Опубликовано 12 сентября 2024, 19:53
4 мин.

«110» с Елизаветой Боярской и Полиной Цыгановой: Подростковый заговор молчания

Поделиться:
«110» с Елизаветой Боярской и Полиной Цыгановой: Подростковый заговор молчания

В российский прокат выходит драма «110» с Елизаветой Боярской и Полиной Цыгановой в главных ролях. Рассказываем, чем выделяется полнометражный дебют режиссера из Санкт-Петербурга Ильи Михеева.

Девушка, которая училась в лицее высоких искусств Санкт-Петербурга, покончила с собой. Узнав о ее гибели, и преподаватели, и родители, и сотрудники правоохранительных органов, и, естественно, одноклассники пребывают в шоке. Среди последних есть и Алиса (Полина Цыганова), которая начинает кричать на ребят в классе: «Нам всем что, нечего сказать?»

Кажется, одноклассники кое-что скрывают, но выпытать информацию оказывается не так просто. Мама Алисы, известный в городе адвокат Виктория (Елизавета Боярская), пытается по мере возможностей помочь и следователю, и учебно-преподавательскому составу. Но в действительности она не может разрешить кризис в собственной семье: с дочерью у нее отношения напряженные, как струна, которая вот-вот лопнет.

После очередной ссоры с матерью Алиса замолкает. Врачи разводят руками: то ли физиология, то ли психосоматика, поди разбери. Между тем расследование самоубийства ее одноклассницы приходит к неутешительным результатам. Оказывается, девочка стала жертвой жестокого буллинга на одной из лицейских вечеринок. Одноклассники всё знали, но предпочли молчать. Преподавательский состав тоже был в курсе, но решил, как водится, «не выносить сор из избы».

Рецензия на фильм «110»

После премьеры на фестивале «Зимний» картину также показывали на киносмотре «Одна шестая» в Екатеринбурге

Кадр из фильма «110», реж. Илья Михеев, 2024

Премьера фильма «110» состоялась на фестивале авторского кино «Зимний» в декабре 2023 года. Картина получила две награды — за лучшее визуальное решение (оператор Алексей Зайков ранее работал над сериалами «Надежда» и «По колено») и лучшую женскую роль (для Полины Цыгановой роль Алисы — дебют в кино). Визуал здесь и правда довольно изобретательный, может даже чрезмерно. Камера пристально следит за героями, периодически меняя фокус изображения.

Когда персонажи уверены в себе, когда действуют резко, но опрометчиво, Зайков держит их в фокусе. Стоит им проявить нерешительность, остановиться и подумать, в том ли направлении они двигаются по жизни и к каким последствиям приведет их очередной выбор, — изображение превращается в мутное пятно, выводя на первый план малозаметные детали, присутствующие в кадре.

Содержательно «110» касается непростой темы, о которой в последние годы говорили и Алиса Хазанова («Белый список»), и Анна Зайцева («Я иду играть»), и в некотором роде Александр Хант («Межсезонье»). В каждой из этих картин прямо или косвенно авторы обсуждают со зрителями отсутствие диалога между взрослыми и детьми (если не сказать резче — глубокую яму). Тотальная невозможность этот диалог построить как будто бы проскальзывает в том числе и между Викторией и Алисой.

Фильм «110»: трейлер, кадры, рецензия

В последнее время Елизавету Боярскую можно было увидеть в сериалах «Без правил» и «Цикады»

Кадр из фильма «110», реж. Илья Михеев, 2024

Герои Ильи Михеева мечутся в неистовом беспокойстве — правда, не вполне ясны его корни. То ли Викторию мучает неопределенный статус в отношениях с ментом-бойфрендом (Дмитрий Лысенков здесь играет такого же неприятного персонажа, как и в сериале «Алиса не может ждать», разве что полицейский тут не педофил), то ли она переживает по поводу самостоятельного воспитания дочери в отсутствие отца (где он, в кадре не проговаривается). О чём болит у самой Алисы, разобраться еще труднее: кажется, она хочет казаться «белым рыцарем» (все одноклассники молчат, и лишь она поведает миру взрослых истину), но так ли чисты ее помыслы, можно только гадать.

«110» двигают вперед отличные актерские работы. Дуэт Боярской и Цыгановой практически безупречен, химия между их героинями считывается с первых минут. Один их совместный танец как способ найти ключ к пониманию друг друга — эпизод, достойный восхищения. Возникновение эмпатии к маме с дочерью после этой сцены практически гарантировано.

Конечно, дебют Михеева не лишен некоторой вторичности. Но это отнюдь не минус картины, скорее просто факт: многие сюжетные ходы можно без труда предугадать, а эмоционально поданные диалоги вряд ли вызовут «вау-эффект», пусть и разыграны предельно метко и точно. За что «110» можно отдать должное, так это за социальный подтекст, который обращает внимание общества на важную и неразрешимую проблему отцов и детей.

Обзор фильма «110»

После «110» юная актриса Полина Цыганова успела сняться в сериале «Юг» и фильме «Чистый лист»

Кадр из фильма «110», реж. Илья Михеев, 2024

«Если бы этого письма не было, вам бы до сих пор было насрать», — выпалит один из провинившихся подростков, когда всё тайное станет явным. И в чём, как говорится, он не прав? Из года в год родители переводят ответственность за воспитание детей на кого угодно (от нянь и работников детских садов до преподавателей в школах и ВУЗах), а воз и ныне там. Всем некогда, у всех есть более важные дела, чем занятие своими детьми. Да что там занятие: Михеев прямолинеен донельзя, показывая невозможность Алисы просто открыть рот в присутствии матери.

Сказать, что «110» — кино революционное, конечно, нельзя: картина точно не безупречна, да и не старается действовать тонко (если персонаж страдает, покажем дождь, в котором он спрячет свою боль; если не может в чём-то признаться, добавим онемение, etc.). Но в нише российских авторских драм фильм определенно займет достойное место. В текущем переизбытке аудиовизуального контента видели мы и гораздо менее примечательные проекты. Не будем забывать — это еще и крепкий дебют молодого автора, за развитием которого хочется наблюдать теперь пристальнее.

Новое в подписке

Лучшее в подписке