Интересно, что Поволоцкий говорит о культурности главных героев. И действительно, оба читают, показывают людям кино — несут знания. И даже на Кольском полуострове им встречается мужичок в охотничьей форме, который продает Довлатова и Воннегута. Дочь расстраивается, что нет Кафки. Может быть, интеллектуальный багаж только мешает родственникам раскрыть душу и отпустить маму, их длинную поездку можно посчитать чистилищем. И разве что дочь в силу взросления способна прервать путешествие. Нигде им нет места, дома нет, всюду чужие, в любой момент может вскрыться продажа порно на дисках, тогда придется срочно уматывать.

Фильм Ильи Поволоцкого «Блажь»

Пожалуй, лучшими сценами неспешного фильма становятся молчаливые эпизоды, где людей нет вовсе или где отец с дочерью сливаются с окружающим пейзажем. Все-таки документальное органичнее этому анемичному кино. Особенно ярких героев на своем пути девочка снимает на полароид, словно пытается запечатлеть уходящее время, сохранить хоть какие-то его вещественные частички.

Снятая два года назад «Блажь» кажется документом уже прошедшей эпохи, временем, которого нет. В фильме нет политических заявлений, но даже из фиксации социального упадка проступает горькая оценка мира, сегодня картина смотрится как прощание не только с детством девочки. И главные герои прекрасно соответствуют прошлому времени и медитативному кино, застыв в состоянии вечной дороги. Но доедут ли дочь с отцом до финальной точки маршрута (где бы она ни была, метафорически или буквально) — вопрос, остающийся без ответа.

Новое в подписке

Лучшее в подписке