Феллини, Миядзаки и итальянская кухня: Все отсылки в анимационном фильме «Лука» от Pixar
В Okko уже можно посмотреть «Луку», последний на данный момент шедевр студии Pixar. И мы решили разобрать все отсылки в мультфильме — от референсов к культовому кино до интересных деталей о солнечной Италии 50-х.
Чинкве-Терре
Для начала стоит остановиться на том, где именно в Италии происходит действие «Луки». Сам городок Портороссо вымышленный, но режиссер Энрико Касароса поместил его во вполне реальный регион Чинкве-Терре, так называемое Пятиземелье. Это область, состоящая из пяти старинных поселений, известных своими скалистыми берегами, средневековыми памятниками архитектуры и, разумеется, рыболовным промыслом.
В один момент герои открывают карту, на которой рядом с Портороссо можно увидеть город Корнилья — один из пяти, что образуют Чинкве-Терре. В честь другого поселения (Вернацца) названа одна из улиц в «Луке». Ну а само название Портороссо отсылает к Монтероссо, ещё одному городу Пятиземелья.
Миядзаки и «Порко Россо»
К тому же название Портороссо — очевидный кивок в сторону «Порко Россо» Хаяо Миядзаки, мультфильма, с которым «Луку» объединяют и некоторые сюжетные решения. Скажем, действие и там, и там происходит в Италии, главный герой — не совсем человек, а кульминационным событием становится спортивный турнир (у Хаяо, правда, было не троеборье, а конкурс летчиков).
По словам Касаросы, фильмы Миядзаки в принципе были большим источником вдохновения при создании «Луки». Из очевидных референсов, кроме «Порко Россо», стоит выделить «Рыбку Поньо на утесе», где одним из героев тоже было морское создание, умеющее перевоплощаться в человека.
Режиссер «Луки» вспоминает детство
Были у автора «Луки» и более нестандартные источники вдохновения. Например, сборник детских рассказов «Марковальдо, или Времена года в городе» очень известного в Италии писателя Итало Кальвино. Сам Энрико Касароса наверняка читал их в детстве и решил увековечить имя любимого произведения — причем даже не единожды.
Марковальдо в «Луке» — это фамилия одной из главных героинь, Джулии. Кроме того, центральная площадь Портороссо носит название Piazza Calvino: в честь Итало Кальвино.
Улицы названы в честь известных итальянцев
Вообще на улицах Портороссо можно встретить немало имен, важных для итальянской культуры. Есть бар Pittaluga, названный в честь продюсера Стефана Питталуги, который в 20-х годах прошлого века восстановил кинопроизводство в стране.
Улица Vicolo de Sica посвящена Витторио де Сике, легендарному режиссеру «Похитителей велосипедов», одному из основоположников итальянского неореализма.
Via De Amicis — писателю Эдмондо де Амичису, автору детского романа «Сердце».
Ну а название проезда Via Piaggio — отсылка к предпринимателю Энрике Пьяджио, чья компания в том числе ответственна за выпуск мопедов Vespa. Да, тех самых, о которых так грезят главные герои «Луки».
К слову, это не просто известная в стране модель транспорта: Vespa — первая успешная модель скутеров вообще. Без них мопедов и мотороллеров просто бы не существовало.
Маленькое камео Марчелло Мастроянни
Когда Альберто спускает с горки самостоятельно сконструированную «Веспу», он на секунду смотрит на фотографию Марчелло Мастроянни, одного из известнейших итальянских актеров. Он блистал у Микеланджело Антониони в «Ночи», у того же де Сики в «Браке по-итальянски», а также был постоянно снимался у великого Федерико Феллини, играя главные роли в «Сладкой жизни», «8 с половиной» и «Городе женщин».
Феллини и «Дорога»
Сам Федерико — а, точнее, одна из главных его работ — тоже появляется в «Луке». На центральной площади Портороссо можно увидеть несколько постеров фильмов, и среди них — «Дорогу» Феллини.
С этой же картиной связано название одной из лодок, которые мы видим в «Луке», Gelsomina. Джельсоминой как раз звали главную героиню «Дороги».
Какой-то особенной сюжетной связи между шедевром 1954 года и мультфильмом Pixar нет, но режиссер Энрико Касароса много раз говорил, что всегда вдохновлялся работами итальянского мастера.
Город синефилов
Кроме «Дороги», в Портороссо можно найти постеры «20000 лье под водой» — фантастического фильма Disney 1954 года о подводном плавателе капитане Немо, изучающем бескрайний мировой океан.
Есть здесь и постер «Римских каникул», классической голливудской мелодрамы с Грегори Пеком и Одри Хепберн.
А в сцене, где Джулия и Лука крадутся по крышам города, один из жителей Портороссо смотрит по ТВ (точнее, смотрел до того, как уснул) картину Марио Моничелли «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» — лихую криминальную комедию об ограблении. Искусство, что называется, копирует реальность.
Пиноккио
Есть в «Луке» и отсылка на чуть ли не самое известную итальянскую книгу в истории — сказку «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. В одном из своих снов Лука видит деревянного мальчика в окружении хитрой лисы и слепого кота (в «Буратино» известного как Базилио). Причем он во сне героя выглядит как Макиавелли, кот Джулии.
Животные названы в честь итальянских политических деятелей
Довольно очевидная отсылка, но всё же: домашние звери в «Луке» как один названы именами политиков. Кот Макиавелли — в честь мыслителя времен Возрождения Николо Макиавелли, автора трактата «Государь». В титрах также появляется собака Луки, Неро, которую он назвал по имени легендарного римского императора. Другой печально известный император, Калигула, дал свое имя черепахе главного героя.
Гастрономические отсылки
Не только исторические и культурные персонажи удостоились отсылок в «Луке». Мир Портороссо населен вывесками с популярными в Италии гастрономическими брендами: апельсинового напитка Chinotto, слегка напоминающего колу, или лимонной газировки Gassosa.
Лодка, на которой плавает со своей шайкой антагонист Эрколе Висконти (вот вам, кстати, еще одна кинематографическая отсылка), называется Focaccia — как вид итальянского хлеба.
Ну а отец Джулии готовит для них Trenette al pesto — традиционную пасту итальянского региона Лигурия (где и происходит действие «Луки», и где как раз родился режиссер Энрико Касароса).
Pixar отсылает к Pixar
Много в «Луке» и фирменных «внутренних» отсылок Pixar. На крыше во время велосипедного заезда, скажем, видно героя из «Луксо-младшего». Это самый первый короткометражный мультфильм студии, сделанный в 1986 году, — двухминутная зарисовка о настольной лампе, которая играет с мячом и в итоге прыгает на него слишком сильно, из-за чего тот лопается. Сам Луксо стал маскотом студии — именно он придавливает букву I в заставке Pixar.
Во время той же гонки на одном из кадров можно увидеть трехколесный мопед с логотипом пиццерии Pizza Planet. Впервые эта выдуманная сеть фастфуда появилась в дебютном полнометражном фильме студии, «Истории игрушек». Сейчас добавлять куда-то на фон еле заметную машину доставки Pizza Planet — возможно, самая долгоиграющая повторяющаяся шутка в студии.
В комнате Альберто лежит шляпа, подозрительно напоминающая головной убор мистера Фредриксена из «Вверх».
А в комнате Джулии у кровати сидит игрушечный Дональд Дак — не пиксаровский, правда, а диснеевский персонаж.
В трогательном финале Альберто отдает Луке билет на поезд до Генуи (кстати, родного города режиссера мультфильма) с номером А113. Это не случайный набор букв и цифр, а номер класса, в котором вместе учились изобразительному искусству глава Pixar Джон Лассетер, Брэд Берд (автор «Суперсемейки» и «Стального гиганта») и Тим Бертон. С тех пор А113 в том или ином виде встречается почти в каждой работе студии.
Тот же самый поезд имеет рейсовый номер 94608. Это индекс самой студии Pixar, расположенной в Калифорнии. Выходит, что Лука едет за своей мечтой на поезде с индексом компании, где свою мечту уже осуществил режиссер мультфильма Энрико Касароса.