Тачки, бабки, сто стволов: Каким получился сериал «На автомате» Бориса Акопова
На «Кинопоиске» и Wink выходит первый сериал режиссера «Быка» Бориса Акопова «На автомате». Это криминальная комедия о братьях Жене и Роме, которые случайно натыкаются на склад оружия в родном провинциальном городке Неясный. У автоматов, естественно, есть владельцы, так что у парней возникают проблемы. Рассказываем, почему сериал сравнительно увлекательно смотреть, но вопросов к проекту хватает.
В фильмах Акопова трудно узнать 1990-е, поскольку режиссер воспроизводит скорее бытующие штампы, нежели само время. «На автомате» — не исключение. Машины, одежда, бандиты, эскортницы. Разбавить фильмами Гая Ричи («Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш»), добавить пару ложек «На игле» и полстакана отечественного кино. Убрать юмор. Последнее расстраивает больше всего — в 1990-х было очень много юмора, которым спасались, когда жизнь выдавала очередной фортель.
Однако действие «На автомате» происходит в наши дни — и это, пожалуй, самое неожиданное открытие, ведь сериал усердно пытается это скрыть. В качестве места действия — несуществующий город Неясный, где время, по замыслу авторов, остановилось, а герои 17 и 20 лет говорят слова вроде «ламер» и выдают предложения «я хочу от старости умереть, а не от твоей дурости». В Неясном подростки говорят как в начале нулевых, не хватает только падонкаффского сленга.
Рому (Слава Копейкин) и Женю (Денис Косиков) Кашиных воспитывает мать-одиночка Светлана (Александра Урсуляк), работающая врачом на скорой. Ее зарплаты не хватает, чтобы оплатить долги по расходу электроэнергии (Женя майнил крипту), и братья решают найти что-нибудь ненужное и продать. Выбор падает на цветные металлы, но план срывает сторож с ружьем, и Кашины изо всех сил эффектно улепетывают по крышам гаражей, пока Женя не сваливается в прогнившую крышу. Там, куда попадают братья, их ожидает склад оружия, оставленного незадачливыми московскими бандитами.
Парни решают продать найденное через даркнет, но пока нужно сплавить хотя бы семейные ложки в местном ломбарде. И тут возникает проблема. Ложки вместо серебряных оказываются мельхиоровыми, а хозяину ломбарда (Артур Бесчастный) принадлежит тот самый гараж (уже без крыши и без оружия). Иными словами, Рома и Женя влипают в нехорошую историю.
Исполнители главных ролей — настоящая находка. Копейкин и Косиков естественные и органичные, у них в паре прекрасная химия. И какими бы разными они ни были, братская связь весьма ощутима. Рома носит пиджак с массой значков (как в 1990-х, ну!), обожает Бродского (кого ж еще), иногда даже разговаривает с ним, пишет свои стихи и крутит роман с местной эскортницей Лёлей (Агния Дитковските). Та, в свою очередь, беременна («От всех!»), а вскоре и вовсе становится жертвой цыганок — те заговаривают Лёлю возле банкомата и забирают все ее деньги. Что интересно, Альберт из ломбарда тоже цыган, но его судьба — любить мать братьев и страдать от действий бандитов (Максим Стоянов и Иван Добронравов), причем больше всех зверствует герой Максима Стоянова, звезды прекрасного фильма «Гив ми либерти». Если включение рома — попытка показать малую этническую группу России, то сомнительно, что Альберт сказал бы про себя «я — цыган».
Съемки велись в Астрахани, где также снимался сериал «Очевидное-невероятное» (возможно, песня «Этот мир придуман не мной», которая звучит в заставке «Очевидного», играет в «На автомате» в качестве привета коллегам), а там, если судить по новостям, действительно есть проблема с рома. Но в сериале, где в городе Неясном могли жить вообще любые народности, выбраны однако цыгане. Может, далее станет ясно, почему Альберту надо было дать именно такое происхождение.
«На автомате» тотально не хватает иронии, а шутить над своими героями не получается. Так, Женя рассказывает (за кадром), что ему мешают жить гормоны, а когда в 2024 году вам предлагают посмеяться над стояком, это… ну такое. Здесь надо вспомнить, что чувство юмора — вещь специфическая, и каждый зритель будет смеяться над чем-то своим. У Жени постепенно развивается роман с Миленой (Маргарита Галич), дочерью полицейского Басова (Николай Шрайбер), который тоже ищет автоматы после звонка от большого человека из Москвы. Девушка приглашает Женю домой и просит его как знатока компьютеров удалить из интернета ее интимные фотографии (а не то, что вы подумали). При этом Милену будут сексуализировать по полной программе, как и остальных женщин сериала. К сожалению, все они исполняют типичные для отечественного ТВ роли: матери, возлюбленной, шлюхи. Впрочем, от автора «Быка» и «Кэт» трудно ждать чего-то другого.
Женя неуловимо похож на Юэна МакГрегора из «На игле», и, хотя зависимости у него нет, под внешностью нерда скрывается настоящая буря чувств и эмоций. К сожалению, узнать и понять братьев за пару серий непросто: «На автомате», несмотря на название, постоянно переключается на другую скорость, как старая коробка передач, и выдает очередную сюжетную линию, а также «рамку» в виде допроса Кашиных героем Шрайбера. Проблема сериала — в его нежелании остановиться и подышать, благо есть время. Но помимо истории с продажей «калашей», он вынужден переключаться на московских бандитов, Альберта, Светлану, Лёлю, допрос (зачем на этих сценах титр «настоящее время»?), Милену и отца, Милену и Женю. Сюжетные хитросплетения откровенно утомляют.
Сериал Акопова лавирует между криминальной комедией и драмой о подростковом гневе. Просто представьте, что в «Большой куш» добавили «Клуб „Завтрак“», и выйдет «На автомате». Скорее всего, у сериала будет много поклонников: он хорошо снят, персонажи симпатичные, актеры классные. Но если вам не нравится видеть насилие и разборки, агрессию, неприкрытую мизогинию, если вам не нравится, когда сериал бросает заданные пилотом условности без всякого объяснения, а над стояками вы отсмеялись лет 20 назад, то вряд ли это ваша чашка чая, как говорят в Англии. А пока хочется увидеть Копейкина и Косикова в более интересных проектах.