«Август»: Лес, в котором…
В российский прокат вышел фильм «Август» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева — очередная экранизация романа Владимира Богомолова «Момент истины». Фильм неизбежно будут сравнивать и с книгой, и с кинематографическим предшественником «В августе 44-го». Рассказываем, почему «Август» — гораздо более близкая оригиналу история.
В 1974 году после тяжелых цензурных мытарств вышел роман советского писателя и бывшего контрразведчика «В августе сорок четвертого», который сам автор предпочитал называть «Моментом истины». Произведение рассказывает о работе контрразведки СМЕРШ: опергруппа капитана Алёхина должна накрыть группу противника, передающую из Шиловичского леса на границе Белоруссии сведения о дислокации советских войск.
Роман Богомолова стал невероятно популярен — его суммарный тираж превысил миллион экземпляров. Естественно, что за годы, прошедшие с первой публикации, военный детектив пробовали перенести на экран. В 2001 году вышел фильм Михаила Пташука «В августе 44-го». В целом зрители встретили картину тепло. Не понравилась лента только самому Богомолову, так что он даже попросил убрать свое имя из титров. Дело не в том, что у Пташука получился плохой фильм. Фильм-то как раз вышел хорошим — добротный военный боевик идеально уловил сюжетную канву «Момента истины». Однако роман Богомолова — сложно скроенное кросс-жанровое модернистское произведение, включающее в повествование потоки сознания персонажей. А этого в первой (на самом деле, второй, но изначальный вариант вообще сняли с производства) картине не было. Зато именно на модернистскую природу первоисточника опирались в производстве новой экранизации. Так говорил продюсер Константин Эрнст, и в целом это утверждение соответствует истине.
Если экранизация Пташука упускала многое в романе, но строго придерживалась его сюжетного скелета, иллюстрируя некоторые сцены практически построчно, то «Август» позволяет себе гораздо больше вольности. Он берет костяк «Момента истины» и наслаивает на него флешбэки, новые эпизоды, дополнительные подробности, замысловато миксует содержание. Казалось бы, зачем усложнять и без того сложный материал? Но режиссеры и сценарист Сергей Снежкин («Любовь Советского Союза») понимали, что делают.
«Момент истины» Богомолова — производственный роман. «Август» — военный фильм, в который включен производственный роман. Дано: группа капитана Алёхина (Сергей Безруков) жарким долгим августом 1944-го работает в лесу размером с Францию, где «прячется всякая сволочь». Всякая — буквально. Лес живет странной, почти потусторонней жизнью, дышит и обладает собственной волей. Вошедшие в лес не остаются прежними. Городское пространство в фильме хоть и интересно как локация для развития детектива, но удивляет откровенно мало, напоминая фон всех современных военных фильмов. Лес — абсолютная находка Никиты Высоцкого («Союз спасения. Время гнева») и Ильи Лебедева («Любовь Советского Союза»). Под сенью деревьев героям встречаются грибы, кролики, лисы, трупы, сбитые самолеты, умершие парашютисты, дамбы, танки, немцы, спички, мох, рации. Мистическая загадочность леса удачно подчеркивается и тем, как оператор Максим Шинкоренко за ним подсматривает. Шинкоренко активно пользуется зеркалами, стеклами, кустами, деревьями и заборами, так что сам визуал картины параллелит процесс слежки героев.
Продюсерами «Августа» стали Константин Эрнст и Анатолий Максимов
Кадр из фильма «Август», реж. Никита Высоцкий, Илья Лебедев, 2025
Сверхъестественный характер леса передается тем, кто дольше всего в нем находится, — Алёхину, Таманцеву (Никита Кологривый) и Блинову (Павел Табаков). Их способности по огурцам вычислять врага, по заплесневелому хлебу находить записки и по сомнению на лицах «читать» обман позавидовали бы Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Группа Алёхина из «В августе 44-го» выглядела гармонично, но простовато. «Август» предлагает нам героев, за которыми интересно наблюдать не потому, что они свои, а потому, что профессионалы. И когда Безруков кричит поверх перестрелки: «Не стрелять, работает СМЕРШ», — зритель отчетливо улавливает то, за что хвалили роман Владимира Богомолова: да, здесь показана Россия за работой.
Группа Алёхина работает «10 суток без результата». Им нужно не просто поймать радистов, а предотвратить прорыв фронта. Перестрелки и бои, погони и слежки, «момент истины», то есть получение сведений у захваченного агента — всё выглядит уместно, эффектно и безошибочно работает на общий сюжет.
Анатолий Максимов считал, что у команды фильма получилось снять «Ночной дозор» в прифронтовой полосе
Кадр из фильма «Август», реж. Никита Высоцкий, Илья Лебедев, 2025
Одна из лучших, пожалуй, сцен фильма — «качание маятника» Таманцевым, когда он врет, что в истерике из-за смерти друга, чтобы напугать радиста, — блестяще разыграна Кологривым. Поначалу слишком уж задиристый типаж Кологривого раздражает и кажется неуместным из-за чересчур современной речи персонажа, но ближе ко второй части актер находит баланс и развивает своего Таманцева до полноценного главного героя картины. Сам Алёхин Безрукова уходит в тень — и потому, что этот актер по типажу и возрасту теперь больше подходит на роль мудрого наставника, и потому, что режиссеры перекладывают на него сентиментальную часть истории — про семью, дочь, потери на фронте и так далее.
Для романа Богомолова важен поток сознания Алёхина, когда тот думает о дочери, читает документы и играет роль, и всё это — одновременно. Создатели «Августа» умудряются, по сути, протащить этот поток сознания через весь фильм. Для отражения модернистской природы произведения вряд ли нашелся бы прием лучше. Кроме того, режиссеры активно используют сны: традиционный ход для включения в повествование новых пластов реальности, страхов и иррационального. Кошмары Таманцева выводят всю ленту за пределы просто военного детектива к психологизму, ценному для Богомолова.
Линию с Аникушиным в сериале значительно изменили: вместо него в патруль с Алёхиным пошел Хижняк
Кадр из фильма «Август», реж. Никита Высоцкий, Илья Лебедев, 2025
Однако сложность фильма в некоторых местах не идет ему на пользу. Пытаясь рассказать историю трех персонажей сразу, а также дать контекст состояния фронта и пришить к этому несколько эффектных бондианских сцен, когда шпионы простреливают себе голову, режиссеры слегка буксуют. Лента получается слишком плотно утрамбованной. Зритель не успевает понять, что нужно было Фомину (Иван Колесников), когда уже вникать, кто такой Павловский (Роман Васильев), зачем мы преследует офицеров, куда они сбегают, — как наступает затишье, и Безруков в поле читает письмо. Неподготовленной аудитории, вероятно, будет сложно. Хорошо, что наивный, прямолинейный Блинов всё время задает нужные вопросы.
Вердикт
«Август» — большая и сильная работа. Возможно, чтобы развернуться в полную силу, ей не помешала бы, например, двухчастная или вообще сериальная структура. Но в целом фильму удается компенсировать свои недостатки и рассказать историю о лучшей в мире контрразведке с нужной интонацией, зрелищно и красиво.