«Я хотел снять камерное кино, для меня это эксперимент»: Интервью с Ён Сан-хо, режиссёром «Без лица»
В российский прокат вышла драма корейского автора Ён Сан-хо «Без лица». Премьера фильма состоялась на фестивале в Торонто. Режиссёр известен фильмами «Поезд в Пусан» и «Поезд в Пусан 2: Полуостров», а также сериалом «Зов ада». Новая картина — семейная драма, в которой сын пытается узнать правду о смерти матери. Поговорили с режиссёром о новом опыте работы с небольшим бюджетом, международном успехе и уродствах внешних и внутренних.
— Я давно слежу за вашим творчеством и помню первые анимационные картины. Знаю, что ваш фильм основан на графическом романе. Почему вы решили делать экранизацию игровой картиной?
Ён Сан-хо: Действительно, сперва у меня была мысль экранизировать свой графический роман в жанре инди-анимации, к которому я тяготел в начале творческого пути. Потом я понял, что в таком случае мне будет сложно выйти за рамки романа, к тому же я хотел снять что-то камерное, не такое масштабное, как другие мои работы. Так и появился фильм «Без лица».
— Как вы выбирали актёров?
Ён Сан-хо: Так как мы снимали камерный фильм, бюджет был ограниченным, и вопрос подбора актёров был очень важен. Первым, кому я позвонил, был Пак Чон-мин, с которым мы уже сотрудничали на съёмках сериала «Зов ада». Он актёр независимого кино, поэтому хорошо понимает специфику низкобюджетного производства и быстро дал согласие на участие в фильме. После этого я обратился к Квон Хэ-хё, который тоже часто снимается в независимом кино и с которым мы тоже уже работали вместе. Вообще, со многими актёрами, сыгравшими в этом фильме, я сотрудничал раньше, поэтому кастинг прошёл легко и очень душевно.
Кадр из фильма «Без лица», реж. Ён Сан-хо, 2025
— Какими произведениями вы вдохновлялись и когда писали графический роман, и когда снимали фильм?
Ён Сан-хо: Я вдохновлялся визуальными мирами японского автора Минору Фуруи. У него есть известная манга «Средняя школа Инахо» — это очень смешное, но при этом драматичное и тёмное произведение. Мне очень близок стиль Фуруи, я вдохновлялся его работами, когда создавал «Короля свиней» и «Подделку». Мне нравится эта мрачная эстетика, психологизм его произведений.
— Сегодня вы — международная звезда и востребованный автор. Насколько статус сегодня помогает найти финансирование на следующий фильм?
Ён Сан-хо: Не могу сказать, что стало больше свободы творчества, получить большой бюджет тоже выходит не всегда — да не всегда и хочется. Например, в случае с фильмом «Без лица» я намеренно выбрал низкобюджетный формат, потому что это помогает рассказать камерную историю.
— Мне кажется, все ваши игровые фильмы были довольно масштабными и драйвовыми. «Без лица» чуть тише, и во многом это психологическая драма о демонах прошлого и семейных тайнах. Как бы вы описали жанр фильма? И, наверное, чуть более спокойное развитие событий — ваш намеренный режиссёрский выбор.
Ён Сан-хо: Действительно, все предыдущие фильмы были более масштабными, к тому же универсальными в плане жанра: триллеры и экшены нравятся большинству зрителей. «Без лица» — мой низкобюджетный эксперимент, разговорный фильм, я хотел с минимальными финансовыми затратами создать драматичное кино и посмотреть на реакцию публики. На основе этого опыта я буду планировать свои следующие фильмы.
Кадр из фильма «Без лица», реж. Ён Сан-хо, 2025
— Я читал, что съёмки фильма заняли всего три недели и съёмочная группа была довольно маленькой. Почему вы решили обратиться к низкобюджетному кино? Довольны ли вы этим экспериментом?
Ён Сан-хо: Я считаю, что по крайней мере в Корее эксперимент удался. Я был потрясён, когда узнал, что в Корее «Без лица» посмотрело уже более миллиона человек. Я не ожидал, что так много людей пойдут смотреть низкобюджетное кино. Наверное, дело в том, что картина очень близка корейцам, она связана с историей и обществом страны. Это придаёт мне сил и уверенности, что не только универсальные жанры нравятся широкой публике.
— На первых же минутах тёти Лим Дон-хвана говорят, что его мама была уродиной. И дальше герои не раз это повторяют. Насколько вам вообще была важна в фильме тема стандартов красоты и их относительности?
Ён Сан-хо: Дело не всегда в физическом уродстве. Герои фильма могут называть некрасивым или уродливым человека, который кажется им неудобным, выбивается из общепринятых норм общения. Мне кажется, настоящее уродство — это как раз такое восприятие стандартов красоты, при котором правда скрывается за маской. В Корее отношение к внешности очень важно, а восприятие красоты ценится очень высоко.
— Считаете ли вы «Без лица» универсальным фильмом или всё-таки зрители не из Южной Кореи будут упускать некоторые важные детали?
Ён Сан-хо: «Без лица» — это, прежде всего, жанровый фильм, поэтому он не имеет границ и принадлежности к какой-то конкретной стране. Конечно, есть какие-то нюансы: например, многие атрибуты эпохи 1970-х хорошо памятны в корейских семьях и могут быть не очень привычны зрителям из других стран. Но такие темы, как акцент на внешности, будут понятны всем. На фестивале в Торонто «Без лица» приняли очень хорошо, поэтому я думаю, что во многих странах зрители посмотрят его с удовольствием.