Опубликовано 17 июля 2023, 12:31
10 мин.

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Поделиться:
Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Впервые с 1960 года в Голливуде бастуют сразу два профсоюза. Главный вопрос, который появляется у всех, кто так или иначе связан с американской киноиндустрией: как отрасль выберется из этой ситуации? Спойлер: с большим трудом. Кажется, мы наблюдаем за крупнейшим сдвигом в бизнесе, который продолжается с 2020 года после начала пандемии COVID-19, повлекшей глобальные изменения в прокате. Стоит оговориться, что его последствия представить трудно, но мы попробуем это сделать в самом конце статьи.

С 1 мая идет забастовка Гильдии сценаристов (WGA). Опустевшие сценарные комнаты поставили на паузу работу над многими проектами как для кино, так и для телевидения. Сценаристы прекрасно знают свои права и готовы добиваться соблюдения нужных условий до победного конца. Студиям памятна их забастовка в 2007 году, когда пришлось повторять в эфире уже снятые эпизоды (к слову, некоторым сериалам такой подход оказался нелишним: «Теория большого взрыва» стала настолько популярной отчасти благодаря постоянным повторам серий — к ней успели привыкнуть многие американцы).

С 14 июля к сценаристам присоединились актеры (SAG-AFTRA). Их Гильдия также не смогла достичь нужных договоренностей с продюсерским Альянсом, что приводит Голливуд к одному из крупнейших кризисов со времен пандемии COVID-19. Давайте ответим на главные вопросы.

Что такое SAG-AFTRA и кто именно бастует?

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Matt Winkelmeyer/Staff/Getty Images

SAG — Гильдия киноактеров (Screen Actors Guild), тогда как AFTRA — аббревиатура американского Союза теле- и радиоактеров (American Federation of Television and Radio Artists). Гильдия и Союз по отдельности были сформированы в 1930-х, а объединились в 2012-м. Эти профсоюзы объединяют самых разных актеров, включая каскадеров, кукловодов и актеров массовки, то есть не только Тома Круза и Анджелину Джоли, но и тех, кого вы никогда не узнаете. В Cоюз входят также певцы и ведущие теле- и радиопередач, но они в забастовке не участвуют. У всех свои договоры с продюсерским Альянсом (AMPTP), и как раз 13 июля закончилось действие соглашения с актерами кино и сериалов. Они-то и бастуют в попытке изменить условия договора. То есть если актер снимается в рекламе, то его забастовка не касается — у актеров рекламы договор с продюсерами истечет позже.

Почему бастуют актеры?

«Чего им вообще надо? Актеры зажрались», — такие возгласы можно услышать от зрителей, привыкших читать о многомиллионных гонорарах и роскошном стиле жизни звезд. Но богатые тоже плачут, хоть и предпочитают не распространяться об этом. В 2022-м актриса Тараджи П. Хэнсон рассказывала в программе The Real, как распределился ее гонорар за роль в драме «Загадочная история Бенджамина Баттона», за которую ее номинировали на «Оскар». Хэнсон получила 150 000 долларов, половину из которых уплатила дяде Сэму на налоги. Из 150 тысяч нужно было вычесть процент на зарплаты ее команде, с которой Хэнсон работала (личные стилисты, гримеры и так далее). Оставшиеся 30 000 долларов актриса заплатила за учебу сына. «Заметьте, я снималась пять месяцев, и за это время я не могла зарабатывать больше нигде», — отмечает Тараджи.

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Alexi Rosenfeld/Contributor/Getty Images

Но давайте посмотрим правде в глаза: далеко не все актеры — звезды. Лос-Анджелес, Мекка киношников и сериальщиков всех мастей, просто кишит актерами. И зачастую это актеры массовки. С ними сейчас происходит история, как будто взятая из сериала «Черное зеркало». Альянс кино- и телевизионных продюсеров (AMPTP) предложил платить актерам массовки за один день работы, во время которого человека отсканируют и будут использовать дальше в цифровом виде во всех необходимых случаях. Разумеется, без какой бы то ни было дополнительной оплаты. AMPTP такой расклад отрицает (и выпустил по этому поводу заявление), но проблема не ограничивается оцифровкой.

Дело в том, что скоростное развитие нейросетей уже позволяет генерировать массовку на общих планах. То есть прибегать к работе актеров придется только для средних и крупных планов. Остальное сгенерирует нейросеть. Такой подход оставит без работы многотысячную армию людей, и их защита — отчасти один из предметов переговоров Гильдии и Альянса.

Последний раз актеры бастовали в 1980-м, когда видео грозилось убить кинопрокат (не вышло). Отсюда можно заметить, что забастовки в Голливуде напрямую связаны с техническими изменениями. Вы смотрите фильмы в кино, по ТВ, на дисках, на стриминг-платформах, и за всё это их создатели получают отчисления.

Так все-таки проблема в деньгах?

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Matt Winkelmeyer/Staff/Getty Images

Отчасти да. Но еще раз подчеркнем, что дело не только в деньгах, но и в использовании искусственного интеллекта (ИИ), поскольку он очень быстро развивается и никто не знает, каковы его пределы и как его будут использовать.

Другая и очень важная проблема напрямую связана с одной из тем забастовки сценаристов — это отсутствие прозрачности. Стриминги не хотят отдавать информацию о просмотрах их проектов, что сказывается на residuals — отчислениях, которые актеры (и прочие авторы проекта) получают за повторные просмотры. SAG, в составе которой около 140 000 человек (среди них не только актеры кино и ТВ, но и каскадеры, а также артисты озвучания), считает, что сейчас отчисления никак не соотносятся с просмотрами, то есть нет никакой прозрачности.

Главный переговорщик SAG-AFTRA Дункан Крабтри-Айрленд говорит, что Гильдия просит платить актерам 2 % от доходов, собранных от подписчиков. Для продюсерского Альянса такая цифра неприемлема. AMPTP уверяет, что предложил Гильдии актеров крупнейшее повышение гонораров за 35 лет, включая увеличение отчислений от проката за рубежом на 76 %.

Прозрачность, безусловно, нужна, но при этом стоит учесть, что у каждой платформы свои параметры просмотра. Например, Amazon учитывает не только просмотры, но и конверсии, им важны покупки на Amazon Prime. У Netflix своя метрика, определяющая успех проекта, связанная с тем, сколько аккаунтов досмотрели проект, сколько бросили, сколько вернулись, что зрители смотрят первым делом, когда подписываются. Выработка единой системы оценки успешности сериала или фильма на стриминговой платформе со стороны кажется примерно такой же утопией, как и желание иметь одну-единственную платформу со всем кино- и телеконтентом.

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Pacific Press/Contributor/Getty Images

Но не будем лукавить, финансы всё еще важны для всех членов Гильдии актеров. Инфляция пожирает средства всех американцев, а, как мы помним, не все актеры получают огромные гонорары. Пенсии и медицинские страховки также среди вопросов, обсуждаемых на переговорах с Альянсом.

Есть еще один аспект, который редко освещается в связи с требованиями SAG, и связан он с записью прослушиваний. Как правило, прослушивания проходили так, как вы часто видите в кино и сериалах. Актер или актриса заходит в комнату, где сидят режиссер и директор по кастингу (и кто-нибудь еще), и записывает на камеру фрагмент своей роли. Иногда в компании уже утвержденного коллеги по цеху. Но когда началась пандемия, прослушивания начали записывать дома, на камеры смартфонов и отправлять по нужным адресам. Чтобы записать сцены правильно, нужно установить телефон на штатив, попросить кого-то подавать реплики за другого героя, наконец, правильно выставить свет, чтобы показать себя во всей красе. Далеко не все способны сделать это корректно, а прослушивание — чертовски важное мероприятие для любого актера. Тратить по 100-300 долларов на запись прослушивания, которое может ни к чему не привести, далеко не все могут себе позволить (еще раз: не все — Томы Крузы!), а потому SAG-AFTRA требует ввести инструкции, которые помогут актерам снимать свои прослушивания должным образом. В принципе, это не очень-то и важное требование, но кто знает, может, оно кому-то поможет получить роль.

Значит, студии зажрались?

Тут не всё так однозначно, поскольку у студий свои проблемы. Последние годы идут массовые увольнения сотрудников, Голливуд подкосила пандемия, стриминги выбили почву из-под привычной схемы проката. Мейджоры могут просто исчезнуть, раствориться в многочисленных слияниях. При этом студии постоянно прибедняются. Даже во время прошлой забастовки сценаристов в 2007-м, когда дела у них шли гораздо лучше, они ссылались на «переходный период», который не позволял повысить ставки. Однако на сей раз у них на руках настоящие козыри — индустрия действительно находится в очень непростом положении.

Боб Айгер, президент и председатель совета директоров компании The Walt Disney Company

Боб Айгер, президент и председатель совета директоров компании The Walt Disney Company

Lionel Hahn/Contributor/Getty Images

Чтобы понять, как мыслят «наверху», достаточно ознакомиться с интервью главы конгломерата Disney Боба Айгера каналу CNBC. Айгер пытался покинуть компанию, отдав бразды правления Бобу Чапеку в 2021-м, но перестановка не задалась, а потому в ноябре 2022-го Айгер вернулся на прежний пост и пробудет на нём вплоть до 2026 года.

Айгер считает, что сейчас не лучшее время для забастовок: индустрия еще не полностью оправилась от последствий пандемии. «Я понимаю желание всех профсоюзных организаций работать на благо своих членов, чтобы получить максимальную компенсацию и справедливое вознаграждение в зависимости от ценности, которую они приносят. Нам, как индустрии, удалось договориться с режиссерской Гильдией, и наша с ними сделка отражает ценность, которую постановщики вкладывают в этот бизнес. Хотелось бы сделать то же самое в случае сценаристов и актеров. Уровень их ожиданий не очень-то реалистичен, и они добавляют бизнесу ряд проблем, которые у него и без того существуют. Всё это, откровенно говоря, очень деструктивно и опасно».

Почему именно сценаристы и актеры оторваны от реальности в своих требованиях? Айгер на этот вопрос не отвечает, отделываясь вежливыми конструкциями вроде «я уважаю их требования». Тем не менее он ссылается на бизнес-среду и на необходимость быть реалистом в отношении того, что может дать бизнес. Что значит его выступление? Только то, что студии не особенно готовы идти навстречу.

А чем актеры займутся?

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Jay L. Clendenin/Contributor/Getty Images

Будут бастовать. Возле зданий крупных студий и стриминг-платформ уже в первый день были замечены Джейн Фонда, Сьюзен Сарандон, Джейсон Судейкис, Шон Остин, Джош Гад, Мэнди Пэтинкин, Тимоти Олифант, Розарио Доусон, Дермот Малруни, Мэнди Мур, Шон Ганн и многие другие. Работать им нельзя — штрейкбрехеров никто не любит. Но, с другой стороны, никто и не будет, ведь за забастовку проголосовали 97,91 % членов SAG-AFTRA.

Помимо отсутствия на съемках, актеры не поедут на кинофестивали (Венецианский и Торонтский фестивали могут недосчитаться звезд на красных дорожках), не будут продвигать свои проекты на пресс-джанкетах и в социальных сетях (бедный «Синий Жук», он и без того бледно смотрелся), не пойдут на церемонии наград (дотянем до «Оскара»?), не поедут на конвенты (Comic-Con в этом году и так смотрелся неважно). Под вопросом церемония вручения премий «Эмми», назначенная на 18 сентября.

И как долго это продлится?

Никто не знает. Недавно на Deadline вышла скандальная статья, в которой приводились слова анонимного крупного студийного босса, мол, мы будем тянуть переговоры до тех пор, пока сценаристы не начнут продавать свои дома. На это сценаристы посмеялись, сообщив, что большая часть членов Гильдии снимает комнаты вместе с друзьями, куда там дома. AMPTP, конечно, моментально выпустил заявление, уверяя, что никто из них такого не говорил. Если даже цитата в Deadline настоящая, то довольно странно, что кто-то из важных продюсеров действительно так думает, — это весьма безответственное высказывание, от которого может стать только хуже (и стало — сценаристы только больше обозлились).

Пусть Байден вмешается!

Ему недосуг, он сейчас занят NATO, и это не то NATO, что расшифровывается как национальная Ассоциация владельцев кинотеатров (National Association of Theatre Owners).

Забастовка актеров: Отвечаем на главные вопросы

Anadolu Agency/Contributor/Getty Images

Ладно, это в Америке, в Европе тоже снимают кино!

Спешим разочаровать: работа над любыми проектами с участием членов SAG-AFTRA будет остановлена, невзирая на страну, в которой ведутся съемки.

Так что, кина не будет?

Пока не договорятся — не будет. В частности, Disney уже переносит некоторые релизы с 2025-го на 2026-й (например, «Мстители: Династия Канга»), а «Мстители: Секретные войны» выйдут не 1 мая 2026-го, а 7 мая 2027-го. Останавливаются съемки всех фильмов, которые пока были в производстве, невзирая на забастовку сценаристов. Здесь, конечно, можно только пожалеть независимые компании — мейджоры еще смогут найти средства, чтобы продолжить работу, тогда как связанным с продюсерским Альянсом компаниям придется с трудом восстанавливаться после перерыва.

Ожидайте меньше фильмов и меньше сериалов в недалеком будущем. Впрочем, количество контента сейчас настолько огромное, что зритель, привыкший смотреть его дома, может и не заметить потери.

Студии не могут закрыть Голливуд, они договорятся!

Потеря денег из-за остановки фильмов и недобор в прокате в будущем — это серьезный довод для максимально быстрого завершения переговоров. Но никто из экспертов сейчас не способен предсказать, когда и как завершатся переговоры Гильдий и Альянса. Как только Гильдии договорятся с продюсерами, мы обязательно вам об этом сообщим!

Новое в подписке

Лучшее в подписке