Стоит ли смотреть сериал «Внутренняя кухня Китайского квартала»
На Hulu вышел сериал «Внутренняя кухня Китайского квартала» — адаптация популярного романа Чарльза Ю. Писатель выступил шоураннером проекта, а Тайка Вайтити — режиссером пилота и исполнительным продюсером. По сюжету американец азиатского происхождения пытается стать заметным в Америке, параллельно расследуя таинственное исчезновение брата. Рассказываем, стоит ли смотреть сериал.
Официант китайского ресторана Уиллис У (Джимми О. Ян) мечтает о яркой и насыщенной жизни: стать свидетелем грандиозного преступления и оказаться в центре событий. Хочет, чтобы его заметили. Однако участь героя — выносить мусор, мыть туалеты и оставаться тенью давно пропавшего без вести брата, мастера кунг-фу (Крис Пан). Неожиданно мечта Уиллиса сбывается: кто-то похищает работницу маникюрного салона возле ресторана. Теперь он — неофициальный напарник детектива Ланы Ли (Хлоя Беннет). Ему придется любыми способами докопаться до правды, ведь дело связано не только с похищением невинной девушки и войной местных группировок, но и с прошлым брата.
«Внутренняя кухня Китайского квартала» — метавселенная, сериал в сериале. На самом деле Уиллис У — актер второго плана, играющий официантов и курьеров, который не может подняться на новую профессиональную ступень. Он сталкивается со съемками другого проекта — полицейского процедурала «Черное и белое», где детективы Сара Грин (Лиза Гилрой) и Майлз Тёрнер (Салливан Джонс) расследуют то самое дело о бандитских группировках Чайна-тауна. Они разговаривают шаблонными репликами из самых плохих сериалов и не замечают Уиллиса, ведь он герой другого проекта. Между ними — детектив Лана Ли, которая без труда пользуется услугами У, находясь в полицейской тусовке.
«Внутренняя кухня Китайского квартала» — один из самых популярных романов американского писателя азиатского происхождения Чарльза Ю. В 2020 году книга получила награду Национальной книжной премии США. Популярность романа обусловлена метанарративом, благодаря которому Ю удачно балансирует на пересечении уже упомянутых ранее миров, что стало одной из главных проблем при экранизации. Сериал значительно отличается от оригинала: писатель, выступивший шоураннером и одним из сценаристов, расширяет сюжет, используя в качестве основы несколько событий книги. Получается эдакое продолжение романа, которое легко может как завлечь, так и отпугнуть фанатов произведения.
Как и многие американские писатели азиатского происхождения, Чарльз Ю продолжает рассуждать о сложности адаптации в США. То же делает и Ребекка Куанг в своем недавнем бестселлере «Йеллоуфейс», который в скором времени получит экранизацию. Писатель сокращает хронометраж этнической семейной драмы, которой уделяет большое внимание в книге, но расширяет полицейский процедурал. При этом накал национального беспокойства не уменьшается — напротив, Уиллис с большим энтузиазмом пытается пробиться в большой мир, выбраться из гетто. Чайна-таун — маргинальное место, которое главные герои метавселенной никогда не брали в расчет. Но теперь им придется обратить на него внимание.
Ю пытается веселить зрителей, иногда у него это отлично получается, но бывают и перебои. Большая часть юмора держится на комедийном актере Ронни Чиэне — коллеге главного героя, который неожиданно становится звездой ресторана и перетягивает на себя всеобщее внимание. Порой его сцены выглядят гораздо интереснее основного сюжета. Главная проблема сериала — бесконечно повторяющиеся гэги. Пародия на телевизионную криминальную драму в духе «Закона и порядка» работает на одних и тех же шаблонах: Сара Грин и Майлз Тёрнер либо перекидываются глупыми репликами, либо намеренно пропускают важные улики, цепляясь за очевидные пустышки, либо притворно не замечают Уиллиса. И так по кругу.
Получилось ли у Ю затронуть в сериале тему национальных меньшинств в США? Однозначно, причем как на общесоциальном, так и индустриальном уровнях: неслучайно Уиллис примеряет традиционные второстепенные роли вроде официантов или курьеров, которые, к сожалению, достаются азиатам не только на Западе, но и в России. Однако метаслой выглядит слишком нарочито, отчего сравнение подается в лоб. «Мы все играем роли, придуманные не нами», — спешит уведомить Чарльз У еще в первой серии, не давая зрителю самому докопаться до истины и хоть немного подумать.
По ту сторону расследования сценарная группа оставляет личную драму, которая ограничивается попыткой главного героя стать хоть немного похожим на брата и добиться родительской любви. Отдельное место занимают попытки самореализации мамы Уиллиса, Лили У (Диана Линь), которая «устала» скорбеть по сыну. Она мечтает стать агентом по недвижимости и выйти из тени для сильных мира сего. Именно такие микроистории и привлекают внимание в «Китайском квартале», пока полицейский процедурал проседает всё больше.
Отдельного внимания заслуживает визуальная составляющая. Операторы Майк Берлукки и Тари Сигал создают сочную картинку с удачными световыми и цветовыми решениями, от которой сложно отвести взгляд. Например, вселенные Уиллиса У и детективов разделены цветокоррекцией: главный герой существует в теплых тонах, а Грин и Тёрнер — в холодных. Когда они находятся в одном пространстве, кадр делится на две части, одна из которой готова поглотить другую.
«Внутренняя кухня Китайского квартала» — средняя экранизация с большим потенциалом. Возможно, все уже устали от мета или же мало кто умеет качественно переносить этот нарратив на экран. Сериал сложно досмотреть до конца: если первые две серии увлекают драйвом, то остальные начинают затягивать в нескончаемую бездну самоповторов и бесконечных рассуждений о самоидентичности. Авторы разжевали суть до песчинок. Но факт в том, что у зрителя тоже есть зубы.