Опубликовано 06 июня 2024, 11:14
4 мин.

«Ада»: Россия как сон

Поделиться:
«Ада»: Россия как сон

Завораживающий дебют Станислава Светлова о взрослении девочки Ады и ее мамы в русской глубинке теперь можно посмотреть в Okko. Премьера картины состоялась на прошлогоднем Московском кинофестивале. Рассказываем о том, как картина напоминает сразу всё детское кино и как от него отличается.

Ада
Рейтинг: 6.8IMDb: 7.8
Жанр: Драмы
2023, 94 мин
Россия, 12+
Режиссер: Станислав СветловГлавные роли: Маша Кожуханцева, Ольга Озоллапиня, Михаил Ложкин, Всеволод Ярчевский, Мария Рыщенкова, Ульяна Лукина

Маленький городок в Нижегородской области. Поля здесь бескрайние, холмы высокие, дома старинные, а дела таинственные. Ада (Мария Кожуханцева) живет одна с мамой. Та рассказала дочери, что отец ее «весь мир», а отчество Витальевна у Ады в честь «жизненной силы». И вплоть до новой поры взросления девочке такого объяснения, кажется, достаточно. Маму Варю, кстати, играет Ольга Озоллапиня, известная по роли другой всепонимающей матери влюбленного подростка — из фильма «14+».

Варя работает в местном лечебном комплексе. У нее роман с Эдуардом (Михаил Ложкин), учителем биологии в школе Ады. В свою очередь, у Ады пробуждается взаимное чувство к однокласснику, молчаливому рыбачку Вите (Всеволод Ярчевский), которого воспитывает дед-алкоголик. Дальнейшее развивается по накатанной: первые месячные и пиво на дискотеке, ночные побеги из дома и прогулки по кладбищам. Драматургия, правда, распределяет эти эпизоды не по учебнику юношеского кино, а более вольно, отдаленно напоминая по ассоциации то ли «Сто дней после детства» Сергея Соловьёва, то ли «Мои первые увлечения» Жана Эсташа. В конце фантазерка Ада подбивает своего мальчика на анархический бунт против реальности — и в очертаниях героев на миг угадываются тени «псковских подростков», но дело кончается благополучно.

Рецензия на фильм «Ада» (2023)

Премьера картины прошла на Московском кинофестивале 2023 года

Кадр из фильма «Ада», реж. Станислав Светлов, 2023

Хеппи-энд, обретение счастья как Адой, так и ее матерью, — судя по всему, принципиальная позиция создателей фильма. Сделать рассказ о детстве современный, но вневременной, честный, но не пугающий. И именно на своем материале, а не экзотическом, иностранном или «условном». Кстати, нижегородские пейзажи с их дореволюционными и советскими руинами, среди которых играют подростки, несколько напоминают пейзажи Тверской области в «Чучеле». В отличие от «Чучела», никакой травли здесь нет — хотя огненная жертва тоже будет. Развалины же, даже современные, в ностальгической дымке объектива обретают прямо «итальянский» шарм. Короче, всё хорошо!

Социально фильм важен как крайне редкий пример истории об отечественных интеллигентах в провинции, почти в селе, которая бы не обернулась даже не трагедией, а чернухой. Чтобы рассказать про семью в глуши не ревом, воем и мычанием, что у нас песней зовется, а элегически, идиллически. Почему-то это считается неправдоподобно. И действительно, порой работа Светлова жестоко грешит против реализма. Набрать большинство актеров из местных (по-шукшински) — хороший ход, но если взрослые еще способны изобразить «население», то дети могут играть, только пока камера в них не вглядывается. Даже профессионально подготовленный исполнитель роли Вити не зря отмалчивается.

Фильм «Ада» (2023): трейлер, кадры, рецензия

Режиссером картины выступил дебютант и выпускник ВГИКа Станислав Светлов

Кадр из фильма «Ада», реж. Станислав Светлов, 2023

Также обученная актриса Кожуханцева, играющая Аду, благодаря сценаристам, напротив, слишком часто говорит нечто странное, не идущее детям. И о несуществующем отце, и своем имени, и что покойная бывшая директриса «не должна была умирать, а должна была жить и 100, и 200 лет». Но еще страннее звучит Эдуард, новый папа героини. Женщинам он вообще цитирует Лао-цзы и еще что-то столь же поэтическое. Свою дочь (другую) учитель биологии нашел в траве, а писать бумажные письма он любит, потому что это «как ночное купание: каждая буква теплая и вглядывается в тебя». Воля ваша, но это неправда, а в ночной реке водятся русалки.

До времени всепонимающие персонажи раздражают, как и постоянный нестерпимо позолоченный осенний свет, и одинаковая, не замолкающая музыка, отсылающая к советской школьной лирике. Но это становится не очень важно где-то в последней трети фильма, когда последняя реалистичность начинает распадаться. Ей на смену приходит понятный для любой глубинки и почвы реализм магический. Тут и оказывается, что дети в траве — не такая уж метафора, а ритуалы Ады — не просто детские суеверия. Фактически героиня фильма — маленькая ведьма. Целованием бакенов она привораживает любимого, колдовством с четверговой солью дарит еще одну жизнь собаке, своей тезке, погромом в магазине отваживает деда Вити от пьянства, сжигая причал, открывает всем дорогу в будущее.

«Ада» (2023): обзор фильма

«Ада» является полнометражным дебютом юной актрисы Марии Кожуханцевой

Кадр из фильма «Ада», реж. Станислав Светлов, 2023

«14+» или недавняя «Голова-жестянка» были про городских, нервных детей. «Географ глобус пропил» рассказывал о путешествии из города к непокоренной природе, но был скорее для взрослых. «Ада» — история любви для школьников (и их родителей), действующая как ворожба и заговаривание, чью силу подпитывает природа цикличная и вечная. Здесь хочется предположить влияние Дениса Осокина, который помог начинающим сценаристам: Евгению Баранову и самому Светлову. Прежде Осокин — в своих книгах и вместе с другим «магическим» режиссером Алексеем Федорченко — уже описывал «альтернативную» (не как в набоковской ли «Аде»?) Россию с выдуманным язычеством и нерасколдованной провинцией. Для школьной сказки самое то, для взрослого зрителя вопрос в том, чем это может послужить: предлогом для эскапизма или поводом для более пристального вглядывания в насущную реальность.

Новое в подписке

Лучшее в подписке