Опубликовано 18 августа 2022, 16:50

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Поделиться:
Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

2 сентября состоится долгожданная (для большинства поклонников творчества Толкина) премьера сериала «Властелин колец: Кольца власти», действие которого происходит в уже обжитом Питером Джексоном Средиземье. Пытаемся разобраться, чего стоит ждать от нового шоу и стоит ли вообще чего-то ждать.

Забудьте всё, что вы знали о Средиземье, особенно если источником этих знаний были исключительно трилогии Питера Джексона. Во-первых, потому что новозеландский режиссер далеко не всегда был верен первоисточнику. Во-вторых, потому что действие «Колец власти» происходит за несколько тысячелетий до момента, когда бойкий хоббит из Шира по имени Бильбо Бэггинс обнаружил в Мглистых горах Кольцо всевластия. То были времена, когда трава была зеленее, эльфы — более многочисленны и влиятельны, гномы — богаче, королевства людей процветали (по крайней мере некоторые из них), а о хоббитах мир и вовсе слыхом не слыхивал. Вероятно, стоит поговорить чуть подробнее о реальности персонажей сериала.

Время действия: Вторая Эпоха

Вторая Эпоха следовала (как ни странно) сразу за Первой, отмеченной борьбой эльфов и других народов Средиземья против великого и ужасного Моргота, владыки Тьмы. Его удалось победить только с помощью валар (в Легендариуме Толкина — сонм могущественных божественных сущностей, управляющих миром; Моргот до падения был одним из них). Сквозным сюжетом Первой Эпохи были попытки представителей эльфийского дома Феанора вернуть созданные им сильмарили, содержащие свет перводрев, которые были уничтожены Морготом (об этом подробно рассказывает «Сильмариллион»).

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

После изгнания Властелина Тьмы за пределы Средиземья казалось, что мир и процветание будут длиться вечно, но самый могущественный прислужник Моргота, в будущем печально известный как Саурон, проявил себя именно во Вторую Эпоху, став достойным наследником своего господина. Ставшее полем боя и еле уцелевшее Средиземье было преобразовано и приобрело примерно те же очертания, что и в знакомой нам по фильмам Третьей Эпохе. За несколькими важными исключениями.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Нуменор

Так назывались остров и королевство людей, основанное Элросом, родным братом Элронда, которого вы можете помнить по трилогии Питера Джексона. Валар позволили братьям, в жилах которых текла кровь эльфов и людей, самим выбирать свою судьбу. Элронд избрал путь эльфов, а Элрос — смертных. За заслуги их отца Эарендиля в войне против Моргота валар даровали всем потомкам Элроса необычайно длинную для человека жизнь и остров Нуменор, гордо возвышавшийся над морем между Средиземьем и Аманом — обетованной землей Валар. Нуменорцы, по крайней мере половину своей истории, дружили с эльфами и многому у них научились, пока гордыня и жажда бессмертия не застлали им разум и они не отвернулись от света. Арагорн был дальним потомком королевского рода Нуменора.

Королевства Эльфов: Харлиндон и Эрегион

В борьбе с Морготом пала большая часть старшего поколения правителей эльфов-нолдор (один из трех родов эльфов), прибывших в начале Первой Эпохи против воли валар из Амана в Средиземье. Титул короля нолдор перешел к славящемуся своей мудростью и силой Гиль-Галаду (Бенджамин Уокер), правившему Харлиндоном, что находился на западном побережье. Короля эльфов можно увидеть сражающимся со своим знаменитым копьем в прологе к «Братству кольца» Питера Джексона.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Другим королевством нолдор, Эрегионом, находившимся восточнее, правил Келебримбор (Чарльз Эдвардс) — искуснейший кузнец своей эпохи, мастерством своим уступавший разве что деду Феанору, создателю сильмарилей. Именно Келебримбор создал те самые 19 колец, предназначенные для правителей эльфов, гномов и людей.

Кхазад-Дум

Так когда-то называлось покинутое гномами подгорное царство, уничтоженное Балрогом и превращенное им в Морию. Именно его подземные чертоги штурмовали члены Братства Кольца, однако это было много столетий спустя, в Третью Эпоху. Во Второй же Эпохе Кхазад-Дум процветал, а правивший им король Дурин III дружил с эльфами из Эрегиона (и в частности с Келебримбором) и в союзе с ними создавал удивительные вещи.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Таким предстает сокращенный в тысячи раз мир Средиземья во Вторую Эпоху. Теперь, пожалуй, обратимся к сюжету, крайне скудно раскрытому шоураннерами сериала «Властелин колец: Кольца власти» Патриком Маккеем и Джоном Д. Пейном в интервью Vanity Fair. По их словам, в проекте будет несколько основных сюжетных линий.

Героем первой из них станет юный Элронд (Роберт Арамайо), которого в знаменитой трилогии сыграл Хьюго Уивинг. Во Вторую Эпоху он еще молод, неопытен и в начале сериала предстанет в роли ученика Гиль-Галада. Миссией будущего владыки Ривенделла будет установление связей с гномами Кхазад-Дума и их королем Дурином III и принцем Дурином IV (Оуйан Артур) В Легендариуме Толкина Элронд сыграл одну из ключевых ролей в борьбе против Саурона.

Со становлением Властелина колец связана другая сюжетная линия, и она, по крайней мере на расстоянии в месяц от премьеры, выглядит самой интригующей. Дело в том, что, в отличие от своего классического устрашающего облика огромного воина, заточённого в острые угольные доспехи и размахивающего то ли железной дубиной, то ли булавой, во Вторую Эпоху Саурон выглядел и действовал иначе. Лишенный поддержки своего бывшего господина, Саурон, до падения известный как один из майар (младших божественных сущностей, составлявших свиту валар) по имени Майрон, действовал с помощью своего главного оружия — хитрости и обаяния. В соответствии с лором он явился к эльфам под видом прекрасного Аннатара, якобы посланного валар им в помощь. Гиль-Галад ему не поверил и не пустил в Линдон, в отличие от Келебримбора, воспользовавшегося его помощью и создавшего вместе с ним те самые кольца. Обман и лесть пригодились Саурону и в борьбе с нуменорцами, с мощью которых он не мог сладить иначе.

Усиливает интригу и то, что, в отличие от других персонажей, неизвестно, кто именно исполняет его роль. Отсутствует Саурон — по крайней мере явно — и в трейлере.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Трагическая история падения Нуменора, уступившего искушениям и посулам тьмы, составляет третью сюжетную линию. По слухам, создавая «Кольца тьмы», Amazon хотели получить собственную «Игру престолов», и именно история Нуменора с его политическими интригами больше всего напоминает культовый сериал HBO. В центре этой линии окажется борьба короля Ар-Фаразона и, если ориентироваться на лор, его жены Тар-Мириэль (Синтия Аддай-Робинсон) за власть. Надо сказать, что несмотря на свою мощь и великолепие — а возможно, именно из-за этого — Нуменор к концу Второй Эпохи отвернулся от веры в Эру (верховное божество, создавшее мир), а также от дружбы валар и эльфов. Что, разумеется, в итоге его погубило.

Сохранивших веру нуменорцев, составлявших партию «Верных», возглавлял представитель младшей королевской ветви Элендиль (Ллойд Оуэн). Да, тот самый Элендиль, что вместе с храбрыми сыновьями Анарионом и Исильдуром (Максим Болдри) сражался против Саурона в прологе «Властелина колец». Становление Исильдура станет еще одной сюжетной линией.

Совершенно в ином свете предстанет и Галадриэль (Морвет Кларк), роль которой в обеих трилогиях Джексона исполнила Кейт Бланшетт. Во Вторую Эпоху Галадриэль, достигшая порога зрелости и потерявшая в битвах с Морготом большую часть семьи, одержима поиском приспешников тьмы. Ослепительно белое платье ей заменят доспехи и кинжал. Столь разительное изменение образа Пейн и Маккей оправдывают письмом самого Толкина.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Шоураннеры вообще производят впечатление людей, разбирающихся в лоре, ссылка на переписку Толкина — лишь один из примеров. Сюжет обещает классическую для мира писателя историю любви смертного и эльфа, коих в Легендариуме было несколько. Берен и Лутиэн, Диор и Нимлот, Туор и Идриль. Примеру Арагорна и Арвен в сериале последуют новые герои — лесной эльф Арондир (Исмаэль Крус Кордова) и смертная женщина по имени Бронвин (Назанин Бониади).

Впрочем, свое знание Пейн и Маккей используют весьма экономно и избирательно, чем, разумеется, вызывают праведный гнев части поклонников эпоса. Это касается казуса гномьей принцессы Диссы (Софиа Номвете) без бороды, что напрямую противоречит замыслу Толкина. Коротковолосые и темнокожие эльфы скорее не соответствует духу сочинений писателя, замыслившего свой цикл произведений как своего рода воссозданную англо-саксонскую мифологию.

В защиту Пейна и Маккея надо сказать, что Amazon выкупил права на экранизацию только двух романов, «Хоббита» и «Властелина колец», и приложения к ним. События в этом приложении происходят уже в Третьей Эпохе. И даже несмотря на то что эти книги содержат отсылки к преданиям о прошлых временах, в качестве основы для столь масштабной истории они выглядят недостаточными. Это отчасти оправдывает вольную трактовку сюжетов и деталей. Кстати, по словам одного из продюсеров, у Диссы всё же будет борода, но не такая пышная как у гномов-мужчин.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Герои-загадки

Пейн и Маккей воспользовались лакунами в истории Второй Эпохи и полноправно заполнили их своей фантазией, которая, будем надеяться, верно послужит драматургии сериала. В угоду ей же шоураннеры сжали время действия, ведь Вторая Эпоха длилась 3441 год. Кроме того, они заменили некоторых героев, вроде брата Исилдура — Анариона (по крайней мере его имя нигде не упоминается). Вместо него у Исилдура появится сестра Эариэн (Эма Хорват), мечтающая стать архитектором.

Главным среди новобранцев выглядит Адар (Джозеф Моул) — падший эльф, плененный темными силами и перешедший на их сторону. Судя по всему, именно он будет главным антагонистом сезона, а его миссией станет поиск ценного артефакта. Возможно, короткого темного клинка со сломанным лезвием, заявленного несколько раз в трейлере. Памятуя о неуловимости образа Саурона, Адар вполне может оказаться одним из его воплощений.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Другим претендентом на маску Темного Властелина является «таинственный незнакомец», роль которого исполнит Дэниэл Уэймен. Не менее таинственным кажется и человек по имени Хальбранд (Чарли Викерс), который, судя по трейлеру, знакомится с Галадриэль во время ее путешествий. Он вполне может оказаться Сауроном.

Другим неоднозначным решением Пейна и Маккея, вызвавшим споры у толкинистов, стало появление в трейлере мохноногов — предков хоббитов. Во Вторую Эпоху никакого Шира с его уютными норками и пабами не существовало, и полуросликам, судя по всему, приходилось много путешествовать. Недовольство это решение вызвало потому, что хоббиты не принимали сколь-нибудь заметного участия в больших делах Средиземья до наступления Третьей Эпохи, когда они даже отправляли воинов на помощь королевству людей Арнору и давали отпор оркам. Само понятие «хоббит» родилось только после того, как три племени полуросликов — мохноноги, крепыши (стуры) и светлолики (фаллоухайды) — пересекли Эриадор с востока на запад и обосновались в границах будущего Шира.

Так или иначе, в первом сезоне появятся: Садок Берроуз (Ленни Генри), старейшина мохноногов, две любопытные девушки-мохноноги Эланор (Нори) Брэндифут (Маркелла Кавена) и Поппи Праудфеллоу (Меган Ричардс), а также Ларго (Дилан Смит) и Мэриголд (Сара Звангобани) Брэндифуты.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

Каст

Актерский состав «Колец власти» в духе предыдущих экранизаций произведений Толкина представляет собой скопище малознакомых широкому зрителю имен, за исключением, может быть, Питера Муллана («Меня зовут Джо»), Морвет Кларк («Любовь и дружба»), Бенджамина Уокера («В сердце моря») и Назанин Бониади («Бен-Гур»).

Создатели

То же можно сказать и о режиссерах первого сезона — над эпизодами будут работать Хуан Антонио Байона («Невозможное», «Голос монстра»), Шарлотта Брандстром («Ведьмак») и Уэйн Йип («Детективное агентсво Дирка Джентли») — и даже о шоураннерах. У Маккея и Пейна, несмотря на несколько десятилетий работы сценаристами в индустрии, очень короткая фильмография, самым ярким пятном которой выглядит фильм по «Звездному пути» — «Стартрек: Бесконечность». Кстати, именно идейный вдохновитель перезапуска Джей Джей Абрамспорекомендовал парочку руководству Amazon. В общем, Маккей и Пейн, признавшиеся, что ощущают себя словно хоббиты в огромном новом мире, типичные темные лошадки, каким был для большинства и Питер Джексон.

Туда и обратно: Чего ждать от сериала «Властелин колец: Кольца власти»

Фото: Amazon Prime Video

А вот заглавную музыкальную тему сериала напишет композитор Говард Шор, работавший над двумя трилогиями Питера Джексона. За музыкальное сопровождение эпизодов будет отвечать Беар Маккрири («Чужестранка»). Из старой джексоновской команды можно отметить еще и иллюстратора Джона Хау, рисовавшего карты Средиземья в Третью Эпоху.

Итог

Как и всякое начинание, связанное со Средиземьем, «Кольца власти» вызывают трепет и мрачные предчувствия. Разумным, однако, кажется верить — по завету мудрого Сэмвелла Гэмджи — в лучшее. Если уж он, находясь в Мордоре, надеялся вернуться в Шир, то и у нас хватит сил пережить неудачу «Колец власти», если она всё же случится. Доводов в пользу этого столько же, сколько и аргументов, убеждающих в обратном. Одно можно сказать уверенно: Средиземья, каким мы его знаем по книгам или фильмам, нам не увидеть. События Второй Эпохи в лоре Толкина обозначены лишь пунктиром. Это дает сценаристам огромный простор для собственных выдумок, а в том, насколько их внутренний слух чуток к музыке Эру Илуватара этого мира (то есть Толкину), можно будет убедиться только после выхода сериала. В конце концов, величайший враг света, тот самый Мелькор, нареченный Морготом, всего лишь хотел петь собственную песню.

Новое в подписке

Лучшее в подписке