Вымышленные министерства в фильмах и сериалах
В Okko вышли все эпизоды сериала режиссера Александра Фомина «Министерство Всего Хорошего» по сценарию Александра Цыпкина. Это история о конфликте Министерства Всего Хорошего и Министерства Всего Плохого, которые занимаются всеми хорошими и, соответственно, плохими запросами людей на Земле. Старшеклассница Алёна хочет, чтобы ее семья не распадалась. В Министерстве Всего Хорошего решают, что запросом не стоит заниматься, но один юный ангел берется за дело. В результате может быть нарушен баланс между министерствами. Вспоминаем, какие еще вымышленные министерства и управления бывали в кино.
Когда думаешь о министерствах в культуре, на ум сразу же приходят две периферийные структуры: Министерство магии из «Гарри Поттера» и министерства мира, правды, любви и изобилия из «1984» Джорджа Оруэлла. Если министерство из «Гарри Поттера» является прямой аналогией государственного управления в фэнтезийном мире, то структуры из «1984» — это гиперболизированная и сатирическая аллегория на проблемы любой системы власти.
Чаще всего вымышленные министерства в кино нужны, чтобы отобразить две точки зрения на государство. А еще иногда — чтобы высмеять бюрократию или ужаснуться ее бессмысленности и беспощадности.
Фантастические министерства — аллегория государственной машины
Различные министерства и департаменты как часть государственной машины — обязательная составляющая мира любого фантастического эпика. Знаменитое Министерство магии в «Гарри Поттере» — не что иное как параллельное правительство мира магов. Там есть свои ветви и подотделы, соответствующие различным органам власти. Например, Отдел магических происшествий и катастроф или легендарный Отдел тайн. Даже тюрьмы входят в сферу ответственности Министерства магии.
В оригинальной трилогии «Звездных войн» конфликт идет между двумя правительственными идеологиями: Галактической Республикой и Империей. Главным органом правления Вселенной считается Галактический сенат, но мы-то знаем, кто на самом деле решает все вопросы в Империи. В другом фантастическом эпике «Дюна» государственное устройство еще сложнее. Формально лидером Вселенной считается Император, однако есть еще Ландсраад — собрание Великих домов. Члены Ландсраада осуществляют управление на местах. А также магический женский орден Бене Гессерит, его воспитанницы — настоящие серые кардиналы Империи. Но и это не всё — еще в мире Фрэнка Герберта существует Космическая Гильдия, Бене Тлейлаксу и множество других министерств.
В фантастических эпосах государственное строение и система министерств становятся отражением существующих в реальном мире систем управления. К примеру, устройство Галактической республики часто сравнивают с политической ситуацией в США при Джордже Буше. В сценарии трилогии приквелов «Звездных войн» отразились недовольство войной в Ираке, отчаянная борьба с терроризмом и принятие закона под названием «Патриотический акт», который расширял полномочия правительства и полиции по надзору за гражданами.
Небесная канцелярия
Министерства — это всегда аллегория порядка. Поэтому нам так часто хочется представить какое-нибудь управление, которое отвечало бы за всё сущее, чтобы наделить жизнь человечества смыслом и отринуть хаос. Частенько в виде министерств в кино представляют небесные управления, сотрудники которых наблюдают за жизнью людей или даже вмешиваются в нее.
Не исключение и новый сериал «Министерство Всего Хорошего». По сюжету мирозданием управляют сразу две канцелярии — Министерство Всего Хорошего (МВХ) и Министерство Всего Плохого (МВП). Именно их сотрудники слушают и обрабатывают все просьбы людей к Вселенной, Богу и космосу. Правда, им запрещено вмешиваться в свободную волю человека — только использовать случайности. Главными героями сериала становятся сотрудники МВХ Ашсемь (Николай Фоменко) и Едва (Влад Прохоров). Они пытаются кратно увеличить количество добрых дел на планете, чтобы руководство не закрыло проект «Человечество».
Схожий сюжет у сериала «Благие знамения» про двух наместников Рая и Ада на Земле — добродушного ангела Азирафеля и коварного демона Кроули. Парочка сопровождала развитие человечества с самой его колыбели и по сюжету должна сыграть решающую роль в грядущем апокалипсисе. Вот только герои настолько привязались к людям и их культуре, что стремятся любыми способами саботировать конец света. В этом сериале тоже есть два конкурирующих министерства — Рай и Ад. Хотя выглядят они очень по-разному, оба трагически некомпетентны. Традиционно ангелы в культуре изображены как агенты добра, но в сериале они совершенно другие. Представителей Рая гораздо больше судьбы человечества волнует деятельность их департамента и победа в великом противостоянии с демонами.
Концепция небесной канцелярии легла в основу первого сезона сериала-антологии «Чудотворцы». Главными героями стали два ангела — Крейг из отдела обработки и исполнения молитв и его напарница Элайза. По сюжету Бог окончательно разочаровался в своем проекте «Земля» и решил уничтожить планету. Чтобы спасти человечество, Крейг заключает с Всевышним пари: если ему за две недели удастся свести вместе парочку неуверенных в себе людей, то Бог даст Земле второй шанс. Проблема в том, что ангельские полномочия, как всегда, ограничены, а люди слишком привыкли принимать божественные знамения за глупые случайности.
Одним словом, сюжет совсем не нов для кино и культуры в целом. Подобная небесная канцелярия стала основным местом действия фильма Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера «Лестница в небо» 1946 года. Главный герой — пилот британских ВВС Питер Картер — должен был разбиться в авиакатастрофе, однако из-за густого тумана не попал на небеса. Наверху пропажу обнаруживают только после ежевечернего подсчета душ. Исправить ошибку отправляется ангел-проводник № 71. Но за прошедшее время Картер успел влюбиться.
Чаще всего небесная канцелярия появляется в комедиях. Такой сюжет становится основой для иронизирования над самой возможностью упорядочить хаос человеческого бытия. Обычно все эти министерства выходят проигравшими из битвы с непредсказуемой людской природой.
Тайные министерства по взаимоотношениям между мирами
Если параллельные миры действительно существуют, то лучше отношения с ними классифицировать. Главные герои франшизы Барри Зонненфельда «Люди в черном» — агент Кей и агент Джей, работники бюро по сотрудничеству с инопланетянами. Оказывается, вторжение внеземных цивилизаций уже свершилось и пришельцы давно живут среди людей. Агенты бюро призваны не защищать планету от гостей, а устроить гармоничное сожительство ничего не подозревающего человека и инопланетного эмигранта. Их главное оружие — черные очки и устройство для стирания памяти. Они нужны, чтобы сохранять ментальное здоровье людей и тайну вселенского масштаба. Но если этого мало, могут взяться и за тяжелую артиллерию.
Для урегулирования контактов живых и мертвых тоже давно существует свое министерство. В «Битлджусе» даже есть письменное руководство для недавно умерших. Правда, его невозможно прочесть до конца. Загробный мир частенько становится главным местом действия кино Тима Бёртона, а в «Битлджусе» он больше всего напоминает МФЦ: и там, и там можно встретить калейдоскоп человеческих характеров, столкнуться с невиданным хамством и провести в очереди всю жизнь (или смерть).
Главный герой «Призрачного патруля» в самом начале фильма попадает в загробный мир. Его как отличного копа сразу вербует департамент наподобие полицейского. Из-за его прижизненных заслуг он становится сотрудником особого патруля, призванного защищать человечество от нашествия мертвых.
Подобная задача стоит перед сотрудниками дозоров из дилогии Тимура Бекмамбетова, основанной на романах Сергея Лукьяненко. Ночной и Дневной дозоры похожи на два противоборствующих министерства, целью которых является поддержание равновесия темных и светлых сил на Земле.
Сюжеты про сотрудников министерств по взаимоотношениям с параллельными мирами становятся отличным подспорьем для экшен-процедуралов или комедийных боевиков. Сеттинг идеален для создания франшизы про группу авантюристов, которая борется с гостями с того света.
Бюрократическая мясорубка
Различные министерства — это воплощение не только порядка, но и его обратной стороны — бесчеловечности. Властная структура воспринимает человека не как индивида, а как винтик в бюрократической машине правил и инструкций. Жертвой неизвестного, безымянного министерства становится Йозеф К. — герой философского романа Франца Кафки «Процесс» и одноименной киноадаптации Орсона Уэллса 1962 года. В фильме и книге карательное министерство представлено только его сотрудниками — исполнителями абсурдной воли государственной машины. Абсурд заключается в том, что волю министерства исполняют не только его сотрудники, но и его жертвы — обычные люди. В том числе Йозеф К., который обвиняется в некоем преступлении. Хотя никаких проступков он не совершал, Йозеф начинает искать причину обвинения внутри себя и не находит сил противостоять системе.
Похожий кафкианский сюжет стал основой фантасмагорического фильма Терри Гиллиама «Бразилия». Его главный герой Сэм Лаури напоминает пассивного Йозефа К. Он работает мелким клерком в государственном министерстве и проводит всё свое время в мечтах о приключениях. Однажды он влюбляется и действительно становится главным героем авантюры. Вот только жизнь оказывается гораздо более жестокой, чем греза. Трагическая антиутопия рассказывает о единственном пути спасения от контроля и порядка министерств — эскапизме и забвении.
Департаменты по выявлению человечности
В сай-фае различные министерства часто становятся врагом не только человека, но и его сводного брата — искусственного интеллекта. В культовом научно-фантастическом фильме «Бегущий по лезвию» действие разворачивается в мире, где люди сосуществуют с репликантами — человекоподобными биороботами. Главный герой работает в отделе «бегущих по лезвию» и отправляет неисправных или взбунтовавшихся против человека роботов на уничтожение. Борьба департамента с роботами символизирует вечное стремление человечества к уничтожению иных — неподвластных системе индивидов.
Та же суть у Девятого отдела из аниме «Призрак в доспехах». Это спецотряд Министерства внутренних дел, который занимается расследованием киберпреступлений. В мире «Призрака в доспехах» процветает бизнес нейронных имплантатов, которыми люди улучшают свое тело. Имплантаты делают уязвимым для кибератак мозг носителя. С их помощью любой может взломать сознание человека и управлять им. Как раз череду подобных преступлений и расследует главная героиня — киборг майор Кусанаги. В итоге преступником оказывается не человек, а искусственно созданная правительственная программа, которая приобрела разум в процессе обновления. Ее цель — эволюция цифрового сознания и освобождение «призраков» — диджитал-эквивалентов душ.
Главными инструментами подобных министерств становятся различные тесты на эмпатию и определение человечности. Визуального анализа становится недостаточно — слишком похожи стали человек и искусственный интеллект.
Вымышленные министерства в фильмах и сериалах, хоть и выглядят по-разному и имеют различные функции, отражают одно и то же — стремление человека к контролю и порядку. Устройство министерств — результат рефлексии авторов кино и сериалов. Хорроры, антиутопии и сай-фаи пронизаны страхом тотального контроля, а комедии, боевики и ромкомы, наоборот, желанием. К последней категории относится и «Министерство Всего Хорошего». В нём сама возможность существования системы министерств изображена как чудо. Разве не каждому хочется наделить жизнь хоть капелькой волшебного смысла?