Стоит ли смотреть сериал «Я — Дева» о приключениях четырехметрового подростка
На Amazon Prime Video появился, возможно, самый необычный сериал года — комедийное фэнтези Бутса Райли «Я — Дева». Это ужасно изобретательный и постоянно удивляющий проект о жизни молодого четырехметрового афроамериканца. Рассказываем, удалось ли автору собрать воедино горстку интересных, а порой и революционных идей.
Кути (Джаррель Джером) 19, он живет с гиперопекающими тетей ЛаФрансин (Кармен Эджого) и дядей Мартиссом (Майк Эппс) в не самом благополучном калифорнийском Окленде. У родственников подростка есть поводы для беспокойства — его рост составляет четыре метра. Пока Кути просто случайно крушит дом, но совершенно непонятно, как внешний мир воспримет появление на улице гиганта. Однажды тинейджер решается выйти из жилища, обзаводится новыми друзьями и влюбляется в продавщицу бургеров Флору (Оливия Вашингтон). Правда, реальность вокруг оказывается вовсе не такой благостной, как думал Кути. Великан решает изменить мир. Кто, если не он?
Режиссер Бутс Райли дебютировал в 2018 году черной комедией «Простите за беспокойство». Премьера картины состоялась на «Сандэнсе». Постановщика трудно назвать молодым автором, но в кино он пришел не так давно. Райли является ведущим вокалистом коллектива The Coup и супергруппы Street Sweeper Social Club, которые исполняют рэп, а также коммунистическим активистом.
Первые эпизоды сериала «Я — Дева» показали на американском фестивале независимого кино SXSW. И это действительно чумовой авторский проект. Даже удивительно, что сегодня стриминги находят средства на производство столь рискованных сериалов. В этом же году на Amazon Prime Video вышел не менее радикальный «Рой».
Кути рос на американских телепередачах и рекламе, а также активно читал комиксы про Героя. А когда парень все-таки вышел на улицу, мир откровенно разочаровывает. Кути, как мантру, повторяет, что он Дева, считая, что знак зодиака определяет человека, пока не выясняет, что про Стрельцов и Близнецов в гороскопах написано примерно то же самое. Еще бургеры из популярной сети закусочных Big Bang Burger, о которых запертый в четырех стенах тинейджер давно мечтал, оказываются отвратительными. Тетя с дядей были правы — к гиганту люди относятся то с восхищением, то как к угрозе. Сектанты считают, что он мессия. Герой (Уолтон Гоггинс), а на самом деле ленивый и самовлюбленный миллиардер, который пишет комиксы о себе, решает сразиться с великаном. Спокойной жизни у Кути точно не будет. Пожалуй, есть доля правды в длинных, но наглядных лекциях об устройстве современного общества коммунистки Джонс (Кара Янг), с которой дружит гигант.
Конечно, за героиней Джонс скрывается сам режиссер Бутс Райли, который открыто, порой изобретательно, а иногда уж чересчур в лоб критикует капитализм, консюмеризм, расизм и эгоизм людей. Интересно, что взамен автор может предложить разве что товарищеское плечо и солидарность. Кути — очень удобный персонаж. Он не в шутку и не метафорически открывает мир вокруг, а потом удивляется несправедливостям и странноватым порядкам, к которым мы привыкли. Например, парень не может поверить, что его раненому другу отказывают в помощи в больнице, потому что у него нет страховки. Сила великана — в наивности, переходящей в глупость, решительности и отсутствии каких бы то ни было представлений об устройстве социума. А если нет никаких установок, конструкцию можно и нужно рушить до основания, пытаясь добиться правды и равенства возможностей.
Кути влюбляется в Флору, как выясняется позднее, тоже необычную девушку. Она быстрее Флэша, так что в детстве пришлось сильно замедлиться, чтобы родители понимали ребенка и поспевали за ним. Трогательные отношения двух аутсайдеров, ни на кого не похожих и нашедших друг в друге родственных душ, — лучшая линия сериала. Отдельного внимания заслуживает неловкая сцена первого секса героев, очень подробная и смешная. Представьте, как непросто бывает, когда твой партнер четырех метров ростом и все органы у него большие.
«Я — Дева» — озорной, хулиганский и очень эклектичный сериал, который не складывается в единое целое. Вместо стройного сюжета Райли предлагает яркие разрозненные эпизоды и агитацию. Обаятельные анимационные спецэффекты, словно бы сделанные на коленке, впечатляют, но порой перегружают повествование. Вишенка на торте страданий человечества — пошловатый, но печально точный в деталях мультфильм «Парковочные талоны», которым наслаждаются персонажи сериала. Смотрят его как темнокожие подростки, так и белые полицейские в участке. На самом деле хотелось бы посмотреть «Парковочные талоны» и в отрыве от «Я — Дева».
Проект Бутса Райли не вписывается ни в какие рамки и сознательно нарушает любые правила сюжетостроения и рисует одномерных персонажей. Например, карикатурный злодей-миллиардер в исполнении Уолтона Гоггинса явно вырос из боевиков 80–90-х. Кто-то в странном устройстве «Я — Дева» найдет свое обаяние, другие будут скучать, понимая, что традиционного катарсиса ждать не стоит. В любом случае это оригинальный проект, который разительно выделяется на фоне, скажем, откровенных подростковых драм или триллеров про поимку маньяков. Ничего подобного вы точно не видели.