Байки из склепа: «Дело семейное» с Каей Скоделарио и Джошем Гэдом
На четвертом международном фестивале «КАРО/АРТ» показали «Дело семейное» — эксцентричную криминальную историю о семейных тайнах. Картина выйдет в российский прокат 11 декабря. Роли незадачливых брата и сестры исполнили Джош Гэд и Кая Скоделарио, несколько пропавшие с радаров большого кино. Режиссер Алекс Уинтер старается удивить зрителя сюжетом о спрятанном трупе, но выходит не особо уморительно. Рассказываем о делах семейных подробнее.
Неудачник-сценарист Ноа Роблес (Джош Гэд), живущий в Лос-Анджелесе, возвращается домой после новости об инсульте матери. Вместе с сестрой Мег (Кая Скоделарио), примерной семьянинкой, они спускаются в подвал за детскими вещами, но находят протечку и замурованный в стене труп их соседки Пэтти. Лет 30 назад женщина пропала без вести, виновных так и не нашли.
Придя в себя от шока, Ноа и Мег начинают понимать, почему их родители боялись оторваться от дома. Вместо того чтобы обратиться в полицию, они решают защитить репутацию семьи и сохранить дом, который Ноа надеется выгодно продать. Герой Гэда, фанат поп-культуры и тру-крайма, убежден, что всё обойдется, и они сбрасывают тело в карьер. Конечно, похоронить прошлое теперь не так-то просто — уже на следующий день новость об обнаружении останков оказывается в эфире всех местных СМИ.
Первая половина фильма посвящена противостоянию брата и сестры с сиделкой Грейс (Билли Лурд). Ей единственной удается понимать речь матери героев Гэда и Скоделарио после инсульта. Как она сама поясняет, всё дело в терпении. Грейс хочет получить деньги за сохранение семейного секрета, но как ей можно довериться, думают герои. Линия сиделки, видимо, должна вызывать у зрителей сопереживание. Грейс рьяно критикует горе-детей, которым всё с детства подавали на блюдечке, а сейчас они даже не удосуживаются навестить мать, тогда как она сама получает за труд скромные гроши. Возможно, в этом и есть некая правда, однако Грейс показана скорее как сумасшедшая авантюристка, чем добрая самаритянка. Оттого и выяснение отношений кажется затянутой возней на грани буффонады.
Фильм Алекса Уинтера, известного прежде всего как документалист, трудно назвать классической или типовой семейной комедией. Во-первых, мировая премьера «Дела семейного» состоялась в Торонто — уже одно это говорит о некоторой его инаковости. Во-вторых, на уровне темы и сюжета картина идет вразрез с распространенным в популярном кино трендом, согласно которому дети стремятся избежать ошибок родителей, свернуть с дорожки лжи во спасение. Чтобы такие истории не выглядели совсем слащавыми, обычно один из детей занимает моральную позицию, а другой цинично заботится о себе. Вот и конфликт.
Для Каи Скоделарио это первое появление в кино с 2022 года. Сейчас она больше снимается в стриминговых проектах — спортивном мини-сериале «Сенна» и гангстерской комедии «Джентльмены»
Кадр из фильма «Дело семейное», реж. Алекс Уинтер, 2025
У Уинтера начинается примерно так же. Ноа сразу проявляет себя как законченный эгоист, у которого в жизни сплошной кавардак, тогда как Мег, напротив, скромничает и сопротивляется своей, скажем так, преступной и аморальной природе. Однако именно героиня Скоделарио удивит зрителя больше всего.
В общем, герои, или, точнее, антигерои, пытаются убедить и себя, и зрителя, что их действия мотивированы защитой репутации семьи, но очевидно обратное. И в этой очевидности состоит еще один недостаток фильма. Разоблачает лицемерие Ноа и Мег их кузен Боди (Энтони Кэрриган, известный по сериалу «Барри», напоминающему интонацией фильм Уинтера), который как раз искренне верит в силу родственных уз. Его спорадические появления слегка взбадривают повествование абсурдным юмором, но всё же недостаточно для того, чтобы вызвать у зрителя симпатию.
Сценарий фильма написал Майкл М. Б. Галвин, один из авторов драмеди «Миром правит толстый мальчик» Мэттью Лилларда
Кадр из фильма «Дело семейное», реж. Алекс Уинтер, 2025
Отдельно хочется сказать про Каю Скоделарио. Сперва думаешь: неужели она, блиставшая в роли Эффи в «Молокососах», теперь заняла нишу актрис, которые играют скромных жен во второстепенных комедиях? Но по ходу сюжета «Дела семейного» Мег обретает роковую чувственность. Пускай она и смотрится несколько деланно (впрочем, как и весь фильм), но это всё еще Скоделарио к лицу, особенно в финальном монологе.
Джош Гэд, кажется, никогда не проявлял большого актерского таланта, а его комедийный образ устарел лет на 10-15. Сегодня смотреть на гиков-неудачников — удовольствие весьма сомнительное. Неспроста Сет Роген, прежде всех затаскавший этот типаж, всё чаще появляется в других, более сложных и интересных амплуа.
Алекс Уинтер снял документальные фильмы «Заппа», «Машина доверия: Страсти по блокчейну» и «Дети шоу-бизнеса»
Кадр из фильма «Дело семейное», реж. Алекс Уинтер, 2025
Хоть «Дело семейное» пытается в нигилизм, получается не так жестко, как хотелось бы. Словом, беззубо. Кровавый фарс, в который вовлекаются герои, может и развлечь, но ненадолго — словно случайный укол булавкой. В рамках жанра есть куда более продвинутые и эксцентричные картины, снятые американцами в 1990-х, например «Очень дикие штучки» Питера Берга или «Два дня в долине» Джона Херцфелда. Но, возможно, картина Уинтера даст старт более удачным попыткам возродить подзабытую традицию на экранах.
Вердикт
На первый взгляд, Алекс Уинтер снял очередной криминальный фарс о трупе, спрятанном в подвале дома. Однако в действительности режиссер попытался возродить нигилистичную и перверсивную интонацию смелых американских фильмов конца прошлого столетия. Увы, эта попытка оказалась слабой. Впрочем, как легкая комедия «Дело семейное» вполне работает.