«Арман» с Ренате Реинсве: Родители на грани нервного срыва
В российский прокат вышла тревожная психологическая драма дебютанта Хальвдана Ульмана Тёнделя «Арман». Режиссер — внук Ингмара Бергмана и Лив Ульман. Премьера картины состоялась в «Особом взгляде» Канн. Известную актрису Элизабет вызывают в школу: шестилетний сын Арман что-то натворил, подробности неизвестны. Директор и учителя пока не хотят предавать инцидент огласке. Объясняем, как дебютанту удается заинтриговать зрителей, однако разрешение истории не приносит удовлетворения.
Известную актрису Элизабет (Ренате Реинсве) вызывают в школу. Что именно натворил шестилетний сын Арман, мать не знает. Преподавательница младших классов Сунна (Тея Ламбрехтс Волен) уверяет, что всё расскажет, когда до учебного заведения доедут Сара (Эллен Доррит Петерсен) и Андерс (Эндре Хеллествейт), родители пострадавшего Йона. Выясняется, что Арман избил ровесника, да еще и обещал сделать кое-что совсем непристойное. Откуда только такие мысли возникли в голове шестилетнего мальчика — вопрос. Элизабет не верит обвинениям, Сара и Андерс хотят, чтобы школа приняла серьезные меры. Вскоре к беседе присоединяются директор Ярле (Эйстейн Рёгер) и завуч Айша (Вера Велёвич-Йованович). Обстановка накаляется.
«Арман» — полнометражный режиссерский дебют Хальвдана Ульмана Тёнделя, внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман. Так что внимание к фильму привлекает не только большая европейская звезда Ренате Реинсве, но и родство постановщика с великими кинематографистами XX века. Премьера «Армана» состоялась в программе «Особый взгляд» Канн. Фильм получил на фестивале «Золотую камеру» за лучший дебют. Также психологическая драма была выдвинута Норвегией на «Оскар».
В первой половине фильма напряжение планомерно нарастает. В школе сломана пожарная сигнализация, поэтому в самый ответственный момент разговора может раздаться неприятный звук. Кроме того, у завуча снова и снова начинает течь кровь из носа. Камера то приближается к центральным персонажам и кружит вокруг во время разговора, то вместе с героями, чтобы немного остыть, выходит из класса. Полутемные коридоры без привычного для школы шума детворы выглядят зловеще. Родители и педагоги весь фильм изучают пространство учебного заведения, разобраться в примерной схеме здания невозможно. Локациями становятся туалеты, лестничные пролеты и другие этажи.
Арман и Йон быстро отходят на второй план, на самом деле суду подвергается образ жизни Элизабет. Муж актрисы Томас не так давно разбился в автокатастрофе. А мать пострадавшего Йона, Сара, не только была лучшей подругой Элизабет, но и сестрой Томаса. Теперь она винит актрису в смерти брата, переживает за племянника и косо поглядывает на оппонентку. Разобраться, что же произошло на самом деле между двумя мальчиками, с каждой минутой становится всё сложнее. То ли Арман действительно склонен к насилию, то ли Сара помогла сыну придумать историю, чтобы насолить Элизабет. Однако интереснее всего наблюдать за актрисой. Мама Йона всё время напоминает о профессии противницы, намекая, что верить ни одному слову Элизабет нельзя, возможно, она просто играет очередную роль.
«Арман» — настоящий бенефис великолепной Ренате Реинсве. Ее Элизабет находится в пугающем состоянии, на грани нервного срыва. Актриса в течение нескольких минут беспричинно хохочет, но истерический смех постепенно перетекает в плач. Когда же для выражения состояния персонажа режиссеру не хватает слов, автор прибегает к танцу. Элизабет выходит в коридор, почти опускается к полу, затем расправляется, как бы поднимая сама себя за длинный хвост волос. Во второй половине фильм всё больше наполняется абстрактными и сюрреалистическими сценами, которые всё дальше отходят от ссоры двух мальчиков, но представляют нам мать Армана во всём разнообразии эмоций и чувств.
Драма норвежского дебютанта начинается как «Резня» Романа Поланского. Только на сей раз родители из-за конфликта сыновей собираются в школе, а к разборкам подключаются педагоги. Правда, и учительница младших классов, и завуч, и директор оказываются совершенно беспомощны. Педагоги боятся брать на себя ответственность, не могут уверенно описать произошедшие события и постоянно колеблются между родителями. Сунна восхищается актерским талантом Элизабет, а директор Ярле с горечью вспоминает погибшего отца Армана Томаса, одного из своих любимых учеников. Ни о какой справедливости, честном разбирательстве и речи не идет. Остаются одни только домыслы и сплетни, на первый план выходят старые обиды.
«Арман» изобилует любопытными сюжетными поворотами и тонко подмечает отношения между родителями и учителями. Однако в какой-то момент нагромождение истории подробностями ничего не добавляет кино, а только утяжеляет повествование. Стильно снятый фильм с отличными актерскими работами ближе к финалу проседает под собственным весом, а тревога улетучивается. Ульман Тёндель мастерски тревожит не только персонажей, но и зрителей, однако выхода подогретым эмоциям не находит. Несколько обидно, что интрига идет по нисходящей. Однако дебютант, безусловно, талантлив, потому будет интересно следить за его карьерой.