Во имя искусства: Самые отчаянные и невероятные актерские преображения
Кристиану Бэйлу — 50. За плечами актера — насыщенная карьера, центральное место в которой всегда занимали эффектные трансформации. По случаю дня рождения звезды «Темного рыцаря» и «Бойца» вспоминаем его коллег, ради роли менявшихся до неузнаваемости.
Джаред Лето
В свои 50 лет солист 30 Seconds to Mars Джаред Лето по-прежнему выглядит от силы на 25. И это при том, что оскароносный артист регулярно испытывает свой организм на прочность. Криминальная драма «Глава 27» — наглядный тому пример. В картине Лето сыграл преступника Марка Чепмена, который в 1980 году застрелил Джона Леннона. Чтобы добиться внешнего сходства, секс-символ нулевых набрал три десятка килограммов. Для уничтожения стройной фигуры актер питался исключительно фастфудом и сладостями, что привело к заметным проблемам со здоровьем. Как потом признавался Лето, к концу съемочного процесса у него развилась подагра, из-за чего он с трудом передвигался по съемочной площадке. Что самое обидное, «Глава 27» в конечном счете провалилась в прокате и была уничтожена критиками.
Несмотря на провал фильма об убийце Леннона, Лето не прекратил экспериментировать с внешностью. Так, совсем недавно он преобразился ради роли Паоло Гуччи в байопике Ридли Скотта. Благодаря таланту гримеров поджарый Лето с завидной шевелюрой превратился в упитанного лысеющего итальянца, говорящего с ярко выраженным акцентом. Да только старания Лето вновь не принесли должного результата: его перформанс был удостоен «Золотой малины».
Мэттью МакКонахи
Еще одно яркое преображение Джареда Лето состоялось в «Далласском клубе покупателей», ради роли в котором он исхудал до анорексичных 54 килограммов, удалил волосы со всего тела и научился ходить на каблуках. Однако не менее впечатляющим получилось преображение его коллеги по съемочной площадке — Мэттью МакКонахи. Сюжет вновь основан на реальных событиях. В 1985 году простой родео-ковбой и электрик Рон Вудруф узнает, что у него СПИД. Близкие отворачиваются от Рона, считая, что такого рода недуг — удел гомосексуалов. Отказываясь мириться со смертным приговором, он соглашается на экспериментальное лечение препаратом, эффективность которого не доказана.
Подобно Лето, для участия в фильме МакКонахи сильно исхудал: в общей сложности актер сбросил 23 килограмма. В итоге для завсегдатая ненавязчивых комедий нулевых 2014 год стал переломным. МакКонахи не только получил за «Далласский клуб покупателей» «Оскар», но и полностью перезагрузил карьеру, параллельно снявшись в «Интерстелларе», «Волке с Уолл-стрит» и «Настоящем детективе».
Роберт Де Ниро
Роберт Де Ниро — еще один голливудский актер, в лучшие годы исправно практиковавший всевозможные внешние трансформации. Наиболее яркая состоялась в драме «Бешеный бык», основанной на биографии боксера Джейка Ламотты. В ленте Мартина Скорсезе, изменившей облик всего спортивного жанра, охватывается внушительный отрезок времени — от взлета Ламотты в 1940-е до его полного краха 20 лет спустя. Де Ниро уже тогда славился вопиющей самоотдачей: чтобы сыграть Трэвиса Бикла в «Таксисте», актер таксовал по Нью-Йорку, а перед съемками второго «Крестного отца» жил на Сицилии, изучая местный диалект. Но при работе над «Бешеным быком» Де Ниро превзошел сам себя. Во-первых, он еженедельно консультировался со своим прототипом и посвятил несколько месяцев тренировкам на ринге, победив в двух любительских поединках. Во-вторых, когда основные сцены были отсняты, добившийся идеальной формы артист набрал 20 килограммов, аутентично изобразив грузного Ламотту после завершения карьеры в боксе. Неудивительно, что за эту роль Де Ниро выиграл второй «Оскар».
Среди прочих радикальных трансформаций Де Ниро нельзя не отметить «Мыс страха», ремейк одноименного триллера 1962 года. Чтобы стать похожим на человека, 14 лет отсидевшего за решеткой, любимый актер Скорсезе набрал приличную мышечную массу и испортил себе зубы (за их порчу Де Ниро заплатил 5 тысяч долларов, а за последующее восстановление — уже 20). Вряд ли кто-то станет спорить, что его версия безумного уголовника оказалась куда более жуткой, нежели в оригинале.
Тильда Суинтон
Как мы уже выяснили, зачастую радикальное преображение — заслуга не только исполнителя, но и гримера. Как, например, в случае с хоррором «Суспирия». Мрачная картина Луки Гуаданьино — вольный ремейк фильма ужасов Дарио Ардженто. События разворачиваются в 1970-е годы. Молодая американка Сьюзи приезжает в Берлин, чтобы пройти пробы в известную балетную труппу. Первая же репетиция позволяет иностранке стать примой, о чем прежде она не могла и мечтать. Вскоре после этого в стенах студии начинают происходить загадочные вещи.
Роль Сьюзи исполнила Дакота Джонсон, благодаря «Суспирии» сумевшая вырваться из образа Анастейши Стил. Однако нас интересует вовсе не она, а Тильда Суинтон, сыгравшая в фильме сразу две роли. И если в образе мадам Бланш она узнается без какого-либо труда, то 82-летний немецкий психоаналитик Джозеф Клемперер в исполнении Суинтон поставил в тупик и критиков, и зрителей. Дело в том, что авторы всех перехитрили, указав в титрах несуществующего актера Лутца Эберсдорфа и даже придумали для него биографию на IMDb. Гуаданьино убедительно рассуждал в интервью, что до знакомства с Эберсдорфом долго искал подходящего исполнителя. Больше прочих игра немца впечатлила саму Суинтон, которая на фестивале в Венеции искренне удивлялась, когда пресса расспрашивала ее о двух ролях в «Суспирии», а во время пресс-конференции даже зачитала фейковое письмо Лутца, в котором тот извинился за свое отсутствие на премьере. И лишь в октябре 2018 года Суинтон раскололась, подтвердив слух о том, что именно она сыграла Эберсдорфа.
Шарлиз Терон
Еще один актерский подвиг, который невозможно обойти стороной. В начале нулевых Шарлиз Терон сыграла, вероятно, главную роль в своей жизни — серийную убийцу Эйлин Уорнос. «Монстр» — дебютный фильм Пэтти Дженкинс, режиссерки дилогии «Чудо-женщина». Место действия — Флорида образца 1980-х годов. Уорнос зарабатывает на жизнь, продавая свое тело, и подумывает о самоубийстве. Прежде чем наложить на себя руки, она решает выпить в баре. По случайному стечению обстоятельств там же оказывается Селби — девушка, в которую она влюбляется с первого взгляда. Обнаружив новый смысл жизни, Уорнос продолжает спать с мужчинами за деньги, а когда один из клиентов ее насилует и избивает, стреляет в него из револьвера. Всего же на счету Уорнос семь убийств, по итогам которых в 2002-м — за год до премьеры ленты Дженкинс — ее казнили.
Готовясь к сложной роли, Терон набрала 13 лишних килограммов, проредила роскошные волосы и частично удалила брови. В течение всего периода съемок она использовала протез с пожелтевшими зубами, в то время как гримеры аутентично воссоздали на ее коже ожоги. В итоге Терон стала практически полной копией Уорнос и за феноменальную актерскую работу получила заслуженный «Оскар». В 2010-е, чтобы сыграть в четвертом «Безумном Максе», актриса совершила еще один отчаянный поступок — побрилась налысо. Однако на фоне «Монстра» подобная смена имиджа, конечно, уже не впечатляет.
Хоакин Феникс
Хоакин Феникс — еще один актер, отдающийся профессии без остатка. В 2019 году один из популярнейших людей Голливуда похудел на 24 килограмма. И всё для того, чтобы сыграть Джокера в одноименном кинокомиксе Тодда Филлипса. По сюжету Артур Флек в его исполнении страдает от неврологического расстройства, из-за которого непроизвольно смеется в абсолютно неуместных для того ситуациях. Он мечтает стать комиком, но работает обычным клоуном, которого презирают даже дети. Потеряв и этот источник дохода, Артур переживает череду потрясений и окончательно теряет связь с реальностью, превращаясь в того самого Джокера.
Так как Фениксу требовалось продемонстрировать психическую нестабильность своего персонажа не только на уровне поступков, но и через внешний вид, он сократил рацион до смехотворных 300 калорий в сутки. Что интересно, всего за два года до «Джокера» он сыграл похожую роль в триллере «Тебя здесь никогда не было» о сходящем с ума наемнике. И если для «Джокера» Феникс морил себя голодом, то в случае с творением Линн Рэмси он по собственному желанию набрал избыточный вес, между делом отрастив волосы и неухоженную бороду. Фильм «Тебя здесь никогда не было» принес кумиру миллионов приз за лучшую мужскую роль в Каннах, тогда как «Джокер» позволил обзавестись «Оскаром».
Столь фанатичная самоотдача, безусловно, восхищает. Впрочем, чего еще ждать от человека, в течение целого года публично изображавшего падшую кинозвезду, бросившую Голливуд ради карьеры рэпера (речь, конечно же, о фильме-перформансе «Я всё еще здесь» Кейси Аффлека).
Кристиан Бэйл
Не оставим без внимания и сегодняшнего именинника, выстроившего вокруг телесных трансформаций всю кинокарьеру. Точкой отсчета, пожалуй, можно считать «Американского психопата» — экранизацию романа Брета Истона Эллиса, в котором рассказывается о самовлюбленном американском яппи, за безупречной внешностью которого скрывается пустота. Чтобы достоверно сыграть психопата-нарцисса, и без того стройный Бэйл сидел на строгой диете, полностью состоящей из белка. Кроме того, для достижения «богоподобного тела» актер поселился в солярии и часами изводил себя тренировками в зале. Финальный штрих — стоматологические коронки на зубы для обезоруживающей улыбки. Несмотря на провокационное содержание, кинокартина обрела культовый статус, а Бэйл окончательно закрепил за собой статус суперзвезды.
В 2004 году Бэйл решился на куда более экстремальное преображение: ради роли в независимой драме «Машинист» он сбросил 30 килограммов, превратившись в ходячий скелет. Сразу после полного истощения организма актеру требовалось в кратчайшие сроки обрасти мышцами для «Бэтмена» Кристофера Нолана. Стоит ли говорить, что Бэйл справился? Подвиги голливудской звезды можно перечислять очень долго: он худел для «Бойца», отъедался ради «Аферы по-американски» и сбривал волосы перед съемками «Власти». Но главное заключается в том, что и вне знаменитых трансформаций Бэйл был и остается одним из величайших актеров современности, к 50 годам преуспевшим практически во всех жанрах. И нет никаких сомнений в том, что останавливаться на достигнутом он не собирается.