«Я часто играю женщин, которые застряли во времени и требуют свободы»: Интервью с Вики Крипс, звездой фильма «Объясни мне, любовь»
4 июля в российский прокат выходит драма «Объясни мне, любовь» — история яркого романа двух суперзвезд немецкоязычной литературы: австрийской писательницы и поэтессы Ингеборг Бахман и швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша. Поставила фильм Маргарете фон Тротта, живая легенда немецкого кинематографа. Она сама была замужем за коллегой (и тоже классиком) Фолькером Шлёндорфом и в новой картине исследует не столько конкретные биографии реальных людей, сколько динамику отношений двух творческих и очень независимых личностей.
Премьера картины прошла в основном конкурсе Берлинале прошлого года. Макса Фриша играет немецкий актер Рональд Церфельд, а Ингеборг Бахман — уроженка Люксембурга Вики Крипс, одна из лучших актрис, работающих в современном европейском кино. В интервью она рассказала о том, почему не стремится к портретному сходству со своими героинями, как ругается на художников по костюмам и зачем в конце каждых съемок посвящает своим персонажам песни.
— Как вы работали над образом Ингеборг Бахман? Что для вас стало главным в ее личности?
Вики Крипс: Я стараюсь идти от того, что делать точно не нужно. В случае исторических фильмов я не копирую внешность своих героинь, потому что я всё равно выгляжу и двигаюсь по-другому, полного сходства достичь невозможно. Если я начну это делать, то весь фильм сведется к зрительским наблюдениям за тем, как я кого-то имитирую. Для меня это скучно. Поэтому я пытаюсь понять героиню изнутри, найти ключ к ее переживаниям и эмоциям. У Ингеборг Бахман было совершенно особое понимание языка. Она знала, что каждое произнесенное слово несет за собой огромную ответственность. Оно может всё разрушить или всё спасти. В том числе в отношениях.
— Как думаете, что больше всего повлияло на такое восприятие?
Вики Крипс: Бахман из Австрии, но родилась в 1926 году. Это поколение Второй мировой, и война, безусловно, наложила свой отпечаток. Нацисты использовали слова как оружие массового поражения. Они показали всему миру, что с помощью слов можно загипнотизировать людей, превратить демократию в диктатуру. Как после этого обращаться с языком? Как разговаривать со своими читателями? Как, в конце концов, писать стихи? Это вопросы, на которые пытались ответить авторы ее поколения.
— Насколько хорошо вы были знакомы с творчеством Ингеборг Бахман и Макса Фриша до начала работы над фильмом?
Вики Крипс: В юности мне очень нравились ее стихотворения. С прозой я была знакома хуже. А вот творчество Макса Фриша я знаю очень хорошо, его произведения были частью моей школьной программы. Но о личной жизни обоих до недавнего времени говорили не так много. Я рада, что наш фильм отчасти заполнит эту пустоту.
— В чём, на ваш взгляд, они были похожи и в чём расходились?
Вики Крипс: Это творческие личности. Конечно, их сразу потянуло друг к другу, но дальше начались разногласия. Фриш был типичным мужчиной своей эпохи. «Девочка моя, я обо всём позабочусь, вот тебе машина», — вам же наверняка знаком такой подход? А у Бахман было другое представление о любви, куда более свободное. И она предлагала ему раздвинуть границы восприятия, взглянуть на отношения по-новому, уйти от стереотипов. Но он этого сделать не смог. И не потому, что был монстром. Просто тогда так было принято. К счастью, фильм его не демонизирует. Здесь нет черного и белого, здесь всё сложно.
— Можно ли сказать, что трагедия Ингеборг Бахман в фильме заключается в том, что она опередила свое время?
Вики Крипс: Безусловно! То же самое можно сказать о многих моих героинях. Я часто играю женщин, которые застряли во времени и требуют свободы там, где она невозможна или где ее очень трудно завоевать. Такой была моя Сиси в «Корсаже». Такая же Вивиан в вестерне Вигго Мортенсена «Мертвые не причиняют боли». Меня очень интересует эта тема. Но Ингеборг Бахман отличается от других персонажей тем, сколько мрака и печали было у нее внутри. Я поначалу очень боялась во всё это погружаться. И даже фильм смотреть боялась.
— Но эти страхи не оправдались?
Вики Крипс: Да, потому что наш режиссер Маргарете фон Тротта старалась уйти от полной беспросветности. Когда я смотрела фильм на премьере, меня поразило, сколько там светлых моментов. Наверное, если бы Маргарете хотела зрителей напугать или шокировать, она изобразила бы Ингеборг как женщину с зависимостью. Но мы видим героиню такой всего один раз. А еще она могла бы показать ее гибель, причиной которой стали таблетки — настолько сильные, что Бахман, оказавшись в эпицентре пожара, не чувствовала, как горела. Представляете, в каком состоянии нужно для этого быть? И умерла Ингеборг в итоге от последствий синдрома отмены. Врачи не знали, что она на таблетках. Она никому об этом не рассказывала. Люди, которые ее хорошо знали, тоже молчали. Это были времена, когда о проблемах с ментальным здоровьем было не принято говорить. Но в фильме вы всего этого не увидите, это история мужчины, женщины и их отношений.
— Пустыня, в которую путешествует героиня, — очевидно, не просто географическая точка. Что она символизирует лично для вас?
Вики Крипс: Жажду пустоты и тишины. Ингеборг Бахман всю жизнь работала со словом. А язык — вещь коварная. С одной стороны, он дает тебе наполненность, ощущение того, что всё вокруг можно описать, всему можно дать определение. А с другой, ты регулярно сталкиваешься с тем, что в некоторых ситуациях слова бессильны. Отдохнуть от напряжения, которое порождает работа со словом, можно лишь там, где есть тишина, где слова не нужны. Думаю, пустыня была для нее как раз таким местом.
— По другим фильмам известно, что вы говорите на немецком, французском и английском. Но тут еще и итальянский!
Вики Крипс: Да, итальянский пришлось подучить, но в целом я его понимаю и даже могу неплохо на нём изъясняться. Могла бы лучше, но времени на уроки перед съемками было катастрофически мало. А вообще я знаю языки с детства, я же из Люксембурга. Это одно из преимуществ моей родной страны. Иногда я искренне не понимаю, почему весь мир не берет на вооружение нашу модель. В школе в первом классе ты начинаешь изучать первый иностранный язык, через три года второй. И все уроки сначала на твоем родном языке, потом, когда ты подучил первый иностранный, занятия проходят уже на нём. Затем, когда ты более-менее осваиваешь второй, часть уроков переходит на него. Со стороны, наверное, кажется, что это сложно, но, по моему опыту, чем больше языков ты учишь, тем легче они тебе даются.
— Ингеборг Бахман в фильме носит потрясающие платья. И это не первая ваша роль, где героиню во многом определяет одежда. В «Корсаже» об императрице Сиси было то же самое.
Вики Крипс: Это совпадение. Я не выбираю фильмы по красоте платьев. Но «Объясни мне, любовь» — первая картина, на съемках которой я ни разу не бунтовала против костюмов. Обычно я много ворчу: не хочу носить каблуки, ненавижу корсет, зачем столько примерок. А тут всё было такое красивое! Ингеборг Бахман действительно была очень женственной в реальной жизни. И она обожала играть с мужчинами. Часто намеренно роняла вещи, чтобы люди вокруг думали, будто ей нужна помощь. Есть знаменитая обложка журнала «Шпигель», на которой она позирует с ярко накрашенными губами. Я много думала об этом. Зачем она играла? Зачем позволила превратить себя в поп-икону? Мне кажется, сейчас все эти игры были бы ей не нужны.
— В последние годы вы много работаете с женщинами-режиссерами…
Вики Крипс: С мужчинами тоже. Но мне важен подход. Я устала от старой модели, где режиссер на площадке — это царь и Бог. К счастью, сейчас актрисы могут позволить себе выбирать. Если человек появляется перед съемочной группой с заявлением «Я тут единственный начальник», то я лучше пойду домой, пусть он снимает свое кино с кем-то другим.
— Были ли в вашей карьере персонажи, с которыми вам сложно было расстаться?
Вики Крипс: Я никогда до конца не отпускаю своих героинь. Они не остаются во мне, но остаются со мной — чувствуете разницу? Иногда после съемок я пишу им песни и исполняю их потом в компании друзей. Это часть церемонии прощания, она для меня очень важна. У меня есть давняя идея записать эти композиции, но пока не получается. Это в списке моих дел на будущее.