Талантлив во всем: Российские актеры и актрисы, ставшие режиссерами
Сегодня в Okkо начал выходить сериал «Ласт квест», рассказывающий о наркомане, вынужденном спасать единственного сына от опасностей даркнета. Снял его актер, а теперь и режиссер-постановщик Пётр Фёдоров. А вчера завершился первый сезон проекта «Секс. До и после», постановщицей которого выступила дебютантка в режиссуре Дарья Мороз. Рассказываем о Фёдорове, Мороз и еще пяти российских актрисах и актерах, которые решили стать режиссерами — и преуспели в этом начинании.
Пётр Фёдоров
Пётр Фёдоров принадлежит к старинной актерской династии, например, его двоюродный дед — известный актер Александр Збруев, снимавшийся у Андрея Кончаловского, Сергея Соловьёва и Марка Захарова. До 2008 года Фёдоров состоял в труппе театра имени Станиславского, но предпочтение всё же отдал кино. Актер по-настоящему прославился после главной роли в сериале «Клуб», который снял для канала «MTV Россия» Павел Бардин. На сегодняшний день в копилке у Фёдорова-младшего уже больше 70 работ — в том числе ведущие роли в фильмах «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва и «Ледокол» Николая Хомерики. Петра часто в шутку называют «главным конкурентом Данилы Козловского», вот только шутка ли это — хороший вопрос. Из нашумевших сериалов, в которых снялся Фёдоров, — «Территория» и «Перевал Дятлова».
«Ласт квест» — не первая режиссерская работа Фёдорова: в 2017 году он снял трогательный короткий метр «Электрический ток» о человеческой близости, где играли звезды сегодняшнего российского кино Александр Паль и Екатерина Ермишина. А собственно сериал «Ласт квест» развился из одноименной маленькой ленты, которую Фёдоров сделал двумя годами позже, в 2019-м. Сериальный дебют Фёдорова-младшего многообещающ: тут тебе и сильная история о наркозависимости и отцовстве, и ее динамичное воплощение, и неординарный визуальный ряд. Редко когда в российской индустрии появляются столь амбициозные и неординарные проекты. За Фёдоровым-режиссером точно будет интересно следить дальше.
Дарья Мороз
Дарья Мороз, дочка режиссера Юрия Мороза, стала актрисой практически с пеленок — она «исполнила» роль украденного малыша в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…» Динары Асановой. Мороз умеет перевоплощаться в самых разных героинь, роковых женщин и примерных дочерей, но последние несколько лет известна в основном своим участием в сериале «Содержанки», в котором играет главную роль. На четвертом сезоне проекта Мороз стала еще и шоураннеркой сериала, так что ее дальнейший уход в режиссуру оказался вполне логичным.
С мини-сериалом «Секс. До и после» Дарья Мороз победила в номинации «Открытие» фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон». Проект в комедийной форме рассказывает о том, что секс значит для каждого из нас, как мы можем его обсуждать — или вообще обходиться без него. Но в первую очередь это сериал про отношения. В 14 эпизодах, составляющих антологию коротких зарисовок, звездные актеры разыгрывают любопытные сюжеты о близости, иногда мимолетной.
Семён Серзин
Творческая карьера Семёна Серзина витиевата — он пришел в актерство из театральной режиссуры, а затем стал снимать кино. Серзин поставил более 30 спектаклей на театральных подмостках по всей России, а также основал независимое театральное объединение «Невидимый театр» в Санкт-Петербурге. В качестве актера Серзин появляется в хорроре «Побочный эффект» и экранизации романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе», поставленной Кириллом Серебренниковым. В обоих проектах Серзину достались главные роли.
Режиссерский кинодебют Серзина — фильм «Человек из Подольска», основанный на одноименной пьесе Дмитрия Данилова. Звездой картины стал Вадик Королёв, солист группы OQJAV — до работы над фильмом Семён снимал для музыкального коллектива клипы. «Человек из Подольска» — это едкое упражнение в абсурде, где обычный московский полицейский участок превращается в сюрреалистичное сложноописываемое пространство. Премьера «Человека из Подольска» состоялась в конкурсной программе кинофестиваля «Кинотавр». На сегодняшний день на счету у Серзина три поставленных фильма: «Человек из Подольска», «Похожий человек» и «Рыжий».
Рената Литвинова
Светская дива и одна из самых ярких режиссеров двух последних десятилетий начинала сниматься в кино у великой Киры Муратовой. Однако еще раньше Рената Литвинова закончила сценарный факультет ВГИКа и в конце 1980-х активно писала сценарии, а сама появляться в кадре стала чуть позже. Литвинова сыграла во многих фильмах Муратовой: «Увлечениях», «Трех историях», «Настройщике».
Самостоятельно делать кино она начала еще в 2000 году, сняв документальный фильм о судьбах выдающихся русских актрис: Нонны Мордюковой, Татьяны Окуневской, Татьяны Самойловой, Лидии Смирновой и Веры Васильевой. Самые известные игровые работы Литвиновой-режиссерки — «Богиня: Как я полюбила», «Последняя сказка Риты» и «Северный ветер», последний на сегодняшний день ее большой киноопус. В каждой из работ узнается ее фирменный манерный стиль, и часто Литвинова сама исполняет в них главную роль.
Григорий Добрыгин
Григорий Добрыгин за свою актерскую карьеру успел стать звездой как российских блокбастеров, так и авторского кино. В числе первых можно назвать фильм Тимура Бекмамбетова «Черная молния», среди заметных вторых — психологический триллер Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». За роль в этом фильме актер получил «Серебряного медведя», самую высокую награду Берлинского кинофестиваля.
В 2013 году Добрыгин начал снимать собственные короткометражные фильмы, а с полным метром «Sheena667» дебютировал в 2019-м — и фильм пришелся по душе отборщикам престижного фестиваля в Роттердаме. Вторая режиссерская работа Добрыгина — «На близком расстоянии»: в одном замкнутом пространстве в разгар пандемии коронавируса оказываются актер-дебютант Нурбол Кайратбек и прекрасная Ксения Раппопорт, которая решила поселить у себя в квартире курьера.
Алиса Хазанова
Алиса Хазанова начинала свой творческий путь совсем не с актерства — долгое время она танцевала балет в Большом театре и была хореографом-постановщиком. В кино Хазанова дебютировала в 2005 году, став одной из героинь короткой ленты Николая Хомерики «Вдвоем», а уже через год получила роль в его же полном метре «Девять Семь Семь». Первой главной ролью Хазанова тоже обязана режиссеру Хомерики — в 2009 году на российские экраны вышла «Сказка про темноту». Актриса снималась в фильмах многих важных российских постановщиков: Бориса Хлебникова, Василия Сигарева, Ренаты Литвиновой, Игоря Волошина и других.
Если первая режиссерская работа Хазановой, фильм «Осколки», выглядела скорее как экранное любование собой же в главной роли, хотя и отсылала к атмосфере картин Алена Рене, то второй ее фильм, «Белый список», — уже весьма крепко сделанная криминальная драма на актуальную тему: герои фильма в исполнении Алексея Серебрякова и Владимира Аверьянова ведут расследование вокруг печально известных «групп смерти» в соцсетях.
Данила Козловский
Если и снимать кино, то только в главной роли с собой любимым — так решил Данила Козловский, звезда «Духless», «Легенды № 17», «Хардкора» и других популярнейших российских фильмов и сериалов. В своем режиссерском дебюте «Тренер» актер и правда сыграл главного героя, но сделал это, как всегда, хорошо — а равно удалась работа над сценарием и постановкой. Герой Козловского, капитан сборной России по футболу, получает дисквалификацию за агрессивное поведение с судьей и драку с фанатами во время важного международного матча. После этого инцидента единственная работа, на которую его всё еще готовы взять, — это должность тренера в провинциальном и плохо подготовленном клубе.
В самом начале работы над проектом Козловский не собирался садиться в режиссерское кресло, однако вскоре понял, что хочет рассказать эту историю сам. Актер признается, что стать футбольным тренером было мечтой его детства, а проект стал для него максимально личным — прямо как «Рокки» для Сильвестра Сталлоне. Что ж, хорошо, когда у взрослого тебя есть не только желание, но и возможность воплотить заветную мечту на экране.