Опубликовано 16 апреля 2025, 14:15
6 мин.

Величайшая любовь нормиса: О саундтреке «Американского психопата»

Поделиться:
Величайшая любовь нормиса: О саундтреке «Американского психопата»

25 лет назад в середине апреля «Красоту по-американски» и «Американский пирог» на больших экранах сменил «Американский психопат». Неоднозначная экранизация одной из самых скандальных книг конца столетия и первая меметичная роль Кристиана Бэйла — вспоминаем культовое кино по песням из картины.

Американский психопат
American Psycho
Рейтинг: 7.43IMDb: 7.6
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2000, 97 мин
США, 18+
Режиссер: Мэри ХэрронГлавные роли: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун, Джаред Лето

Он — главный фанат Дональда Трампа за четверть века с лишним до первого президентства миллиардера. Яппи из яппи, безукоризненно стильный и стерильный. Почти что последний романтик, остро чувствующий свою отверженность, и в то же время бездушный, бессмысленный убийца-насильник-расчленитель. Таков Патрик Бейтман, в образе которого его создатель, писатель Брет Истон Эллис, прощается с 1980-ми.

Помимо прочего, Бейтман еще и меломан. Роман «Американский психопат» переполнен замечаниями антигероя о музыке, порой довольно неожиданными. Хиты десятилетия — это и голос эпохи, и голоса в голове маньяка. Три главы в книге представляют собой развернутые бейтмановские рецензии на творчество Уитни Хьюстон, групп Huey Lewis and the News и Genesis: именно этих музыкантов Психопат считает лучшими исполнителями своего времени.

Само подобное утверждение — во всяком случае, из 2025 года — кажется безумным и много говорит о персонаже. Кроме того, в музыкальных комментариях Бейтмана правдивые замечания перемежаются грубыми ошибками, а их интонация — безлично-нейросетевая. С другой стороны, искренняя любовь к музыке всё же приоткрывает нам человеческое естество Психопата.

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

На рубеже столетий Бейтман обрел киновоплощение — всем известное сегодня лицо Кристиана Бэйла. Тогда будущий кумир поколений считался неудачно повзрослевшим ребенком-актером, и фильм Мэри Хэррон, провалившийся в прокате, не слишком прибавил ему славы. Просто в 2000 году ностальгия по яппизму и 1980-м еще не настоялась.

Бэйловский Бейтман разделяет любовь книжного прототипа к определенной музыке и выдает отрывки из рецензий вслух дорогим гостям. Многие широко цитируемые сцены из фильма непредставимы без сопровождающей музыки и конгениальной ей реакции Бэйла. В то же время музыкальные решения фильма как бы более прямолинейны, чем в книге, они строго сатиричны и работают на контрасте. Часть саундтрека — явная дань времени. В титрах, скажем, звучат ремейки песен The Cure и Дэвида Боуи — едва ли Психопат и его круг слушали подобное.

Нам представляется невозможным говорить о саундтреке «Американского психопата» без песен из книги, которые могли бы быть в фильме, но не вошли в него. Может быть, им найдется место в грядущей новой экранизации Луки Гуаданьино. Пока попытаемся собрать пазл психопатического мира по крупицам.

Hip To Be Square

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

Центральная композиция как книги, так и фильма. Совершенный продукт своего времени, Бейтман имеет полное право обожать этот типичный восьмидесятнический хит — крикливый, драйвовый, с мощным басом и мяучащим синтезатором. Характерно при этом, что в своем восхищении Психопат не понимает иронии Hip To Be Square. В его мире соответствие стандартам — строго неироничная добродетель. Песня же, которую на современный язык можно перевести как «Андеграундно быть нормисом», говорит о неизбежном, но печальном предательстве идеалов нонконформизма, нечто вроде «Когда-то ты был битником» группы «Кино».

Ну и нужно отметить, реальный Льюис оказался-таки «нормисом»: узнав, что Hip To Be Square сопровождает «аморальный» фильм, певец пошел в суд, и тираж отозвали, поэтому в виде официального релиза саундтрек «Американского психопата» как бы не существует. Годы спустя Льюис оправдывался, что дело только в неотмытых авторских правах, однако история показательная.

True Faith

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

Мастерская вещица New Order — хорошая находка для саундтрека и, кстати, первая песня, которую мы слышим в фильме. Она играет в модном ночном клубе, танцевальный вполне мотив оттеняется нездешней печалью. Название и текст True Faith сами словно бы намекают на сущность Патрика Бейтмана: и вечно необретаемая вера в чистоту, и фраза о том, что героя боятся люди, которые вместе с ним выросли.

Но в клубе могла бы играть и New Sensation от INXS, важная в книге, также с характерным текстом про «новые ощущения», которым, видимо, мужчина учит женщину, — надо попробовать в жизни всё. Возможно, из-за памятной в момент выхода трагической гибели Майкла Хатченса, этого «Джима Моррисона 1980-х», вышло бы слишком мрачно.

In Too Deep

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

Genesis «состарились» лучше, чем Хьюи Льюис, но выхолощенность и пластиковость саунда вкупе с утрированной сентиментальностью делают группу идеальным объектом влюбленности Бейтмана. Американский крокодил плачет над трогательной песней о расставании. А в фильме маньяк устраивает прослушивание In Too Deep двум секс-работницам, которых будет позже пытать. Бейтман прямо говорит о неприятии Genesis 1970-х c Питером Гэбриелом, времен замороченного арт-рока и глубокомысленных текстов. Всё должно быть поверхностно и чистенько. Интересно, кстати, что Бэйл в своем монологе смешивает изречения персонажа об In Too Deep с другой песней, как бы делая Бейтмана глупее, чем он есть. Потом Психопат врубает и сольный хит Фила Коллинза под названием Sussudio: это выдуманное слово, которое буквально ничего не означает. Как и собственная биография Психопата, по его мнению.

Psycho Killer

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

О том, каких исполнителей Бейтман считает «объективно» лучшими в декаде, мы сказали. Любимая же группа нашего героя — Talking Heads. Это куда более стильный выбор. Вероятно, Talking Heads входят также в число любимых авторов Эллиса. По крайней мере, роман предваряет обширный эпиграф из «Записок из подполья» Достоевского и крошечный — из композиции Nothing But Flowers.

Песня рассказывает об «экологическом» армагеддоне, наступившем незаметно, и о тоске человека в раю по асфальту и супермаркетам. Судя по «Психопату», никто в Америке не сомневался, что пластмассовое десятилетие 1980-х закончится апокалипсисом, а Бейтман ожидал хотя бы свой личный апокалипсис. Не происходит ни того, ни другого: сами гротескные преступления героя оказываются порождением бьющейся об лед больной фантазии.

Понятно, что против воли вызывающий улыбочку нервный юмор Психопата вырос из другой, более знаменитой песни Talking Heads, которая так и называется Psycho Killer. «Мы поверхностны и слепы, ненавижу невежливых людей. Кес-ке се?».

Мадонна и Уитни

Кадр из фильма «Американский психопат»

Кадр из фильма «Американский психопат»

реж. Мэри Хэррон, 2000

События «Американского психопата», насколько можно судить, разворачиваются в 1989-м, и герой романа не оставил без внимания убойнейший бэнгер того года — Like A Prayer Мадонны. Песня — пример того, как сквозь глянцевую поверхность популярной музыки прорывается странное, неясное до конца содержание. Бейтмана тревожит первая фраза песни, проходящая через книгу лейтмотивом: «Жизнь — это загадка, которую каждый должен решить самостоятельно». И, кажется, он хочет убедить себя, что никакой загадки нет.

Куда комфортнее Бейтману в обществе «семейной» и правильной Уитни Хьюстон. Кстати, если с Льюисом есть сомнения, то Хьюстон прямо запретила использовать в экранизации ее голос, осталась только оркестровая мелодия. Однако расист и циник Психопат умиляется ее пафосному соул-гимну любви к главному человеку, самому себе — The Greatest Love Of All. Посыл песни в том, что себя нужно любить, и Бейтман снова блистательно неверно интерпретирует: мол, любовь к другому невозможна в принципе.

В фильме романтические баллады (вроде Lady In Red Криса де Бурга), как мы помним, злодей слушает, замышляя или вспоминая/воображая свои изуверства, которые ему заменяют «содержательный» контакт с другим. Но вот где ахиллесова пята Бейтмана: ни в фильме, ни в книге, ни в реальности, ни даже в мечтах он не способен убить ни одного человека, который его любит. Любовь становится барьером на пути Психопатии железного века.