Звезда «Перевала Дятлова» и муза Романа Михайлова: 9 ярких ролей Марии Мацель
Только в этом году с Марией Мацель вышли два фильма Романа Михайлова — «Надо снимать фильмы о любви» и «Жар-птица» — и сериал «Взрослые». Актриса всё еще молода, но уже успела стать одной из ярких отечественных звезд. Вспоминаем самые интересные проекты с Марией Мацель.
Белорусская и российская актриса Мария Мацель родилась в 2001 году в Минске в семье архитекторов. В детстве она ходила в музыкальную школу, занималась танцами и разными видами спорта, изучала иностранные языки. Но больше всего Маше нравилось в театральной студии — она посещала ее вплоть до окончания 11 класса. Благодаря одному из преподавателей будущая актриса смогла попробовать себя в кино и оказалась на «Беларусьфильме». Первый кастинг прошел не совсем удачно, но Маша не расстроилась, а лишь утвердилась в своем желании сниматься в кино. Дебютные съемки состоялись в 2011 году, когда Марии было всего 10, — тогда ей, как правило, доставались роли главных героинь в детстве или их дочерей («Отдел С.С.С.Р.», «Слепое счастье», «Случайные знакомые», «Мать и мачеха», «Старшая сестра»).
По словам самой Мацель, актрисой она хотела быть всегда. Снимаясь в эпизодических ролях для телевизионных проектов, она не чувствовала, что движется в нужном направлении, и понимала, что для того, чтобы стать профессионалом, необходимо: а) переехать из Минска в Москву; б) поступить на актерский факультет, хорошо учиться и искать возможность сниматься в больших проектах. Окончив школу, Маша тут же вычеркнула из ежедневника оба пункта: она поступила во ВГИК и уже на втором курсе начала ходить на кастинги.
Несмотря на то, что фактически Мацель снимается в кино уже больше 10 лет, она предпочитает говорить, что ее фильмография начинается с роли Зинаиды Колмогоровой в «Перевале Дятлова». Перед тем как попасть под крыло опытных продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова, Мария переживала непростые времена. Она по-прежнему хотела играть в театре и кино, но учеба тогда казалась непосильно тяжелой, а актерские этюды частенько выходили, по ее мнению, неудачными. Однажды во время семейного отпуска в Испании Мария получила сообщение от коллеги: он случайно нашел ей роль в большом проекте. Во время кастинга в сериал «Перевал Дятлова» актер Дмитрий Ратомский увидел фотографию Зины Колмогоровой, участницы того трагического похода, и ему показалось, что Мария очень на нее похожа. Недолго думая, коллега поделился соображениями с продюсерами, и те отправили молодой актрисе сценарий. Уже через несколько дней ее утвердили.
Сейчас актриса называет «Перевал Дятлова» одним из важнейших этапов карьеры. Работа и правда стала большим прорывом — благодаря сериалу она обрела известность еще до окончания обучения во ВГИКе. Ради съемок Маше пришлось пропустить не одну лекцию, а во время экспедиции она и вовсе отсутствовала на занятиях целый месяц. Но педагоги знали, что проект, в котором актриса принимает участие, стоящий, и потому позволили ей пересдать все зачеты уже после завершения съемок. Сериал посвящен гибели тургруппы Игоря Дятлова в начале 1959 года и расследованию причин произошедшего. Всего в проекте восемь эпизодов, половина из них черно-белая, половина цветная.
Летом 2022 года Мацель закончила обучение во ВГИКе и отправилась в большое путешествие по России с нежной картиной «Страна Саши» — фильмом, который ранее показали на Берлинале в программе Generation 14+. В картине Юлии Трофимовой, снятой по одноименной янг-эдалт-книге Галы Узрютовой, Мария сыграла одну из главных ролей — девочку Женю, которая встречает мальчика Сашу (Марк Эйдельштейн) и вместе с ним пытается найти свое место в мире.
Во время съемок Мария не думала, что «Страна Саша» станет вторым важным этапом в карьере, просто старалась делать свою работу хорошо и наслаждалась процессом. Но однажды утром ей пришло сообщение от Трофимовой о том, что фильм отобрали на Берлинский фестиваль. И это было первое кино с Мацель на важном европейском киносмотре.
Другим интересным и необычным проектом Мацель стала сюрреалистическая драма Романа Михайлова «Отпуск в октябре», в которой актриса сыграла вместе с Анной Завтур, Евгением Ткачуком и Юрой Борисовым. Впервые картину показали в конкурсе выборгского фестиваля «Окно в Европу» в 2023 году.
По сюжету героиня Маши отправляется в Петрозаводск на съемки болливудской картины и попадает в особое, вневременное пространство — здесь никто не знает графика производства, никто не читал сценария. Реальность в фильме плавно превращается в сон, от которого нельзя проснуться. «Отпуск в октябре» стал началом плодотворного сотрудничества Мацель и Михайлова — к 2024 году у них в копилке уже пять совместных проектов. В одном из них Мария снялась вместе с сестрой Дашей (сновидческая драма «Наследие», которая победила на фестивале «Горький fest»).
Впервые Марию пригласили на кастинг в «ЮЗЗЗ» еще весной 2021 года. Тогда ее попросили в качестве проб записать видео, что она и сделала, но, по признанию самой Марии, не слишком вдумчиво — в тот момент у актрисы была насыщенная студенческая жизнь, она посвящала много времени учебе. Лишь после отправки видео девушка смогла внимательнее познакомиться со сценарием и… влюбилась в него. Маша ужасно захотела получить роль в «ЮЗЗЗе», но испугалась, что сильная страсть к проекту не даст хорошо себя проявить.
Проб было много. Почти всех исполнителей главных ролей уже утвердили, а Мария всё еще ездила и примеряла костюмы. С каждой новой попыткой актриса теряла надежду остаться с командой. Один раз девушку и вовсе довели до слез, когда спросили, почему она такая грустная. По словам Марии, это стало последней каплей в большом море тревог — она приехала домой и долго не могла успокоиться. А через месяц режиссер Стас Иванов сообщил молодой актрисе, что ее утвердили.
В «ЮЗЗЗ» Мацель сыграла Элю — племянницу криминального авторитета Коки (Гела Месхи). Действие сериала развивается в ростовском районе Юго-Запад. Весь город поделен между двумя гангстерами: Кокой и Дымом (Антон Кузнецов). Молодой и амбициозный Равиль (Кузьма Котрелёв) выучился на программиста, а еще здорово играет в баскетбол. Он хочет уехать в Америку, но пока нужно расплатиться с долгами. Парень развозит наркотики для Дыма и стремится покорить сердце Эли. Линия Ромео и Джульетты развивается в максимально неподходящий момент разгорающейся уличной войны. Это история первой настоящей любви.
В одном из интервью у Марии спросили о роли мечты, и она ответила, что на данный момент образ Оли в «Черном облаке» кажется наиболее подходящим для этого определения. Марии всегда хотелось исполнить роль, которая бы удивила ее саму, и работа над психологическим триллером дала такую возможность.
В сериале сценаристки Дарьи Грацевич («Измены», «Холоп») и режиссера Карена Оганесяна («Кошка», «Игра на выживание») Маша сыграла 20-летнюю Олю, страдающую от бьющего через край внутреннего гнева. Во время сеансов с психологом (Филипп Янковский) Оля искренне желает смерти практически всем окружающим ее людям. Девушке не нравится отец (Юрий Колокольников), ее раздражает лучшая подруга (Ангелина Пахомова), бесит парень (Павел Чернышёв) и совершенно выводит из себя Красная Шапочка — преподавательница в университете, позволяющая себе унизительные шутки в адрес студентки. Пока психолог пытается разобраться с первопричинами гнева, близкие девушки один за другим умирают при странных обстоятельствах. За дело берутся следователи Оксана (Марьяна Спивак) и Юрий (Алексей Розин). Психологический триллер увлекает стремительно развивающимся сюжетом. С каждой новой серией жертв становится всё больше. И непонятно, то ли Оля сама убивает всех, кто ей не нравится, то ли странную услугу оказывает кто-то из близких. Отгадка удивит многих зрителей.
В 2023 году ради съемок в фильме Ирины Бас «Детка» Мария состригла длинные волосы и покрасилась в ярко-красный цвет. В драме она сыграла девочку-подростка Дашу, которая приезжает в Петербург, чтобы познакомиться с мамой (Виктория Исакова) и поступить в театральный вуз. Улицы Рубинштейна и Марата, Банковский и Казарменный переулки, «Севкабель Порт» и ЛЭТИ, пивоваренный завод им. Степана Разина и даже закутки под скоростной автомагистралью ЗСД — фильм Ирины Бас открывает новое и переоткрывает старое, превращая город на Неве в одного из главных героев. Абитуриентка кружится в густых клубах дыма и неоновых огнях на шумных вечеринках. Петербург предстает городом порока, который искушает. Опасность может подстерегать в стриптиз-клубах, барах или темных подворотнях.
По сюжету все события происходят в течение трех дней, а съемки велись больше месяца. Ежедневно Марии необходимо было снова и снова возвращаться к мыслям и настроению своей героини, для которой прошло не несколько дней, а пара минут. Актриса признавалась, что справляться с таким напряжением было довольно тяжело: держать нерв три дня можно, держать его месяц сложно. После завершения съемок она чувствовала, что выжата, но эта усталость была приятной, потому что в итоге актриса осталась довольна работой. Премьера подростковой драмы состоялась в конкурсе полнометражных дебютов на фестивале «Короче» в Калининграде в 2023 году.
Мацель исполнила одну из главных ролей в режиссерском дебюте Екатерины Тодоровской «Взрослые» — практически отечественной версии сериала Лины Данэм «Девочки». Проект рассказывает о жизни трех московских девушек, которые на пороге 25-летия сталкиваются с кризисами, но не перестают мечтать и ищут свое счастье, вопреки обстоятельствам.
Героиня Мацель, Лиза, встречается с не слишком успешным писателем Сеней (Игорь Кузнецов) и переживает, что никак не может решиться на первый секс. Отдельным поводом для беспокойства является ее обсессивно-компульсивное расстройство, которое, вероятно, связано с фигурами вечно отсутствующих родителей. Лиза не знает, чем хочет заниматься по жизни, но не оставляет надежд однажды найти свой путь и избавиться от должности «подойти-принести» в отцовском офисе. Компанию Мацель составили не менее обаятельные молодые актрисы Анастасия Талызина и Стася Милославская. Премьера «Взрослых» прошла в рамках фестиваля сериалов «Пилот» в Иваново. Проект был отмечен специальным призом жюри «За лучший режиссерский дебют».
В 2024 году на ММКФ состоялась премьера шестого полнометражного фильма Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви». Картина получила на фестивале две премии. Мацель традиционно исполнила одну из главных ролей — после «Отпуска в октябре» актриса появляется во всех работах режиссера. Компанию ей составили Марк Эйдельштейн, Чингиз Гараев, Александра Киселёва и Илларион Маров.
Действие фильма происходит в Индии. Съемочная группа отправляется в древний город Варанаси, чтобы снять маленькое кино о вечном. Актеры играют самих себя, в кадре даже появляется режиссер в качестве экранного духовного отца группы. Кинематографисты общаются с местными жителями и друг с другом, знакомятся с традициями и размышляют о силе собственных убеждений. В одной из сцен можно увидеть, как Мацель соглашается побриться налысо. По словам актрисы, принять решение на такое радикальное преобразование далось ей несложно — за последние годы она много раз перекрашивала волосы, поэтому давно хотелось всё состричь и начать заново.
«Надо снимать фильмы о любви» был снят между дублями «Жар-птицы», седьмого фильма Романа Михайлова, уже не псевдодокументального, а игрового. Это тот самый проект, ради которого съемочная группа изначально отправилась изучать южноазиатские просторы. По сюжету актриса театра (Александра Киселёва) отправляется в Индию, чтобы отыскать мать, связь с которой давно потеряна. Много лет назад женщина ушла в секту. Но чем больше времени проходит, тем менее однозначным кажется всё, что видит героиня. В конце концов она понимает, что не может верить даже собственным глазам. Что реальность, а что вымысел?
После нескольких лет плодотворного сотрудничества Мацель справедливо можно назвать музой Михайлова. Актриса признавалась, что ей нравится подход постановщика и его идеи: он никогда не говорит, что конкретно хочет увидеть в кадре, но выстраивает условия, в рамках которых надо действовать, и снимает с первого дубля. Сценарии Михайлова, творческая команда и необычный подход к съемкам помогают актрисе почувствовать себя в особой магической атмосфере, а свобода действий часто приводит к оригинальному и невидимому ранее решению. «Жар-птица» стала фильмом открытия фестиваля «Короче» в 2024 году.