Женщина, которая бежит: О чем снимает Хон Сан-су?
Разбираем творческий метод корейского режиссера Хон Сан-су.
Хон Сан-су — один из самых плодовитых режиссеров в мире: в год он стабильно выпускает один, а то и два фильма. Немного статистики: ему 60 лет, на сегодняшний день он снял 25 фильмов, в 8 из которых снялась его любимая актриса и муза Ким Мин-хи.
Три истории
«Женщина, которая убежала» разбита на три истории, в каждой из которых главная героиня Гам-хи (Ким Мин-хи) встречается с разными подругами. Первая — живет на окраине города и держит кур. Вторая — инструктор по фитнесу, она рассказывает о своем опрометчивом романе с молодым мужчиной. Третья — работает в кинотеатре и замужем за бывшим бойфрендом Гам-хи. Первые две встречи запланированы, третья — «случайна»: девушка притворяется, что просто проходила мимо. Вообще же дело в том, что Гам-хи вот уже пять лет как замужем. И все это время ни на день не расставалась с супругом. Об этом она говорит подругам то ли с гордостью, то ли с сожалением. В итоге зрители понимают, что ее брак не так уж и безоблачен — есть поводы для побега.
Кадр из фильма «В другой стране»
реж. Хон Сан-су, 2012
Фильм «В другой стране» (2012) также имеет трехчастную структуру. И снова три истории объединяет одна героиня — молодая кореянка, которая записывает свои мысли в блокнот. От безделья она воображает различные ситуации, героиней которых неизменно оказывается одна и та же женщина (или не одна и та же?) по имени Анна (Изабель Юппер). Она приехала на курорт в приморскую провинцию Маханг. В первой новелле Анна — французская режиссерка, к которой ревнует своего супруга (Квон Хэ-хе) беременная женщина. Во второй — Анна изменяет мужу-ревнивцу с корейским режиссером. В третьей — она разведенная женщина, которую бросил богатый муж ради кореянки помоложе.
Главные героини – женщины
Как можно было уже заметить, в мире Хон Сан-су главные роли часто отведены женщинам. В «Женщине, которая убежала» мы видим целую галерею женских образов. Героини, как это часто бывает у Хона, ведут свои «женские», ни к чему не обязывающие разговоры (можно их назвать и «смоллтоком»), примеряют одежду, защищают бездомного котика от сварливых соседей, жалеют бедных кур, которых петухи агрессивно заставляют спариваться. Одна пара в этом фильме — лесбийская, что является настоящим революционным шагом в фильмографии корейца (обычно все герои у него традиционной сексуальной ориентации).
Кадр из фильма «Женщина, которая убежала»
реж. Хон Сан-су, 2020
В картине «В другой стране» такая же ситуация. Мало того, что Изабель Юппер играет трех героинь с разными судьбой и характером, так рядом с ней множество второстепенных женских персонажей. Есть управляющая отелем, молоденькая девушка, которая очень услужливо ведет себя с Анной. Есть беременная кореянка, которая не в восторге от вертящейся возле мужа иностранки. Есть, наконец, пожилая учительница — компаньонка Анны. Они путешествуют вместе — так ведь веселее.
Любимые актеры
Интересно, что оба эти фильма объединяет один актер — Квон Хэ-хе. В «Женщине» он играет успешного писателя, с которым у Гам-хи когда-то был роман. Девушка обвиняет его в излишней болтливости. В более ранней работе Хона Квон исполняет роль мужа беременной кореянки, который клеится к Анне. Интересно, что этот актер снялся в более чем двух десятках фильмов у себя на родине, но известность ему принесла драма «В другой стране», представленная в Каннах.
Кадр из фильма «В другой стране»
реж. Хон Сан-су, 2012
Хон Сан-су вообще любит работать с проверенными актерами. Так как он плодотворно снимает уже 25 лет, лица в кадре, конечно же, меняются. При этом все равно для любителей творчества корейца отдельная забавная игра — узнавание того или иного актера. Тем более, что зачастую, переходя из фильма в фильм, они предстают в похожих образах. Но детали и обстоятельства всегда разнятся. Все-таки это не один большой фильм, а мини-вселенная корейского мастера.
Творческие люди в центре сюжета
Гам-хи по сюжету — флористка, у ее подруг тоже интересные профессии. Третья история, например, развивается в кинотеатре. Хон вообще часто помещает героев в хорошо знакомую ему среду. В фильме «В другой стране» и вовсе половина героев — кинорежиссеры. Корейский автор достаточно иронично относится к собственной персоне. Если верить ему, многие режиссеры любят выпить и поговорить, а также изменяют своим женам (Хон и сам преуспел в этом деле — длившийся несколько лет его роман с Ким Мин-хи привёл к его разводу с супругой).
Кадр из фильма «В другой стране»
реж. Хон Сан-су, 2012
В разговорах его героев то и дело обсуждаются высокие темы — поцелуй на Берлинском кинофестивале, неэтичность поедания телятины (у коров такие красивые глаза!), ну и, конечно, смысл жизни. Так, один из героев — буддист — объясняет Анне, что она, кажется, так и не повзрослела и плохо себя знает. Что уж говорить о других! На что Анна, раздражившись, просит подарить ей его любимую перьевую ручку «Монблан».
Алкоголь как фон
На вопрос о том, почему в его фильмах так много выпивают, корейский режиссер обычно отвечает, что снимает о том, что сам хорошо знает и любит. Ему неинтересно показывать, как герои пьют кофе. Намного органичнее его персонажи выглядят, когда сидят в баре или кафешке за бутылочкой соджу.
Кадр из фильма «Женщина, которая убежала»
реж. Хон Сан-су, 2020
В фильме 2012 года героиня Изабель Юппер достает из дамской сумочки целых две бутылки соджу (!) и выпивает одну за другой. Она признается, что ей очень нравится этот корейский напиток. В другой сцене мы видим, что на столе вместе с бутылками соджу стоит и пиво. А утром возле палатки спасателя, с которым переспала Анна, валяется целая гора бутылок. В «Женщине, которая убежала» тоже пьют. Но не соджу, а белое вино. В лишенном мужчин мире дамы предпочитают более благородные напитки. Удовольствие растягивается, да и опьянение наступает медленнее.
Детали-макгаффины
В новом фильме корейца активно едят очищенные яблоки . Подобным, казалось бы, незначительным деталям Хон Сан-су уделяет большое внимание. Подруга рассказывает Гам-хи, что стала вегетарианкой и пару минут чистит и режет яблоки. Пожалуй, в этом случае яблоки можно посчитать макгаффинами (макгаффин — элемент фильма, завладевающий вниманием зрителей или являющийся двигателем вымышленного сюжета). Или вот рыжий кот, вокруг которого разразился целый скандал. Сердитый сосед обвиняет подругу Гам-хи в том, что она кормит кота. А его жена настолько боится котов, что боится выходить на улицу.
Кадр из фильма «Женщина, которая убежала»
реж. Хон Сан-су, 2020
«В другой стране» также богат на такие детали. Взять хотя бы голубой зонтик, который Анне дарит управляющая отелем. Во второй главе Анна прячет его среди камней. А находит — о чудо! — в третьей (а ведь она уже другой персонаж, пусть и с тем же именем). Или пресловутый маяк, который хочет посмотреть героиня Юппер во всех трех главах. Не было бы маяка, она бы не познакомилась с симпатичным спасателем. Мир картин Хона вещественный. Мельчайшая подробность (обрывок фразы или предмет) обязательно сыграют важную роль в сюжете. Режиссер неслучайно разбрасывает интересные детали для внимательного зрителя.
Два этих фильма корейского мастера могли бы сложиться в дилогию. В «Женщине» Гам-хи убегает от мужа, понимая, что мир на самом деле не ограничивается душными отношениями. В фильме «В другой стране» Анна бежит от самой себя, от неудачного брака, от назойливого ухажера. И если уж женщина надумала бежать, то она обязательно это сделает.