Вторжение в перестройку: Разговор со сценаристом «Радара» Алексеем Безенковым и актрисой Викторией Исаковой
В Москве продолжаются съемки фантастического сериала Okko «Радар» о советских школьниках, которые сталкиваются с инопланетянами. Мы съездили на съемочную площадку, которая развернулась в аутентичном Мытищинском филиале Московского государственного строительного университета, чтобы пообщаться со сценаристом Алексеем Безенковым и актрисой Викторией Исаковой.
По сюжету вблизи советского городка с небес падает неопознанный объект. Компания шестиклассников срывается на его поиски в лес, но один из ребят теряется. Теперь на поиски отправляются милиция и жители, которые находят в лесу совсем не то, что искали. Вскоре школьники замечают первые странности, происходящие в городе: жителей словно подменили. Ребята думают, что это шпионы или диверсанты, но в реальности всё оказывается еще более пугающим.
Алексей Безенков
— Расскажите, какие задачи у сценариста на съемочной площадке?
Алексей Безенков: Да, может показаться, что если сценарий написан, то на этом всё. Однако физическая реальность неизбежно вносит свои коррективы — например, параметры помещения не согласуются с описанием сцены в тексте. И тогда нужно что-то быстро делать: подрезать или удлинить реплику или вообще поменять конфигурацию самого места. Да, конечно, с этим может справиться режиссер, но у него еще параллельно возникает сто тысяч проблем. Поэтому, когда есть сценарист рядом, это значительно упрощает процесс.
— Ранее вы преимущественно работали над криминальными историями. Легко ли вам удалось переключиться на другой сюжет или здесь тоже будет детективная линия?
Алексей Безенков: У нас история, в которой главный герой выявляет внедрившихся недоброжелателей. Что все-таки больше про шпионский жанр, нежели детективный. Что касается моей фильмографии, то в начальный период карьеры я просто делал то, что мне давали. Особо выбирать не приходилось. А так я всегда любил фантастику. Хотя, увы, ее снимают гораздо меньше, чем остальные, более популярные жанры.
— Кто выступил автором идеи?
Алексей Безенков: Автор идеи — советский фантаст Александр Мирер, написавший в 1969 году повесть «Главный полдень». Из нее мы взяли основную линию. Некий город, тайное проникновение пришельцев и дети, которые замечают это первыми и что-то пытаются с этим сделать. А также в 1990 году по этой книге снял фильм Владимир Потапов, называется «Посредник», достаточно мрачная фантастика получилась у него.
— Чья инициатива была раскрутить этот сюжет?
Алексей Безенков: Мне позвонил режиссер Константин Смирнов и спросил, помню ли я «Посредника». А я смотрел его в детстве и запомнил из него только какие-то загадочные треугольники и квадраты. В общем, всё обговорили и с этого момента начали думать над «Радаром».
— Над каким сценарием вам сложнее работать — историческим или современным?
Алексей Безенков: В данном случае исторический период мне хорошо знаком. Конец 1980-х я прекрасно помню. Для меня это в каком-то смысле современность. Поэтому и не было особых затыков или необходимости что-то уточнять.
— Специальную литературу не раскапывали? Складывается ощущение, что действие «Радара» происходит в закрытом городе.
Алексей Безенков: Нет-нет. Это типичный советский провинциальный город, просто рядом есть военная часть, но сам город живет вполне обыденной жизнью — без особых режимов въезда и выезда.
— Тема шпиономании занимает особое место в истории?
Алексей Безенков: Все-таки у нас реальность 1988 года. Перестроечное время, когда уже все чуть-чуть выдохнули и никто особенно не бредил поиском шпионов. Тогда уже о другом думали. Но для главного героя это становится идеей фикс. Он впадает в героические фантазии и представляет, как спасет всех от диверсантов. При этом у него есть все основания так думать, поскольку он видел очень странные вещи.
— Смотрели ли вы «Очень странные дела»?
Алексей Безенков: Да, безусловно. Это хороший сериал, и нам хочется повторить его успех. Нам понравилась идея уютного и безопасного мира, который постепенно разрушается и погружается в какой-то ужас. В этом смысле 1980-е годы подошли нам идеально. Да, взрослые по-своему зашивались, но дети не ощущали проблем, жили в очаровательной наивности. В то время как 1990-е или нулевые годы выглядели бы на экране уже совсем по-другому.
— Давайте поговорим про более классических американцев. Брали ли вы во внимание «Вторжение похитителей тел»?
Алексей Безенков: Я не смотрел черно-белый оригинал Дона Сигела, но я знаю эту идею с захватом тел инопланетянами. Она действительно ложится на то, что мы разработали. Я посмотрел ремейк Абеля Феррары, но фильм меня не впечатлил. У нас получилась совершенно другая история. И важно, что в «Радаре» в центре сюжета дети, с ними всё по-другому. Это более подвижный, яркий экшен, без мрачного драматизма.
— Но вот эта атмосфера «детскости» не отменяет того, что в сериале будет некое насилие и даже жестокость?
Алексей Безенков: Да, конечно. Всего есть в меру. Без этого история была бы слишком сахарной. Нам хотелось, чтобы герои прошли через серьезные испытания, чтобы зритель сопереживал им не на пустом месте.
Виктория Исакова
— Расскажите, как вы видите вашу героиню?
Виктория Исакова: У меня сильная и властная героиня, занимающая серьезный руководящий пост в администрации города. Короче говоря, начальница во всех смыслах этого слова. И выглядит она соответствующе своей должности. Такая серьезная, уставшая женщина. В какой-то момент по сюжету с жителями города происходят метаморфозы, и она, в частности, становится другим человеком. У нее появляется очень много сил: начинает быстро бегать, поднимать всякие тяжести, и усталость как рукой сняло. Такой энергоемкий, мощный робот.
— Как вам далось это переключение?
Виктория Исакова: Пока еще никак. У меня был всего один съемочный день. Все сцены с физически сложными действиями будем снимать чуть позже. Там будут и трюки, и много всякого экшена. В сериале вообще большое количество серьезных трюковых сцен, и не только у моего персонажа, а чуть ли не у всех.
— А почему она уставшая? Работа доконала?
Виктория Исакова: Человек вообще склонен уставать. А уж тем более если у него в подчинении огромное количество людей. Это люди творческих профессий умеют получать энергию из неожиданных источников, а в других профессиях с этим, кажется, всё сложнее.
— Вы чем-то вдохновлялись, чтобы реализовать образ чопорной чиновницы?
Виктория Исакова: Несмотря на всю серьезность, она интересная. И, конечно, мы вдохновлялись советским кино — через мой костюм, например, передаем привет картине «Москва слезам не верит». Я очень хотела повторить костюм главной героини из этого фильма.
— Вы любите фантастический жанр?
Виктория Исакова: Я выросла на советской фантастике, поэтому скорее да, жанр мне близок. Вообще хочется, чтобы мои зрительские предпочтения совпадали с профессиональными. И не менее важно, чтобы проект какую-то мысль все-таки донес до зрителя. Развлекательное кино — замечательно, и без него никак, но и в нём должна быть сверхидея.
— Для вас важен творческий вызов при выборе роли?
Виктория Исакова: Ты можешь бросать себе сколько угодно творческих вызовов на площадке, но потом кино смонтируют, и ты увидишь, например, не результат своих вызовов, а ошибки режиссера. К сожалению, актерская профессия очень зависимая. Поэтому я всегда стараюсь выбирать режиссера, которому можно довериться. Съемочный процесс чем-то напоминает путешествие — путешествие длиною в три или четыре месяца. Очень хочется проживать эту жизнь с талантливыми и по-настоящему интересными людьми.