«Аферисты»: Обмани меня, себя и всех остальных
На Apple TV+ вышел авантюрный триллер «Аферисты» — дебютная полнометражная работа режиссера сериалов «Андор» и «Шерлок» Бенджамина Карона. Главные роли исполнили Себастиан Стэн, Джон Литгоу, Джулианна Мур, Бриана Миддлтон и Джастис Смит. Объясняем, почему фильм не является откровением, но может стать достойным одноразовым удовольствием.
Сандра (Бриана Миддлтон) пишет диссертацию на тему афроамериканского феминизма и ищет в книжном магазине в Нью-Йорке роман Зоры Ниэл Хёрстон «Их глаза видели Бога». Продавец Том (Джастис Смит) очарован незнакомкой и приглашает ее на ужин. Несколько минут сомнений, и Сандра соглашается. Роман молодых людей развивается стремительно. Том уверен, что встретил девушку своей мечты: закончила Вассар, цитирует литературную классику, немного говорит по-итальянски и хороша собой. Пара встречается всего пару недель, но окружающие уверены, что влюбленные знакомы несколько месяцев. В идиллию вторгаются внешние обстоятельства. Брат Сандры задолжал нехорошим людям 350 тысяч долларов. И тут выясняется, что для Тома это небольшие деньги, потому что его отец (Джон Литгоу) — миллиардер. Стоило парню передать Сандре сумку с деньгами, как девушка скрылась в неизвестном направлении.
«Аферисты» продюсировала студия A24, которую по праву сегодня ассоциируют с лучшими образцами американского независимого кино. Не столь известно, что A24 занимается производством сериалов («Эйфория», «Рами» и «Ирма Веп»), а также документальных фильмов («Вэл» и «Стефен Карри: Недооцененный»). После недели в прокате «Аферисты» эксклюзивно вышли на Apple TV+, и это отличное кино для стримингов.
Картина стала полнометражным дебютом британца Бенджамина Карона («Шерлок», «Корона», «Молокососы» и «Андор»). И режиссура у «Аферистов» довольно блеклая, ничем не выделяющаяся. Может быть, так и было задумано, ведь это жанровое кино, и зрителю полагается внимательно следить за руками фокусника и не отвлекаться на мелочи. Сценарий написал Алекс Танака, который тоже больше работал на телевидении. Он работал над сериалами «Товарищ детектив» и «Супермаркет», а также комедией Дэвида Гордона Грина«Нянь».
Каждая глава фильма заботливо названа в честь одного из героев (Том, Сандра…). Нелинейное повествование позволяет полноценно раскрыть персонажей и показать, какую игру они ведут на самом деле. Не Тарантино, конечно, но любопытно. Чем дальше идет повествование, тем больше в фильме лжи, манипуляций, интриг и афер. И только в конце складывается общий пазл, становится понятно, что в этой истории большая нехватка положительных персонажей.
Название фильма (весьма точное и бесхитростное) подсказывает, что же ожидает зрителя. Это действительно кино о мошенниках, на уме у которых деньги. А кого могут пытаться обмануть аферисты? Конечно же, наивных богачей. Том тяжело переживает смерть матери, поэтому является легкой добычей мошенников. Пожалуй, если кто в фильме и заслуживает сочувствия, то сотрудник книжного магазина, слегка увлекшийся классической литературой и забывший о настоящей жизни. Не будем рассказывать, кого играют Себастиан Стэн и Джулианна Мур. Скажем только, что ничего хорошего у их персонажей на уме нет и ради наживы они готовы на любую подлость.
Жанр фильмов об аферистах существует давно и зажат определенными рамками. Сценаристы пытаются одурачить зрителей и вызвать удивление. Пожалуй, «Аферистов» можно считать удачными хотя бы потому, что пару раз им все-таки удается заставить аудиторию изумленно переглядываться. Большую же часть времени Карон и Танака используют предсказуемые сюжетные ходы, но на экране то отличные актеры, то роскошные вечеринки, то панорамные виды Нью-Йорка, так что сильно расстраиваться не приходится.
В прошлом году документальная картина «Аферист из Tinder» и сериал «Изобретая Анну» стали хитами Netflix. Конкуренты не могут отставать. Рецепт успеха проектов прост. Это и по-своему увлекательные истории, и исследование человеческих пороков. В мире очень больших денег про честность и милосердие можно забыть. Жертвами аферистов обычно становятся неприлично богатые люди, которые вроде и не замечают потери пары миллионов и не бросаются с крыши небоскреба. Трагедия остается местечковой, почти ненастоящей. Картина Карона идет по знакомому пути недавних предшественников: в жертвах богачи, а находчивым аферистам можно даже посопереживать. Ловко же они придумывают многоходовые схемы!
Но, кроме пары-тройки сложных комбинаций, показывающих, как можно обмануть миллиардеров, «Аферистам» нечего предложить зрителям. Это холодное и безэмоциональное кино, напоминающее ловко сложенный конструкт. Но свою аудиторию картина, конечно же, найдет, да и знакомые фамилии в списке актеров должны помочь.
Сильно ругать фильм Карона не хочется — это изначально разовое зрелище. Если знать все сюжетные повороты, просмотр не имеет никакого смысла. А любителям поразгадывать в меру сложные головоломки стоит присмотреться к криминальной драме. Так что усаживайтесь поудобнее и избегайте спойлеров.