В мультивселенной уныния: Что не так с сериалом «Рик и Морти. Аниме»
На канале Adult Swim и стриминге Max вышли два эпизода сериала «Рик и Морти. Аниме». За межгалактические приключения безумного ученого и его внука отвечал японец Такаси Сано («Эпоха смут», «Башня Бога»). В 2020-м постановщик срежиссировал короткий метр «Рик и Морти против Геноцидера», который набрал 10 млн просмотров на YouTube.
Страшно подумать, но Рик и Морти с нами вот уже десять с лишним лет. Последний на сегодняшний день сезон сериала завершился в декабре прошлого года, но всё еще держал сравнительно высокую планку. Фанаты, правда, подустали, а критики лениво выставили свои оценки на 75% свежести на Rotten Tomatoes, что тем не менее стало худшим результатом за всё время существования шоу. Появление проекта «Рик и Морти. Аниме», кажется, заставит фанатов пожалеть о своих скромных оценках и по-новому влюбиться в основное шоу, потому что неожиданный спин-офф начисто лишен всех достоинств оригинала. Впрочем, кажется, и каких-либо других достоинств тоже.
На самом деле выстроить происходящее в первых двух сериях в линейный сюжет — задача не из легких, но если сильно упрощать, то пока история сводится к следующему. Рик Санчес пытается замести следы и скрыться от галактических властей (знакомые фанатам зловредные воинственные букашки). Охота на него открыта из-за последнего изобретения, которое преследователи зовут «бомбой из антиматерии», а сам Рик — «штукой, уменьшающей энтропию и оборачивающей время вспять». Пока жуки возятся с очередной подставной куклой Рика под чутким наблюдением лучших версий Саммер и Бет, настоящий Рик из-за своей новой игрушки искажает пространство и теряется среди бесконечных копий себя. Морти же занят прохождением созданной дедушкой жутко захватывающей VR-игры и проживает в ней сразу несколько жизней, становясь то главным героем «Гражданина Кейна», то простым неудачником с женой и сварливыми детьми. Там же он встречает любовь всей жизни.
От Рика и Морти можно ждать чего угодно, и аниме с его рукотворностью (аниме рисуются покадрово, что и придает им особый шарм) и печатью индивидуального авторского стиля могло бы порядком оживить примелькавшуюся за семь сезонов картинку. К тому же можно предположить, что японские любители сеять хаос просто из параллельной реальности — такой путь мог бы освежить самих персонажей, ведь все Рики и Морти отличаются друг от друга характером и темпераментом. Ни того, ни другого в сериале Такаси Сано нет. А так как герои и не оригинальные, и не переосмысленные, а просто чуть более небрежно нарисованные, то выглядит эта история ровно как реанимированный «Союзмультфильмом» сериал про «Простоквашино».
На самом деле в мир аниме неразлучная парочка угодила несколько лет назад в серии короткометражных фильмов, снятых разными японскими режиссерами для Adult Swim (взрослый блок на телеканале Cartoon Network) в 2020–2021 годах. Именно тогда Такаси Сано, большой поклонник «Рика и Морти», снял две самые яркие и набравшие огромное количество просмотров в сети короткометражки: «Рик и Морти против Геноцидера» и «Саммер встречает Бога (Рик встречает зло)». Эти эпизоды длительностью меньше 10 минут с цитатами из «Акиры» и непривычным лирико-философским настроением фанаты привязали к угасшей сквозной мифологии, которую создатели шоу окончательно «убили» в пятой серии последнего сезона вместе с Риком Праймом. Основное шоу уже ступило на путь всех вечных аниме-франшиз вроде «Симпсонов», «Гриффинов» и «Южного парка» — одна серия равно одна история. Молитвы тех, кто хотел мифологии и центрального закрученного сюжета, кажется, услышал Сано. А руководство Adult Swim, видимо, вняло молитвам маркетологов, обеспокоенных, как бы зрители в ожидании нового сезона не потеряли к парочке интерес.
Что ж, оказалось, серьезного «Рика и Морти» можно вынести не больше десяти минут, потому что первые два эпизода «Аниме» досмотрят только самые усидчивые. При этом расчет на единую умную драматическую историю на десять серий кажется решением любопытным. Вполне возможно, что к середине сезона или кульминации творение Сано расцветает, как прекрасный цветок. Проблема в том, что за десять лет мы привыкли не к одной кульминации на сезон, а к нескольким в рамках одной серии. Этот диссонанс между героями, которые выглядят так же, но хуже, а живут совсем в другом ритме, без шуток 18+ (и даже без шуток про испражнения) и не щелкают вселенские проблемы как орешки, ощутим. Принять такую реальность, а еще лучше, цитируя японского Рика, «придать ей смысл», смогут не все. Пока герои медленно затягиваются режиссером в сложную паутину сюжета, смотреть за тем, как они выпутываются, будет уже некому.