Опубликовано 08 июня 2024, 12:53
9 мин.

За спиной у великих: Отличные актеры второго плана

Поделиться:
За спиной у великих: Отличные актеры второго плана

Каждый актер мечтает увидеть свое имя первым в титрах. Но шанс стать главной звездой выпадает далеко не каждому. Даже самые талантливые артисты не всегда дослуживаются до ведущих ролей, навечно оставаясь на втором плане. Но зачастую именно благодаря им кино входит в историю, получает культовый статус или разбирается на фрагменты в сети. Восстанавливаем справедливость и рассказываем о творческом пути десяти характерных актеров, которые стали легендами на своих местах.

Кристофер Уокен

10 самых известных актеров второго плана

Кадр из фильма «Семь психопатов»

реж. Мартин МакДона, 2012

Необычная дикция и характерная жестикуляция сделали Кристофера Уокена одним из самых эксцентричных и пародируемых актеров Голливуда. Удивительно, но оригинальность поведения Уокена совершенно универсальна: он может говорить и выглядеть одинаково в двух разных фильмах, но перепутать капитана Кунса из «Криминального чтива» и Винченцо Кокотти из «Настоящей любви» не получится даже у самых невнимательных зрителей.

После новаторского перформанса в фильме «Охотник на оленей», который принес Уокену славу и «Оскар», Голливуд принял актера в стан звезд первой величины. Но фильмы, в которых актер играл главную роль, редко окупались. Да, «Врата рая», «Мертвая зона» и «Король Нью-Йорка» со временем стали культовыми, но их средние кассовые сборы навсегда отправили Уокена на дальний план, где он и остается до сих пор. Из недавних появлений: старик-мизантроп в «Семи психопатах» и чувственный офисный сотрудник в сериале «Разделение».

Что посмотреть: «Король Нью-Йорка», «Похороны», «Зависимость».

Семь психопатов
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.2
2012, Комедии, Криминальное, 110 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Мартин МакДонаГлавные роли: Колин Фаррелл, Сэм Рокуэлл, Кристофер Уокен, Вуди Харрельсон, Том Уэйтс, Эбби Корниш

Ролан Быков

Топ лучших актеров второго плана

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

реж. Алексей Герман, 1986

Сложно найти фигуру более знаковую для советского кино, чем Ролан Быков. Его долгая актерская и режиссерская карьера оказала прямое влияние на облик кино эпохи застоя и перестроечного периода. Быков снимался в кино с середины 1950-х, но первая культовая роль в его карьере случилась только десятилетие спустя — в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского, где актер блестяще сыграл роль Скомороха. Из-за ассоциации с Тарковским Быков быстро стал любимым актером советских передовых режиссеров, снимаясь в фильмах Алексея Германа («Проверка на дорогах»), Александра Аскольдова («Комиссар») и Константина Лопушанского («Письма мертвого человека»).

При этом Быков никогда не отворачивался от популярного кинематографа — особенно часто появлялся в детских фильмах, многие из которых поставлены им самим. В разные годы Быков сыграл охотника в «Про Красную Шапочку», кота Базилио в «Приключениях Буратино», Бармалея в «Айболит-66» и Меффа Поттера в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна». Талант Быкова к перевоплощениям и готовность показаться смешным сделали его одним из самых любимых советских звезд второго плана для многих поколений зрителей.

Что посмотреть: «Проверка на дорогах», «Комиссар», «Приключениях Буратино».

Проверка на дорогах
Рейтинг: 8.1IMDb: 8
1986, Драмы, Советское, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Алексей ГерманГлавные роли: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Федор Одиноков, Геннадий Дюдяев

Сэмюэл Л. Джексон

Актеры, прославившиеся ролями второго плана

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

реж. Квентин Тарантино, 1994

Один из самых успешных актеров в истории с общими кассовыми сборами в 14,5 миллиарда долларов. Сэмюэл Л. Джексон попал на телевидение в начале 1980-х годов, но вскоре уже проходил кастинги на третьестепенные роли у Эдди Мёрфи и Спайка Ли. Всё изменилось благодаря Квентину Тарантино и его «Криминальному чтиву», в котором звезда Джексона взошла так высоко, что он не только стал самым «крутым» актером своего поколения, но и обеспечил себя работой на десятилетия вперед.

После успеха образа Джулса Уиннфилда Джексон понял, что его слегка комичный подход к актерской игре пришелся по душе зрителям, и подписался на похожую роль в третьем «Крепком орешке», закрепив за собой статус талантливого актера второго плана. За последние двадцать лет Джексон сыграл более чем в сотне проектов, не брезгуя как фильмами категории B, так и блокбастерами Marvel. Пусть фильмы с Джексоном в главной роли редко становятся хитами, но его работы на втором плане стабильно пользуются спросом у зрителей. В апреле этого года в российских кинотеатрах вышел «След киллера», в котором герой Джексона отправляется в Шотландию, чтобы помочь герою Венсана Касселя поймать маньяка.

Что посмотреть: «Роковая восьмерка», «Джанго освобожденный», «Стекло».

Криминальное чтиво
Рейтинг: 8.85IMDb: 8.9
1994, Драмы, Триллеры, Криминальное, 152 мин
США, 18+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман, Винг Реймз, Тим Рот

Джон Малкович

«Под покровом небес»

Кадр из фильма «Под покровом небес»

реж. Бернардо Бертолуччи, 1990

Сколько актеров могут похвастаться, что про них сняли фильм еще при их жизни? Джон Малкович точно может — «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонза стал одним из главных сюрпризов 90-х, навсегда сделав актера предметом обожания зрителей и режиссеров. Малкович впервые стал известен благодаря второстепенным ролям в успешных фильмах «Поля смерти» и «Империя солнца», но только роль декадента Виконта де Вальмона в «Опасных связях» сделала его настоящей голливудской звездой.

Своеобразная манера игры и запоминающаяся внешность помогли Малковичу закрепиться в ряду культовых актеров второго плана. Да, Малкович склонен играть за деньги даже в самых сомнительных проектах, но, когда роль требует от актера чуть больше, чем просто нахождение в кадре, он моментально переигрывает всех. Ярчайшие и ставшие мемными роли актера в «После прочтения сжечь», «Игре Рипли», «Тени вампира» и «РЭД» раз за разом убеждали критиков в том, что Малкович не просто эксцентрик, а один из самых талантливых актеров.

Что посмотреть: «После прочтения сжечь», «Опасные связи», «Под покровом небес».

Под покровом небес
Рейтинг: 7.52IMDb: 6.8
1990, Приключения, Драмы, 132 мин
Великобритания, Италия, 16+
Режиссер: Бернардо БертолуччиГлавные роли: Дебра Уингер, Джон Малкович, Кэмпбелл Скотт, Джилл Беннетт, Тимоти Сполл, Эрик Вю-Ан

Петер Лорре

«Человек, который слишком много знал»

Кадр из фильма «Человек, который слишком много знал»

реж. Альфред Хичкок, 1934

Венгр Петер Лорре — один из первых великих звезд звукового кино. Хоть первая важная роль в карьере Лорре — маньяка-педофила в классическом фильме Фрица Ланга «М убийца» — заставила многих зрителей поверить, что сам Лорре был психически нездоровым душегубом, Голливуд принял эксцентричного европейца с распростертыми объятиями. На всём протяжении 1930-х Лорре снимался в главных ролях, сыграв Раскольникова в «Преступлении и наказании» Джозефа фон Штернберга и мистера Мото, японского шпиона и предвестника Джеймса Бонда, в целых восьми фильмах.

Со временем слава Лорре начала меркнуть, и продюсеры перевели его на второй план. Карьера актера только выиграла от этого решения — Лорре стал тратить меньше времени на съемках, а гонорары только увеличились. Визитная карточка Лорре — жутковатые злодеи-европейцы, в образе которых актер блистал зачастую даже ярче главных актеров, закрепив за собой звание лучшего типажного актера 40-х и 50-х. Самое запоминающееся появление Лорре — инфернальный шпион-террорист Эббот из «Человека, который слишком много знал» Альфреда Хичкока, этот злодейский образ определил карьеру артиста на десятилетия вперед.

Что посмотреть: «Человек, который слишком много знал», «Мышьяк и старые кружева», «Истории ужаса».

Человек, который слишком много знал
Рейтинг: 6.97IMDb: 6.9
1934, Триллеры, Криминальное, 72 мин
Великобритания, 16+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Лесли Бэнкс, Эдна Бест, Петер Лорре, Фрэнк Воспер, Хью Уэйкфилд, Нова Пилбим

Сэм Шепард

«Парни что надо»

Кадр из фильма «Парни что надо»

реж. Филип Кауфман, 1983

Сэм Шепард — одна из самых недооцененных и талантливых личностей американского кино. Причем именно личностей — свести наследие Шепарда лишь до его актерских работ попросту невозможно. Помимо ярких второстепенных ролей в «Днях жатвы», «Парнях что надо», «Дневнике памяти» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», Шепард оставил свой след как сценарист и драматург.

Шепард написал сценарии к культовым «Забриски-пойнт» и «Париж, Техас», а также написал около 50 пьес, лучшие из которых поставили его в один ряд с драматургами Дэвидом Мэметом и Эдвардом Олби. Трудно найти актера, которого уважали и ценили больше, чем Шепарда, — его тихие актерские работы неизменно украшали любой фильм, в котором он появлялся, а пьесы тонко вскрывали оборотную сторону американской мечты. Шепард умер в 2017 году, но его тексты до сих пор ставят в театрах по всему миру и изучают в сценарных мастерских.

Что посмотреть: «Парни что надо», «Август: Графство Осейдж», «Без ума от любви».

Парни что надо
Рейтинг: 6.9IMDb: 7.9
1983, Драмы, Историческое, Биографии, 184 мин
США, 16+
Режиссер: Филип КауфманГлавные роли: Сэм Шепард, Скотт Гленн, Эд Харрис, Деннис Куэйд, Фред Уорд, Барбара Херши

Эд Харрис

Самые известные актера второго плана

Кадр из фильма «Скала»

реж. Майкл Бэй, 1996

Среди актеров, внешность которых знают почти все, а имена помнят лишь единицы, Эд Харрис занимает почетное место. За долгую карьеру Харрис сыграл художника Джексона Поллока, антагониста в «Шоу Трумана» и бравого космонавта в «Парнях что надо». Несмотря на внешность характерного актера, Харрис обладает классическим актерским талантом: ему по плечу и драматические, и комедийные образы. Слава надежного артиста, способного превратить даже самого блекло написанного персонажа в культового, помогла Харрису завоевать четыре номинации на «Оскар» и стабильный поток предложений от ведущих режиссеров Голливуда.

Харрис известен также и как режиссер. Пусть он снял всего два фильма — байопик «Поллок» и вестерн «Аппалуза» — ни один из них нельзя назвать провальным, как это часто бывает у актеров, которые садятся в режиссерское кресло. Харрис активно снимается и сейчас, периодически заглядывая на второй план в престижные проекты, например в недавний инди-хит «Любовь истекает кровью» с Кристен Стюарт.

Что посмотреть: «Поллок», «Американцы», «Скала».

Скала
Рейтинг: 7.8IMDb: 7.4
1996, Триллеры, Боевики, Приключения, 130 мин
США, 16+
Режиссер: Майкл БэйГлавные роли: Шон Коннери, Николас Кейдж, Эд Харрис, Джон Спенсер, Дэвид Морс, Уильям Форсайт

Филип Сеймур Хоффман

Филип Сеймур Хоффман в фильме «Мастер»

Кадр из фильма «Мастер»

реж. Пол Томас Андерсон, 2012

Для одержимого красотой и гламуром Голливуда случай Филипа Сеймура Хоффмана кажется уникальным даже сейчас. Вопреки своим внешним данным, Хоффман достиг небывалых высот как актер, не позволив продюсерам заключить себя в амплуа затюканного неудачника. Как и другие «нефактурные» актеры, Хоффман начинал с эпизодических ролей, но его уникальная внешность и подлинный талант быстро заставили критиков обратить на него внимание, и его небольшие, но запоминающиеся роли в «Большом Лебовски», «Талантливом мистере Рипли» и «Магнолии» сделали актера известным широкой публике уже к началу 2000-х.

Вплоть до 2005 года Хоффман был известен как второстепенный актер, но после выхода «Капоте», в котором он сыграл самого Трумена Капоте, всё изменилось. Реалистичный перформанс актера принес ему «Оскар», который навсегда изменил карьеру Хоффмана, — он продолжил браться за роли второго плана, но только в действительно интересных ему фильмах. За следующие 10 лет актер получил еще три номинации на главную кинопремию мира и сыграл в двух знаковых фильмах: «Мастере» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Хоффман трагически скончался в 2014 году, но его наследие живет: его сын Купер сыграл главную роль в «Лакричной пицце», фильме близкого друга своего отца Пола Томаса Андерсона.

Что посмотреть: «Капоте», «Мастер», «Человек, который изменил всё», «Игры дьявола».

Мастер
Рейтинг: 7.1IMDb: 7.1
2012, Драмы, 137 мин
США, 18+
Режиссер: Пол Томас АндерсонГлавные роли: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Джесси Племонс, Эмбир Чилдерс

Роберт Дювалл

Роберт Дювалл в «Апокалипсисе сегодня»

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»

реж. Фрэнсис Форд Коппола, 1979

Несмотря на уважение коллег и семь номинаций на премию «Оскар», Роберт Дювалл всегда оставался в арьергарде Голливуда. Культовый драматический актер впервые обратил на себя внимание зрителей в начале 1970-х, появившись в главной роли в дебютной ленте Джорджа Лукаса «THX 1138» и на втором плане в «Крестном отце», за который получил первую номинацию на «Оскар». И пусть Дювалл сыграет еще много главных ролей в будущем, именно второстепенные роли сделали актера узнаваемым — в духе «О, это же Дювалл!».

Безумный подполковник армии США, влюбленный в запах напалма поутру («Апокалипсис сегодня»), пожилой судья, насмерть сбивший человека («Судья»), полицейский-садист («Цвета») — яркие второстепенные роли Дювалла можно перечислять бесконечно, но всех их роднит одно: суровая реалистическая игра актера. Без кривляний и выпендрежа Дювалл так и не смог достичь известности своих коллег по «Крестному отцу» Роберта Де Ниро и Аль Пачино, но люди, знающие его как артиста, уверенно ставят актера в один ряд с самыми культовыми звездами XX века.

Что посмотреть: «Апостол», «Цвета», «Нежное милосердие».

Апокалипсис сегодня
Рейтинг: 8.4IMDb: 8.5
1979, Драмы, 196 мин
США, 18+
Режиссер: Фрэнсис Форд КопполаГлавные роли: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест, Сэм Боттомс, Лоренс Фишбёрн

Анатолий Солоницын

Анатолий Солоницын в фильме «Восхождение»

Кадр из фильма «Восхождение»

реж. Лариса Шепитько, 1977

Любой, кто хоть раз видел фильм Андрея Тарковского, знает Анатолия Солоницына. Пусть не по имени, но точно по его стоической, слегка трагичной внешности. Солоницын поработал с величайшим советским режиссером над пятью картинами, в том числе сыграл главную роль в «Андрее Рублёве» и Снаута в «Солярисе». Талантливый драматический актер снимался в важнейших авторских советских фильмах, в основном на втором плане, но и не без фестивальных побед: в 1981 году Солоницына наградили «Серебряным медведем» на Берлинале за исполнение главной роли в картине «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».

«В огне брода нет», «Проверка на дорогах», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Восхождение», «Поворот» — удивительно, насколько умело Солоницын подбирал себе роли в фильмах, которые до сих пор боготворят западные и отечественные кинокритики. Актер трагически скончался в 47 лет, но постоянные ретроспективы его фильмов и стабильная востребованность лент Тарковского помогли ему навсегда остаться в истории мирового кино.

Новое в подписке

Лучшее в подписке