«Бегущий человек» Эдгара Райта: Когда развлечения больше не веселят
В международный прокат вышел блокбастер Эдгара Райта «Бегущий человек». Это экранизация одноименного утопического романа Стивена Кинга, в котором простой работяга участвует в смертельно опасном реалити-шоу, чтобы спасти больную дочь. Объясняем, почему развлекательное кино едва ли порадует зрителей.
Стивен Кинг — один из самых экранизируемых писателей современности. Только в этом году в кино вышли сразу четыре адаптации работ американского писателя: «Жизнь Чака» Майка Флэнагана, «Обезьяна» Осгуда Перкинса, «Долгая прогулка» Фрэнсиса Лоуренса и вот теперь «Бегущий человек» Эдгара Райта.
«Бегущий человек» — один из самых рискованных фильмов Эдгара Райта. Британец, полюбившийся всем благодаря инди-хитам «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые», находится не в лучшей точке карьеры. Его предыдущий фильм — триллер с социальным подтекстом «Прошлой ночью в Сохо» — собрал смешанные отзывы критиков и зрителей и провалился в бокс-офисе. Поэтому режиссеру новым проектом нужно доказать, прежде всего Голливуду, свою профпригодность.
Задачу усложняют сразу несколько факторов. Во-первых, это самый дорогостоящий проект Райта — бюджет составляет 110 млн. И во-вторых, он выходит в разгар одного из самых тяжелых кризисов кинотеатрального проката, когда зрителей невозможно затащить в кино ни звездами класса А, ни престижными режиссерами, ни зрелищным действом. За последние несколько месяцев в прокате провалились престижный «После охоты» Луки Гуаданьино с Джулией Робертс, мюзикл «Поцелуй женщины-паука» Билла Кондона с Дженнифер Лопес, «Умри, моя любовь» с Дженнифер Лоуренс и Робертом Паттинсоном.
Однако все вышеперечисленные проекты — это так называемое престижное взрослое кино, серьезные арт-драмы, которые обычно привлекают публику постарше. Все-таки картины Эдгара Райта, особенно подчеркнуто развлекательный «Бегущий человек», явно рассчитаны на другую аудиторию и могут привлечь более широкого зрителя. Так что надежда, хоть и небольшая, всё же теплилась, но жестокий бокс-офис и холодный прием, к сожалению, оправданный, довольно быстро погасили и ее.
«Бегущий человек» — самый дорогостоящий фильм в карьере британского режиссера Эдгара Райта. Студия Universal потратила на него около 110 миллионов долларов
Кадр из фильма «Бегущий человек», реж. Эдгар Райт, 2025
Действие фильма происходит в ближайшем будущем, которое выглядит не очень обнадеживающим для человечества. У богатых, как всегда, всё прекрасно, бедные же должны работать за гроши, безоговорочно подчиняться власти и жить без доступной медицины и лекарств. Всем заправляют медиакорпорации, наблюдающие за своими подданными с помощью многочисленных камер, дронов и телевизоров. Здесь у народа нет хлеба, зато вдоволь зрелищ — унизительных, жестоких и зачастую смертельных шоу, которые являются чуть ли не единственной возможностью хоть что-то заработать и выбиться из нищеты.
Глен Пауэлл играет обычного работягу Бена Ричардса, попавшего в черный список из-за того, что любит выражать свое собственное мнение и не подчиняться приказам начальства. Оставшись без работы и с больным ребенком на руках, Ричардс решается поучаствовать в одном из развлекательных шоу. Благодаря его физическим способностям и неутолимой ярости Бена распределяют в самое жестокое из них — «Бегущего человека». Участники шоу пускаются в бега, и их преследуют охотники во главе с загадочным Эваном Маккоуном (Ли Пейс), а также обычные граждане, которые могут доложить на них или убить сами за высокую награду. Продержаться нужно 30 дней, но это пока никому не удавалось.
Картина рассказывает о мрачном будущем, в котором человечеством управляют медиакорпорации, наблюдающие за населением с помощью многочисленных камер и дронов
Кадр из фильма «Бегущий человек», реж. Эдгар Райт, 2025
При разговоре о «Бегущем человеке» Райта сразу возникает вопрос об экранизации Майкла Глейзера 1987 года с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Однако сравнивать эти два фильма нет никакого смысла. Вариант Глейзера — идеальный образчик трэшового, наслаждающегося собственной нелепостью боевика категории B, который даже не пытается приблизиться к оригиналу или сделать серьезное социально-политическое заявление. Хотя вся книга Кинга проникнута тем самым острым социально-политическим комментарием о плачевном состоянии нашего общества. И, как и большинство антиутопий, несмотря на футуристические экстерьеры, комментирует автор именно настоящее, что, судя по обилию апокалиптических проектов на экранах, особенно отзывается у современных режиссеров. Так, совсем недавно в кино вышла «Долгая прогулка» по Кингу — еще одна антиутопия про телевизионное шоу.
В наше время довольно пессимистичное видение романа, который Кинг опубликовал еще в 1982 году под псевдонимом Ричард Бахман, приобрело еще большую актуальность. Миром управляют медиа, частной жизни не существует, а общественным мнением легко управлять благодаря манипулятивным видео. Правда, не очень понятно, что этим хочет сказать сам Райт, превращающий довольно левую повестку Кинга в расплывчатый комментарий о современности. В его версии народ легко поддается на манипуляции, и единственный, кто может повернуть несправедливую тоталитарную машину вспять, — герой с сильной волей. Правда, и герою-то это не особо нужно — ему хочется добыть лекарство для дочери и вернуться к семье. Хоть у Бена Ричардса и есть принципы, он не готов идти до конца против толпы, чтобы доказать свою правоту, как, например, герой Саймона Пегга в «Типа крутых легавых».
Главную роль в фильме исполнил Глен Пауэлл, известный по фильмам «Топ Ган: Маверик», «Я не киллер» и «Кто угодно, кроме тебя»
Кадр из фильма «Бегущий человек», реж. Эдгар Райт, 2025
Подобная идейная амбивалентность распространяется и на визуальный язык фильма, и на его темпоритм. Режиссеру явно не особо интересно объяснять поступки персонажа или мир, где мы оказались, и не терпится перейти к самому экшену, который, на удивление, тоже не удался. Райт известен ритмическим монтажом, гиперактивной камерой и визуальной комедией, и в «Бегущем человеке» всё еще чувствуется ДНК авторского стиля режиссера. Однако ему не удается держать единый ритм, в фильме нет запоминающихся экшен-сцен, и складывается ощущение, что Райт не следует творческому порыву, а как будто пытается повторить прошлые хиты на бис.
Особенно это чувствуется в сценах со старым коллегой Райта Майклом Серой, играющим странную версию Кевина Маккаллистера из «Один дома» с революционными замашками. Его злая матушка выглядит как отголосок эксцентричных персонажей из комедий Райта и реликт навсегда ушедшей эпохи. Не удались режиссеру и столь любимые им музыкальные номера, без которых невозможно представить ни один фильм автора, — после просмотра в памяти не остается ни одной сцены или песни. Как будто режиссер пишет теми же красками, но совсем забыл, как держать в руках кисточку.
Фильм собрал отличный актерский состав. Кроме Глена Пауэлла, в «Бегущем человеке» снялись Колман Доминго, Джош Бролин и Майкл Сера
Кадр из фильма «Бегущий человек», реж. Эдгар Райт, 2025
То же самое можно сказать и про исполнителя главной роли Глена Пауэлла, которого активно прочили в новые Томы Крузы, но актеру пока не удается закрепить за собой статус суперзвезды, и «Бегущий человек» ему в этом тоже не поможет. Первый акт чужд актеру, так же как и режиссеру, — ему приходится изображать очень серьезного и злого на мир человека. И это совершенно некомфортное для Пауэлла состояние, поэтому в конце концов он скатывается в привычный для себя сарказм и лицедейство со вставными зубами и накладными усами.
«Бегущий человек» Райта — печальный пример того, что абсолютно ничто не проходит бесследно. Даже когда мы пытаемся сделать вид, что жизнь идет своим чередом. Пандемия, кризис проката, стриминговый пузырь и глобальные социально-политические сдвиги проехались катком по всем нам, и режиссерам, так же как и обычным людям, сложно принять новую реальность и признаться себе, что любимые старые приемы уже не работают.
Вердикт
«Бегущий человек» — попытка известного комедийного режиссера Эдгара Райта вернуть себе былую славу набором привычных для него приемов, которые уже не оказывают такого же эффекта на зрителей, что десять лет назад. Итогом становится неровный экшен с размытым социальным комментарием.