Там тоже хорошо? Кинопутешествие по Сеулу — реальному, криминальному и романтическому
Отсюда по корейской высокоскоростной железной дороге улепетывали от зомби герои «Поезда в Пусан», а поклонницы и поклонники дорам, наоборот, рвутся сюда, чтобы увидеть реальные декорации любимых историй. Здесь Хон Сан-су нашел 62 места для употребления соджу за житейскими разговорами, а «Паразиты» Пон Джун-хо обессмертили подвальные квартиры и лестницы в небо южнокорейской столицы. Сегодня мы приземляемся в Сеуле — мегаполисе, где мягкая сила халлю и исторический фундамент государства Чосон образуют идеальное место для киноэкскурсии.
Вдруг как в сказке: дорамный вид Сеула
Как Японию многие представляют по аниме, так Южную Корею — по дорамам. Сериалы предлагают обилие сюжетов, а главное — обильную палитру эмоций, в обрамлении которых не последнюю роль играют национальные достопримечательности. Например, одной из визитных карточек Сеула можно назвать тематический парк Lotte World — некогда крупнейший в мире. И хотя это достижение в Книге рекордов Гиннесса ему больше не принадлежит, Lotte World может похвастаться самой высокой смотровой площадкой со стеклянным полом (478 метров). Неудивительно, что сюда заглядывали персонажи таких хитов, как «Лестница в небеса» (2003), «Хайд, Джекил и я» (2015), «Температура любви» (2017), «Уведомление о любви» (2019), «Истинная красота» (2020–2021) и «Деловое предложение» (2022).
Другая высотная достопримечательность Сеула — башня Намсан (236 метров). Построенная в 1971-м, она стала первой постройкой, которая обеспечивала теле- и радиовещание. С тех пор это крайне популярное место для свиданий: подтверждения можно найти в шоу «Мальчики краше цветов» (2009), «Человек со звезды» (2013–2014), «Легенда синего моря» (2016–2017) или «Итхэвон класс» (2020). События последнего, конечно же, неразрывно связаны с торговым районом Итхэвон, который известен своими магазинами и питейными заведениями (например, трехэтажным баром Oriole).
Любоваться красивыми видами может каждый, а в Сеуле умудрились превратить в визуальный бренд стену. Ею обнесен расположенный в центре города дворец Токсугун, построенный в XV веке, а на фоне живописной кладки ходили персонажи, например, «Демона» (2016–2017), «Внутренней красоты» (2018) и «Весенней ночи» (2019).
Другой востребованный у туристов и кинематографистов дворец — Кёнбоккун, чьи стены видели аж 1394 год. Некоторые части здания были сожжены во время японского вторжения в XVI веке, а еще десять зданий комплекса захватчики из Страны восходящего солнца снесли уже в 1911 году. В XXI веке здесь снимали «Дворец» (2006), «Солнце в объятиях Луны» (2012), «Последнюю императрицу» (2018–2019) и «Королевство зомби» (2019–2020). Неподалеку же расположена традиционная деревня Букчхон — место с 600-летней историей и национальными корейскими домами ханок, чья главная особенность — «теплые полы», ондоль. Это по-прежнему жилой район, так что нужно соблюдать правила приличия. Или же любоваться деревней в «Демоне», «Цветке зла» (2020), «Моем соседе — кумихо» (2021), «Призрачном докторе» (2022).
Для тех же, кто хочет посетить еще более одухотворенное место, подойдет университет Ёнсе — одно из трех самых престижных учебных заведений в стране. В этих стенах разворачиваются события полнометражной мелодрамы «Дрянная девчонка» (2001), а также многочисленных дорам: комедии «Вернуться в 1994» (2013), фэнтези «Бездна» (2019) и ретродрамы о 1980-х «Подснежник» (2021–2022).
Соджукор-тур: реализм Пон Джун-хо и Хон Сан-су
«Паразиты» (2019) — едва ли не самый известный современный фильм из Республики Корея. Пять лет назад Пон Джун-хо собрал целый шкаф наград: в диапазоне от Гран-при Каннского кинофестиваля до «Оскара» за лучший иностранный фильм. Хитовую остросоциальную драму о двух семьях разного достатка режиссер начинает с основ: подвальной квартиры — банджихи, где обитает бедное семейство Ким. История экономных жилищ уходит во времена Корейской войны, когда в строительных нормативах появился пункт об обязательном убежище в каждом доме. В 1970-е сдавать банджихи в аренду было нелегально, но уже в следующем десятилетии жилищный кризис заставил правительство пойти на попятный и узаконить жизнь с видом на ноги прохожих и уличный мусор. Несмотря на въедающийся подвальный запах, летние интервенции плесени и не самую удобную планировку, до сих пор для многих корейцев — особенно молодых — это самый доступный вид жилья. Некоторые, впрочем, борются со стигмой банджих, демонстрируя при помощи ремонта, что любой дом может быть родным.
Маршруты «Паразитов» тоже многим приглянулись: в ареале Кимов даже водят специальные экскурсии (от $70). Например, к супермаркету Woori, где Ги У (Чхве У-щик) узнает о поисках репетитора в богатую семью Пак. На самом деле это обычный магазин сети Doijissal, расположенный на улице Сонджон (Songijeong-ro) в районе Мапхогу. Ирония нейминга от Пон Джун-хо: Woori переводится как «мы». Другое сакральное место — пиццерия Sky Pizza, открытая в начале нулевых. Ее режиссер увековечил под именем Pizza Age, где Ким Ги-тхэк (Сон Кан-хо) с домочадцами трудился над складыванием коробок для итальянского блюда. Найти фастфуд с историей можно на улице Норянчжин (Noryangjin-ro 6-gil) района Тонджакку.
Для тех, кто приехал в Сеул не ради быстрых углеводов или, наоборот, слишком ими увлекся, Пон продумал и пеший маршрут. В «Паразитах» фигурирует крутой лестничный подъем, воплощающий разрыв между состоятельными Паками и менее представительными Кимами. Расположен он в тоннеле Чахамун, который соединяет разные с точки зрения престижа участки района Чонногу. Такие административные единицы называются донами, и для Чхонун-дона светом в конце тоннеля служит Пуам-дон. Последний, кроме галерей и кофеен, славится заброшенным парком аттракционов «Ёнма Лэнд» (Yongma Land), где снимали атмосферные клипы гёрл-группа TWICE (Like OOH-AAH) и их коллеги по кей-попу Crayon Pop (Bar-Bar-Bar), а также историческим комплексом «Сокпхачон». Когда-то здесь находилась резиденция Хынсон-тэвонгуна, регента королевства Чосон, а сейчас это одно из зданий под контролем Сеульского музея, который следит за популяризацией классического и современного искусств Кореи.
Кстати, в дюжине минут езды на электричке от тоннеля можно найти Литературный музей имени Юн Дон-чжу, также расположенный в Чонногу. Во время японской оккупации поэт учился в университете Киото, а в 1943-м был заключен под стражу как участник корейского движения за независимость. Поэт сопротивления умер в тюрьме, едва разменяв 27-й год. В Сеуле много достопримечательностей, названных его именем, и некоторые осматривает героиня Изабель Юппер в «Нуждах путешественника» (2024) Хон Сан-су. Например, она ходит мимо музея на улице Чахамун 119 (Changuimun-ro) и любит отдыхать в раскинувшемся по тому же адресу парке Чхонун. Здесь же расположен мемориальный камень, где выгравированы стихи Юн Дон-чжу — «Пролог» и «Печальные люди».
Азиатский экстрим: от национальных блокбастеров до зарубежных
Первый корейский блокбастер, с которого и начался расцвет новой национальной киноиндустрии, это «Шири» (1999) Кана Джэ-гю, где снялись Сон Кан-хо и Чхве Мин-сик. События боевика, в котором северокорейские диверсанты пытаются сорвать переговоры КНДР и РК об объединении, происходят в разных уголках страны, но Сеул представлен первым делом. Первое из зданий комплекса торговых центров Techno Mart, что на станции метро «Канбён» (Gangbyeon), открылось в апреле 1998-го, а уже через год его «ресторанные дворики» показывали по всей стране.
С верхотуры Techno Mart хорошо виден мост Чамхиль, а примерно в часе езды реку Ханган можно преодолеть по мосту Вонхё, который построили в 1981-м. Здесь Пон Джун-хо снимал «Вторжение динозавра» (2006), еще один национальный хит с Сон Кан-хо, где автор уже рефлексировал на тему американского военного присутствия в стране: жуткий мутант объявляется в сеульской канализации благодаря неосмотрительности ВВС США. Также режиссер увековечил подземный торговый центр на станции метро «Хвехён»: именно здесь, разбрасывая овощи и фрукты, спасаются от погони девочка Миджа и титульная экспериментальная «свинья» из сай-фая «Окча» (2017). Кстати, забавный факт: другой известный южнокорейский режиссер Пак Чхан-ук практически не снимал в Сеуле — мегаполис лишь мельком появляется в «Олдбое».
Центральный железнодорожный вокзал города можно изучить в «Станции „Сеул“» (2016) — анимационном приквеле к «Поезду в Пусан» Ён Сан-хо, который и прибыл в игровое кино из эни (мультипликации). «Я видел дьявола» (2010) — другой хоррор, о маньяке — снимался в Мокдоне, центральной зоне района Янчхон, что на юго-западе города. А вот понаблюдать за ожесточенными разборками банд в китайском квартале района Курогу, где в начале нулевых действительно проходили столкновения, можно лишь в фильме «Криминальный город» (2017). Боевик с Ма Дон-соком в роли добродушного, но ушлого детектива стал началом целой франшизы, где за основу взяты реальные остросюжетные события. Детектива Ма довольно быстро начали отправлять в зарубежные командировки, но в первой части он немало побегал по Сеулу нулевых, разнимая корейских ганпхэ и молодчиков из китайских триад. Попутно его заносит в район Каннамгу (в частности — в Апкучжон-дон). Где-то неподалеку, к слову, PSY снимал клип на вирусный хит Gangnam style (2012). Собственно, правильно его называть не «Гангнам-стайл», а «Каннам-стайл».
Что касается иностранных блокбастеров, то первым крупным фильмом, чьи съемки частично прошли в Сеуле, принято считать картину «Мстители: Эра Альтрона» (2015). Хотя мельком город показывали и в «Эволюции Борна» (2012), в том числе огни Каннамгу. Не обошлось без этой локации и в супергеройском кино, где показали мост Мапо, а также искусственный остров Севит, расположенный прямо на реке Ханган (ориентир — мост Панпхо, «Фонтан радуги»). Там расположена лаборатория исследовательницы Хелен Чо. Занятно, что в обоих проектах снялся Джереми Реннер, сыгравший Соколиного Глаза — одного из участников погони за Альтроном. Правда, некоторые корейцы остались разочарованы вложениями Министерства культуры, спорта и туризма, которым такая 15-минутная реклама обошлась в два миллиона долларов (для покрытия части съемочных расходов). В суматохе трудно что-либо по-настоящему рассмотреть, а Сеул оставляет впечатление безжизненного бетонного мегаполиса с бесконечными петлями дорог.
На контрасте живописный парк Ханган исполнил важную, хотя еще более эпизодическую роль в комедии «Моя девушка — монстр» (2016) испанца Начо Вигалондо, где героиня Энн Хэтэуэй при должном опьянении могла являться жителям Сеула в образе исполинского монстра, не покидая детскую площадку небольшого американского городка.