«Астрал. Медиум»: Экстрасенс, подающая надежды
В российском прокате — «Астрал. Медиум», в котором голем становится орудием в жанре ревендж-муви. Рассказываем, как ирландский режиссер Дэмиэн Маккарти остроумно переставляет всё с ног на голову в запылившимся жанре «дом с привидениями».
Ирландский хоррор Дэмиэна Маккарти в этом году обласкан вниманием и зрителей, и профессиональной публики. Похвалы эти заслуженны и справедливы, потому что фильм получился, уж простите за каламбур, о торжестве справедливости. Так или иначе о ней вопрошает вся экранная неупокоенная нечисть, но вопрошает с особой кровожадностью и какой-то неизбирательностью, от которой страдают невинные. В ирландском «Астрале» создатели мстительность демонов отрегулировали (без невинных жертв не обошлось, но размах точно не такой, как у Садако из «Звонка»), а самих их посадили на короткий поводок в руках медиума. И оказалось, что такой приодетый и причесанный хоррор обретает явное сходство с классическим детективом про убийства в одном здании.
Дани (Кэролин Брэкен) смелая: ее не страшит ни ремонт, ни перспектива ночевать в палатке и спальном мешке в гостиной только что купленного старинного дома в глуши. Она даже ставит камеру в жутком загородном строении на таймлапс и буднично записывает сестре-близнецу аудиосообщение, что призраков тут пока не обнаружено. Но, когда посреди ночи в дверь постучит пациент местной психбольницы Олин Бул (Тайг Мёрфи), перепуганный и пугающий одновременно, и Дани, и зрителям гарантированно станет не по себе. Той же ночью женщина будет зверски убита. А год спустя не по себе будет уже ее сестре Дарси (снова Кэролин Брэкен), которая узнает, что муж погибшей и лечащий врач Була, Тед (Гвилим Ли), уже съехался с симпатичной коллегой Яной (Кэролайн Ментон) и вьет уютное гнездышко в том же самом доме.
Кажется, не надо быть экстрасенсом, чтобы понять: Тед — парень мутный. Но Дарси как раз экстрасенс. Незрячая хозяйка семейной антикварной лавки и медиум, она читает предметы. Так оказавшийся в ее руках стеклянный глаз Олина Була помогает Дарси прозреть. Прихватив чемодан с жуткой деревянной куклой-големом, медиум-мстительница отправляется навестить вдовца и его новую возлюбленную. Визит ее будет не из приятных.
Режиссер Дэмиэн Маккарти заставляет нас ждать призрака с совершенно новым чувством — с жутковатым ощущением злорадного возмездия и торжества справедливости. Благодаря этому нетривиальному решению напугать «Астрал. Медиум» (в оригинале гораздо более уместная «Странность») едва ли может. Но зато увлечь и развлечь — более чем. В фильме по большому счету всего две локации, обе нереалистичные и театральные, зато выразительные и отменно работающие: и дом, и психиатрическая больница, кажется, состоят исключительно из узких комнат и коридоров, темных углов и опасных лестниц. Пространство берет своих обитателей в тиски и одновременно отражает узость их мысли — всем скептикам предстоит поплатиться за свое неверие. Ведь если улики и доказательства из астрального мира, может быть, и не выглядят настоящей угрозой, то потустороннее правосудие вершится отнюдь не гуманными методами. Наблюдать за этим тем более увлекательно, сочувствия к жертвам ни на грамм, а магнетизм Кэролин Брэкен, исполнившей роли и жертвы, и мстительницы, действительно экстраординарный. Следить, как она из скорбящей и нуждающейся в помощи одинокой дамы превращается в искусную манипуляторшу, как появляется и исчезает едва заметная улыбка в уголке губ, а невидящие глаза, кажется, прожигают своих жертв насквозь, — большое удовольствие.
В лучшие моменты складывается ощущение, что перед нами отменный, не лишенный злого юмора психологический триллер о вторжении потустороннего в логово скептика. Дарси, которая дразнит Теда проклятыми вещицами вроде звонка коридорного или ростовой деревянной куклы, и Тед, снисходительный ко всем этим суевериям, выглядят как Воланд и Берлиоз. Дарси с големом оказываются на пороге у психиатра практически как герои «Забавных игр» — та же вежливо-наглая манера, перед которой пасуют благополучные буржуа, та же игра в кошки-мышки. Хозяева могут еще какое-то время держать лицо, но зрителю со стороны давно понятно, что они тут больше не хозяева.