«Я хочу выйти!»: Каким получился научно-фантастический сериал «Укрытие»
На платформе Apple TV+ выходит новый научно-фантастический сериал «Укрытие» с Ребеккой Фергюсон в главной роли. Люди обжились под землей и уже не знают другого способа существования, но они каждый день ощущают хрупкость своего мира. Рассказываем об одной из самых амбициозных сериальных новинок весны.
В огромном бункере-городе, уходящем под землю на глубину 144 этажей, живут остатки человечества. Их около 10 тысяч, и они не знают, что происходит на поверхности, когда и кто построил это убежище и сколько лет придется так жить. Все их знания о внешнем мире ограничиваются мрачной картинкой, транслируемой с камеры на входе в бункер: выжженная земля, камни, одинокое мертвое дерево и очертания мертвецов, которые осмелились выйти наружу. Самые страшные и запретные слова в бункере — «Я хочу выйти». Человек, произносящий их, обречен на гибель, ведь насильно держать его не будут, но еще никому из вышедших не удалось даже взойти на холм.
Сотрудница отдела IT начинает подозревать, что власти бункера врут людям о мире наверху. Получив очередное доказательство тотальной лжи, лежащей в основании всего социального устройства убежища, женщина произносит роковую фразу. Перед выходом на поверхность она обещает мужу-шерифу дать особый знак, если картинка снаружи отличается от того, что они каждый день видят на экране.
В основу сценария легла одноименная серия новелл американского писателя Хью Хауи. Судя по всему, первый сезон «Укрытия» охватит весь сюжет первой книги под названием «Шерсть». Автор опубликовал первый рассказ серии самиздатом в 2011 году, а уже в 2012-м права на экранизацию приобрела компания 20th Century Studios. Проект долго не могли запустить, и он ходил от продюсеров к продюсерам, пока в конце концов его не подхватил Apple TV+.
За три первые серии отвечает режиссер Мортен Тильдум, снявший фантастическую драму «Пассажиры», а ему к историям о замкнутых сообществах не привыкать. Шоураннером стал Грэм Йост, известный как автор сценария к фильму «Скорость» (1994) с Киану Ривзом. Это, к сожалению, чувствуется в том небрежном отношении к законам физики, с которым мы встречаемся в третьей серии «Укрытия». Что хорошо для боевика 90-х, не всегда уместно в современной научно-фантастической драме.
Впрочем, с жанровой принадлежностью сериала не всё так просто: он сочетает в себе научную фантастику, детектив, немного производственной драмы, и всё это с энергией триллера. Главная интрига первого сезона — что же таит в себе мрачный мир снаружи? Зрители постоянно получают подсказки и намеки, которые заставляют строить новые теории и бурно их обсуждать. Поэтому неудивительно, что серии залетают, как горячие пирожки. К игре в разгадывание концовки, разумеется, лучше подключиться прямо сейчас, когда перерывы между эпизодами дают время на осмысление и обсуждение.
Первые серии радуют интересной повествовательной структурой с затяжными флешбэками, увлекательной экспозицией и бодрым эпизодом-филлером. При том что с главной героиней сериала нас знакомят только к концу первой серии, а полноценной участницей действия она становится только в третьей, два начальных эпизода смотрятся на одном дыхании. В противоречивый мир «Укрытия» мы погружаемся в контексте истории шерифа Беккера (Дэвид Ойелоуо) и его жены Эллисон (Рашида Джонс). Эта парочка за два часа умудряется влюбить в себя, так что неизбежная передача эстафетной палочки главной героине Джульетте (Ребекка Фергюсон) вызывает некоторое сожаление.
Исполнительница главной роли ярко выступила в 2021 году в образе леди Атрейдес в первой части «Дюны» Дени Вильнёва. Теперь у актрисы снова роль сильной женщины, но не аристократичной повелительницы умов, а пролетарского лидера, повелительницы машин, искусного инженера и просто красавицы. Актриса мастерски сверкает глазами исподлобья и мускулисто держит в руках разводной ключ. Больше, к сожалению, пока сказать нечего. Возможно, будущие эпизоды раскроют ее интереснее.
Довольно крупная роль должна быть у Тима Роббинса («Побег из Шоушенка»), который играет главу IT-отдела, но сейчас его герой только на старте. Мелькает в эпизоде Иэн Глен («Игра престолов»), у него роль отца главной героини — доктора Николса. В кожаной курточке зловеще расхаживает рэпер Коммон в образе цепного пса юридического отдела. Все опасливо обходят его стороной.
Главная прелесть сериала — конечно же, изображаемый мир. Здесь головокружительная монументальность бункера сочетается с киберпанковской обшарпанностью. Винтовая лестница, по которой беспрестанно вверх и вниз снуют люди, — впечатляющий образ. Чтобы обитателю верхних этажей спуститься к жителям дна, нужно отправиться в настоящее путешествие. Равно как и наоборот.
За ламповую атмосферу сериала отвечают уютные свитерочки, устаревшие компьютеры с мониторами прошлого века, перьевые ручки, запрещенные артефакты из забытого мира до апокалипсиса. Тайну, скрытую под основанием бункера, «охраняет» монструозная бурильная машина, за которую художникам сразу хочется выдать какую-нибудь блестящую премию. У художников «Укрытия» за плечами много интересных работ вроде «Звездных войн», «Локи», «Чудо-женщины», «1917», «Аннигиляции». И этой они тоже смогут гордиться.
Отдельно хочется упомянуть начальные титры сериала. Заставка фантастически красива, гипнотична и метафорична, ее не хочется пропускать.
На социальном уровне изображенный мир реализован через многочисленные запреты: от вполне рациональных, вроде ограничения рождаемости в условиях дефицита ресурсов, до абсурдных — на хранение реликвий (предметов быта, оставшихся со времен до апокалипсиса). Жители подземного мира полностью отделены от внешнего мира не только физически, но и эмоционально — от его прошлого (привет сериалу «Разделение»). Страх перед ядовитой атмосферой Земли подавляет в них желание задавать самые очевидные вопросы и заставляет слепо верить придуманной для них истории человечества длиной всего в 143 года. Здесь, конечно, самый сильный эпизод — пышное празднование Дня свободы людьми, заточенными в подземелье. Ритуалы и символы — всё, что нужно для единства духа, — прилагаются.
«Укрытие» совершенно точно будет интересно любителям научной фантастики, но выход на более широкую аудиторию пока кажется сомнительным из-за недостаточно выразительного образа главной героини. Но, возможно, вторая половина первого сезона удивит.