Опубликовано 25 октября 2023, 09:11
9 мин.

«Звездные войны» скатились или нет? Почему многие претензии к франшизе далеки от реальности, а то и вовсе выдумка

Поделиться:
«Звездные войны» скатились или нет? Почему многие претензии к франшизе далеки от реальности, а то и вовсе выдумка

Фильмы и сериалы по «Звездным войнам» выходят больше 45 лет. И уже около 20 лет многие фанаты их ругают и утверждают, что киновселенная «скатилась». Разбираем несколько наиболее популярных претензий к киновселенной и, возможно, разоблачаем их.

В начале XXI века говорили, что приквелы испортили идеи оригинальной трилогии. Потом появились сиквелы, и укрепилось мнение, что Лукас на самом деле снял достойное кино, а вот студия Disney всё испортила. Восьмой эпизод оценили ниже седьмого, но простили его после появления девятого, который оказался еще хуже. Каким-то парадоксальным образом франшиза продолжает существовать и развиваться. Возможно, всё дело в том, что многие недостатки «Звездных войн» — просто выдумка? Проблемы, конечно, есть. Но на самом деле в «далекой-далекой галактике» всё хорошо — не хуже, чем раньше.

Сюжеты «Звездных войн» повторяются — зрителям подают ремейки под видом новых эпизодов

Вселенная «Звездных войн»: все фильмы и сериалы

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

реж. Джей Джей Абрамс, 2015

Отчасти это правда. Действительно, «Новая надежда», «Скрытая угроза» и «Пробуждение силы» — первые фильмы трилогий — пересказывают один и тот же сюжет. Юный джедай начинает свой путь и рушит огромную базу, ученик теряет наставника. Финалы каждой серии тоже похожи: в «Возвращении джедая» Люк и Дарт Вейдер побеждают Императора, в «Мести ситхов» Оби-Ван сражается с Энакином, в «Скайуокере. Восход» Рей и Кайло Рен сталкиваются… снова с Императором.

Но у этих повторов есть как минимум две причины. Во-первых, это обосновано в рамках сюжета одной франшизы. Еще в оригинальной трилогии подчеркивали цикличность происходящего: Император, которому прислуживал Вейдер, сталкивался с его сыном, а Оби-Ван, когда-то победивший своего врага, умирал от его руки. То есть проявления Силы в этой вселенной повторяются, и каждый раз новый герой должен пройти тот же путь и привести мир к балансу. В приквелах как раз показали, что результат может быть противоположен ожидаемому. А Люк, как оказалось, не довел дело до конца. Значит, придется новому герою еще раз столкнуться со злом.

«Звездные войны: Новая надежда»

Кадр из фильма «Звездные войны: Новая надежда»

реж. Джордж Лукас, 1977

Во-вторых, «Звездные войны» изначально не были оригинальной историей, и Джордж Лукас никогда этого не скрывал. По сути, сюжеты фильмов — компиляция десятков известных произведений: от вестернов и кино про самураев до комиксов и фантастических книг. Лукас заимствовал буквально все основные детали: C3PO похож на робота из «Метрополиса», песчаная планета с несколькими светилами и холодное оружие пришли из «Дюны» Фрэнка Герберта, летящие титры — из сериала «Флэш Гордон покоряет Вселенную», Звезда смерти — планета Монго из комиксов про того же Флэша Гордона.

Вступление к «Новой надежде» напоминает «Трех негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы, Дарт Вейдер и штурмовики — злодеев из The Fighting Devil Dogs, атака на Звезду смерти — сражение из «Разрушителей плотин». Даже знаменитый золотой купальник принцессы Леи скопирован то ли с комикса «Валериан и Лорелин», то ли с обложки одной из историй Эдгара Берроуза про Джона Картера.

Но еще важнее, что основа сюжета «Звездных войн» — традиционный «путь героя», некогда сформулированный Джозефом Кэмпбеллом. По этой схеме построены почти все классические мифы и легенды, а также приключенческие романы и львиная доля фантастики. Разумно ли обвинять авторов в повторах, если они используют сюжет, который существует веками?

В новых фильмах много сюжетных дыр и нестыковок

Все фильмы франшизы «Звездные войны»

Кадр из фильма «Звездные войны. Скрытая угроза»

реж. Джордж Лукас, 1999

Это тоже отчасти правда. Но есть один нюанс: «Звездные войны» никогда не славились логичностью сюжета. Это не «Стартрек» или «Вавилон 5», где пытались дать научное обоснование каждой детали. В творении Лукаса изначально много мистики и даже магии — иначе Силу не назовешь, и 20 лет назад режиссера ругали за попытку объяснить ее с точки зрения науки — в приквелах рассказали, что в крови у джедаев есть некие мидихлорианы.

Если критически посмотреть на первую трилогию, то она построена абсолютно сказочно: никто не объясняет, почему R2-D2 ведет себя как живой, почему в космосе распространяется звук и почему Чубакка стреляет лазером из арбалета. А еще зачем штурмовикам броня, если она ни разу никого не защитила, и почему элитные войска не могут попасть по четверке необученных героев. И в конце концов: как эвоки, вооруженные палками и камнями, победили сильнейшую Империю?

Позже фанаты и другие авторы придумывали собственные ответы на эти вопросы. Но по факту изначально их не объясняли, потому что… это просто не нужно. «Звездные войны» — космический вестерн, приключения, веселое кино, а не глубокая научная фантастика.

Сюжетные дыры из оригинальных фильмов начали закрывать уже в приквелах и продолжениях. Дело не только в упомянутых мидихлорианах. Ответа на вопрос, как имперцы прозевали дыру в безопасности Звезды смерти, пришлось ждать почти 40 лет — до выхода «Изгоя-один». Оказалось, это злонамеренная диверсия. Про R2-D2 объяснял Энакин в «Войнах клонов» — тот действительно отличается от обычных астродроидов.

«Изгой-один: Звездные войны. Истории»

Кадр из фильма «Изгой-один: Звездные войны. Истории»

реж. Гарет Эдвардс, 2016

В новых частях подобные нестыковки разбирают намного быстрее. Совсем недавно все возмущались, как в девятом эпизоде вернулся погибший Император, — и вот об этом уже рассказывают в третьем сезоне «Мандалорца». Это не делает сам факт его появления полностью оправданным, но именно с точки зрения логики всё сходится.

Даже мелочь из «Последних джедаев», про которую сняли несколько саркастичных роликов, — на самом деле надуманная. В этом фильме Первый орден отследил корабли Сопротивления через гиперпространство. Персонажи обсуждают, что это невозможно, а Лея просто говорит: «Но они это сделали». Сюжетная дыра? Лень сценаристов? Нет, если включить сериал «Повстанцы», где уже в первом сезоне показали маячок XX-23, который разработали специально для отслеживания кораблей в гиперпространстве.

Так что если смотреть больше спин-оффов и сериалов, многие вопросы отпадут. Или можно вспомнить старые фильмы и понять, что вопросов к ним еще больше, чем к новым.

Disney выпускает слишком много фильмов и сериалов, превращая их в конвейер

Сериалы по «Звездным войнам»

Кадр из сериала «Дроиды»

реж. Кен Стефенсон, Клайв Э. Смит, 1985

А вот здесь дело на сто процентов в недостатке информации. Некоторые зрители считают, что до появления приквелов, а следом за ними «Войн клонов», существовала только оригинальная трилогия — знаменитые четвертый, пятый и шестой эпизоды. На самом же деле до 1987 года вышло восемь проектов по «Звездным войнам»: кроме номерных прокатных картин, были выпущены телефильмы «Праздничный спецвыпуск», «Приключения эвоков», «Битва за Эндор» и мультсериалы «Эвоки» и «Дроиды». А последний еще и завершился полнометражкой «Великий Хип».

Создавали их по одной простой причине: чтобы расширить аудиторию франшизы, привлечь детей и продавать больше сувениров. Это, кстати, разрушает и стереотип, якобы первые фильмы делались ради «идеи», а сейчас всё только для заработка.

«Приключения эвоков»

Кадр из фильма «Приключения эвоков»

реж. Джон Корти, 1984

Действительно, Джордж Лукас снимал первую картину, еще являясь молодым автором, и получил минимальный гонорар. Но зато он сохранил права на всех своих персонажей и после релиза «Новой надежды» тут же наладил продажу игрушек, футболок, моделей космических кораблей и прочего мерча.

То есть и раньше создатели «Звездных войн» ставили производство на поток ради заработка. Просто про дополнительные проекты все быстро забыли. Как забудут и про некоторые новые. И это подводит к следующей претензии.

Качество новых фильмов хуже, они часто проваливаются

«Хан Соло: Звездные войны. Истории»

Кадр из фильма «Хан Соло: Звездные войны. Истории»

реж. Рон Ховард, 2018

Откровенные неудачи сейчас есть. Про «Скайуокера. Восход» еще можно спорить — там хотя бы отличные экшен-сцены и картина собрала отличную кассу, а вот про «Хана Соло» все забыли чуть ли не сразу после релиза. Из-за этого «Оби-Вана Кеноби» переделали из фильма в сериал, но в итоге получилось еще хуже. Историю приключений знаменитого джедая, который пускается на поиски юной принцессы Леи, ругали за нелепый сюжет и плохую постановку вплоть до финального эпизода. И даже встреча с Вейдером лишь частично исправила ситуацию.

Можно сколько угодно говорить про неудачи современных «Звездных войн», но есть один неоспоримый факт: своей низшей точки франшиза достигла еще в 1978 году, когда вышел «Праздничный спецвыпуск». Этот фильм, который сняли для рождественского телеэфира, получился настолько плохим, что сам Джордж Лукас годами старался стереть все упоминания о нем. Долгое время эту часть было почти невозможно найти. Позже кто-то просто загрузил копию в интернет, и она быстро стала своеобразным мемом. До сих пор актеры франшизы, участвовавшие в съемках «Праздничного спецвыпуска», стараются не отвечать на вопросы об этой части, нервно смеются или отшучиваются, что не помнят ее. В конце концов, оценка 2,1 на IMDb что-то да значит.

Строго говоря, из классики все телефильмы и мультсериалы — посредственные. В историях про эвоков инопланетные мишки почему-то заговорили человеческими голосами, хотя в «Возвращении джедая» лишь что-то лепетали на своем языке, а для пущей сказочности авторы включили в фильмы закадровый голос. А «Дроиды» просто толком ничего не добавляли к франшизе.

«Звездные войны: Праздничный спецвыпуск»

Кадр из фильма «Звездные войны: Праздничный спецвыпуск»

реж. Стив Биндер, Дэвид Акомба, 2019

Сейчас же процент удачных «попаданий» гораздо выше. На каждого «Хана Соло» выходит свой «Изгой-один», который часто называют лучшим фильмом из «Звездных войн» нового времени. «Оби-Ван Кеноби» появился в один год с «Андором» — самым суровым и реалистичным сериалом франшизы. Мультсериал «Сопротивление» прошел почти незаметно, зато удались «Повстанцы». А «Войны клонов», начавшиеся с почти детских коротких историй, превратились в отличную драму, когда дело дошло до «приказа 66». Из этого сериала выросла еще и очень необычная «Бракованная партия».

Кстати, сейчас уже подзабыли, но в 2003 году, между второй и третьей частью приквелов, выходили другие «Войны клонов» — мультсериал от знаменитого Генндия Тартаковского, снятый в его фирменном стиле анимации.

Киновселенная слишком сильно завязана на одних и тех же героях

Кадр из «Мандалорца»

Кадр из сериала «Мандалорец»

реж. Рик Фамуйива, Брайс Даллас Ховард, Дэйв Филони, 2019

Эта проблема — возможно, главный камень преткновения двух противоборствующих групп фанатов. Действительно, на протяжении всех десятилетий существования франшизы авторы так и не смогли избавиться от привязки к Скайуокерам, Императору и прочим персонажам, которые появлялись в оригинальной трилогии.

В сиквелах Рей поначалу объявили случайной героиней, якобы подтверждая, что Сила может быть у любого. Потом выяснилось, что она — внучка Палпатина и воевать ей придется со своим же дедом, а помогать будет сын Леи и Хана Соло. Это, конечно, отсылка к столкновению Люка с собственным отцом, но фраза «Я твой дед» скорее смешит, чем пугает.

Еще чаще критики и зрители ругаются, потому что даже в спин-оффы рано или поздно заглядывают главные герои франшизы: это случилось и в «Изгое-один», и в «Мандалорце». Даже в «Оби-Ване Кеноби» не придумали другую героиню, которую нужно спасать, отправив джедая на поиски Леи, чем навредили канону: странно, что в «Новой надежде» она говорит лишь «Вы служили моему отцу», а не вспоминает совместные приключения.

Сериал «Асока»

Кадр из сериала «Асока»

реж. Дэйв Филони, Стеф Грин, Рик Фамуйива, 2023

Но пока одна часть поклонников ругается на такую банальность, другие взрывают рейтинги сериалов и ждут сцены с любимыми героями. После появления Люка Скайуокера в «Мандалорце» буквально в первые часы после премьеры интернет заполонили кадры и видео с ним. Можно посмотреть на рейтинги эпизодов второго сезона: выше всего оценили те, в которых фигурируют Бо Катан, Асока Тано, Люк.

С «Книгой Бобы Фетта» еще ироничнее: высший рейтинг — у предпоследней серии, где появляются Грогу, R2-D2, Асока Тано, Дин Джарин и всё тот же Люк. А ирония в том, что главного героя, то есть Бобы, здесь нет. И если просто поискать где-нибудь на YouTube самые популярные сцены из упомянутых проектов — результат будет тот же. То есть на самом деле массовый зритель больше всего хочет видеть именно фансервис.

По итогу получается удивительная история: зачастую поклонники «Звездных войн» предъявляют претензии к новым фильмам, озвучивая те же проблемы, что есть и в старых картинах. А иногда и вовсе ругают за недостатки, которых не существует. Конечно, было бы глупо отрицать, что у франшизы бывают провалы, а Disney слишком путается в своих планах. Но всё же именно сейчас разнообразие и процент удачных релизов только растут. Возможно, стоит признать, что «Звездные войны» никуда не скатываются, а просто существуют на радость публике?

Новое в подписке

Лучшее в подписке