Так это ясно, как простая гамма: Музыка в фильме «Пророк. История Александра Пушкина»
Все посмотрели новый байопик Пушкина, а тем временем на стримингах можно слушать песни из фильма. Это восемь номеров мюзикла о главном поэте России. Коротко рассказываем, как слушается альбом и какие из треков действительно хороши. А заодно советуем, если еще не успели, посмотреть байопик «Пророк. История Александра Пушкина» Феликса Умарова в Okko.
Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» повсеместно называется рэп-мюзиклом. Но рэп-мюзикл — не жанр постановки, а изобретенный критиками мем, который, конечно, еще некоторое время будут эксплуатировать (Google подсказывает: в Красноярске ставят рэп-мюзикл «Преступление и наказание»). На самом деле рэп очень сложен для музыкального фильма из-за своей статичности. Мелодии в рэпе рудиментарны, здесь нельзя, как в большой арии, разогнать экранное время и отправить героев в полет по локациям.
Поэтому рэп-треков в «Пророке» только три из восьми. В трех соответствующих эпизодах фильма персонажам и массовке приходится буквально топтаться на месте, обмениваясь пламенными взорами. И всё же, хоть это и худшие, пожалуй, здесь песни, для картины они самые запоминающиеся, показательные и принципиальные. Расскажем о номерах по порядку.
«Лицейский баттл»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Первым музыкальным номером является непередаваемый кринж-рэп-баттл юного Пушкина (Кай Гетц) с лицейским надзирателем (Павел Кузьмин). Он включает в себя вскакивание на столы в подражание «Обществу мертвых поэтов» и стриптиз (ладно, сброшенную форменную куртку). Лучше один раз услышать — но выдержит не каждый. Огорчают два момента. Во-первых, к баттлу почему-то не присоединился почтенный Дмитрий Поднозов, играющий Державина. Во-вторых, рефрен у трека такой:
У нас впереди великие цели,
И мы не позволим о них забывать.
Нас с детства в лицее учили свободе,
И вам не удастся ее отобрать.
Совершенно очевидно, либреттист в третьей строчке имел в виду «Нас с детства свободе учили в лицее», чтобы хоть как-то зарифмовать ее с «великие цели». С первых сцен постановщики не замечают собственную неизлечимую глухоту.
«Город поет»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Отношение к треку целиком зависит от вашего отношения к группе The Hatters. У нас разухабистый жанр с флером лакированного Кустурицы, конечно, неистребим. И фильм не мог обойтись без танцев «гуляки праздного» по ночному Петербургу. Это, к счастью, не «В Питере пить», но есть в песне нечто трактирное, скорее похожее на гуляния Есенина.
«Герой»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Неожиданно милая ироническая ария графини Воронцовой (Аня Чиповская) о провинциальной тоске. Название «Герой» тоже ироническое: в ожидании Пушкина в городе (скорее всего, в Одессе) проходит безгеройная жизнь. Рефрен
Скучно, нам так скучно,
Страшно, нам так страшно
Быть мишенью слухов громких, и поэтому всех нужно обсудить
во-первых, привязывается, во-вторых, хорошо ассоциируется с пушкинским «одних обедов длинный ряд, глядеть на жизнь, как на обряд...».
«Река творчества»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Номер с нелепо-пафосным названием явно был задуман убойным бэнгером всего проекта. В фильме он сопровождается спецэффектами: охваченному горячкой вдохновения поэту являются образы его произведений, восстающие из пучин темного моря. Текст насыщен отсылками к патетическим стихам Пушкина, включая «Поэта» и «Пророка». Но в припеве «ай-ай, жжет глагол божественный» слишком отчетливо возникают цыганские мотивы, вообще Александру Сергеичу не чуждые, но тут не слишком уместные. Зато это единственный сольный номер Юры Борисова, который, чувствуя свою недостаточную музыкальность, в остальных случаях предпочитает дуэты.
«Поэт и царь»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
В этом рэп-номере, втором по счету, Борисов читает за Пушкина, Евгений Шварц — за только что взошедшего на трон Николая I. Император обещает поэту покровительство, а стране — просвещение, Пушкин просит за декабристов. История известная, в фильме пикировка соперников представлена как теннисный матч, причем литератор и царь играют на одной стороне. Звездой дуэта, конечно, является Шварц, который еще и поет немного, а Борисов слишком натужно хрипит, отбивая подачу. Некоторая контекстная смелость этого трека проявляется сильнее, когда понимаешь, на что собственно похож сбивчивый речитатив Шварца: на манеру говорить Путина, как его изображали пародисты.
«Предложение Бенкендорфа»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Третий и последний рэп. В фильме беседа поэта с главой Третьего отделения происходит заметно позже, чем с Николаем. Но в саундтреке эти два трека рядом, и вследствие тематической близости второй из них кажется лишним. На экране смешил Сергей Гилёв в кожанке, на слух запоминается только финальный панч: «Мороз и солнце...» — «Кнут и пряник».
«Ревность»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Как ни странно, похоже, лучший номер картины. Начинается с того, что Борисов поет на стихи Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты». До этого в фильме, кстати, актер только читает «Вольность», но без музыки. Затем хор светских сплетников сообщает, мол, «конем пошла твоя королева, раз — налево и снова — налево». После поэт надрывается «Умоляю, перестаньте», а обезумевший хор переходит на «Буря мглою небо кроет». Каждая часть по-своему решена музыкально, и здесь кино действительно становится мюзиклом драматургически. Чем-то даже похоже на «Иисус Христос — суперзвезда», где голос Христа растворяется в хоре толпы.
«Колыбельная Наташи»
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»
реж. Феликс Умаров, 2025
Последняя четверть фильма отдана под мелодраму о Пушкине и Гончаровой, причем последняя совершенно чиста и невинна. Своей кроткой арией она взывает к сердцу поэта, но увы. Может быть, и есть смысл вопреки обычаю сказать хорошее о Натали. Однако молодая актриса Алёна Долголенко не так интересна, как та же Чиповская. Что касается номера — это стандартная грустная песня группы «Наадя», не лучшая в их творчестве и уж точно, раз мы вспомнили Веббера, не «Ария Марии Магдалины». Странно, что именно «Колыбельная» завершает альбом и фильм.
В целом, судя по списку композиций, эксперимент Феликса Умарова сотоварищи не стал провальным. Большинство треков можно слушать, а то и любить, большинство имеют смысл в рамках общего замысла. За основную музыку к «Пророку» — и, надо думать, за песни, кроме The Hatters и «Наади», — отвечал композитор Райан Оттер. Он, с одной стороны, имеет диджейское прошлое, а с другой, поднаторел в оформлении переосмысленной классики вроде «Гоголя». Продакшен треков тоже не вызывает особых вопросов.
Концептуальной проблемой саундтрека представляется именно рэп. Все соответствующие треки — дуэты-баттлы, а не, например, развернутые поэтические монологи. Ближайший аналог баттла — дуэль, но ни одной рэп-дуэли в картине нет, и нет этому оправданий. Разумеется, Борисову-Пушкину не стоило бы читать дисс на Дантеса. Однако в биографии героя (да и в самом фильме) было множество «несерьезных» дуэлей, где соперники поговорили и разошлись.
И дуэль, и баттл — принципиально поединок равных, пусть такие, как Пушкин, и равнее других. Но рэп-схватки в фильме имеют место лишь в неравной позиции: перед школьным начальством, перед тайной полицией, перед царем. И только в первом случае поэт выходит в баттле победителем. Таким образом, «наше всё» оказывается неудачником, проигравшим. Не в перестрелке, а... в поэзии.
Йоу-йоу-молодежного Пушкина версии Умарова и Борисова лишили его занудных стихов и снабдили рэпом, который сами авторы проекта совершенно не понимают. Увы, нельзя спасти классика от забронзовения, озвучив его биографию столь конформной музыкой.