Стоит ли смотреть сериал «Стать Карлом Лагерфельдом» с Даниэлем Брюлем
На Disney+ вышли все эпизоды сериала «Стать Карлом Лагерфельдом». В 1970-х никому не известный дизайнер одежды решает покорить мир высокой моды. Главную роль исполняет немец Даниэль Брюль, а окружают его французские актеры. Разбираемся, заслуживает ли аплодисментов шестисерийный проект и стоит ли тратить время на биографическое шоу.
1972 год, Париж. 38-летний Карл Лагерфельд (Даниэль Брюль) то ли считает «жалким» в таком «немолодом» возрасте выпускать первую линию одежды, то ли панически боится холодного приема, а потому растрачивает талант на других, предлагая свои дизайнерские услуги лучшим модным домам Парижа. На вопрос, почему у гениального модельера нет в планах разработки собственной линии, он уклончиво отвечает: «Мне нравится анонимность».
Дабы замаскировать неуверенность в себе и некую апатичность, Карл надевает принтованные рубашки, повязывает пестрые галстуки и не расстается с красными сапогами — сериальный облик Лагерфельда кардинально отличается от вошедшего в историю монохромного образа, красующегося на логотипе бренда Karl Lagerfeld. С годами кутюрье «подтер» следы ярких цветовых предпочтений, и художнице по костюмам Паскалин Шаванн (она же отвечала за гардероб героинь фильма «8 женщин» Франсуа Озона) пришлось тщательно покопаться в архивах, чтобы хотя бы отдаленно воссоздать костюмы Карла в начале его профессионального пути.
Амбиции в Лагерфельде пробуждает юный соблазнитель, писатель, не написавший ни одной строчки, — Жак де Башер (Теодор Пеллерен), глаз на которого также кладет давний конкурент Карла Ив Сен-Лоран (Арно Валуа). К счастью или нет, но появление де Башера в Париже усугубляет соревнования кутюрье: борьба личного характера подстегивает соперничество на подиуме. Наконец-то у Лагерфельда появился стимул.
Начинает Карл с того, что после нескольких плодотворных лет работы с Chloé в качестве конструктора, предлагавшего лучшие эскизы, он сам просит основательницу бренда Габи Агьен (Аньес Жауи) назначить его креативным директором. В благодарность за то, что к 1970-м Карл остался едва ли не единственным дизайнером Chloé, Габи берет его к себе «на полную ставку» и тем самым вводит профессию арт-директора в индустрию моды.
Сезон весна-лето 1973-го стал для Лагерфельда знаковым: он успешно презентовал в Chloé свою первую коллекцию. В сериале линейка воссоздана полностью — перепечатаны все ткани, включая знаковый треугольный принт и культовое платье «Рахманинов». Примерно тогда же внимание на дизайнера обращает Марлен Дитрих — муза Карла, платье для которой он, по собственному признанию, придумал в 12 лет. Сотрудничество с актрисой, правда, не сложилось: Дитрих посчитала, что одежда Лагерфельда притягивает к себе слишком много внимания, а делиться славой артистка не привыкла. «Дизайнер — зеркало женщины, которую он одевает», — заявила она. Ни в коем случае не наоборот.
В целом костюмы в сериале можно считать героями, равными самому Лагерфельду. Для проекта создали более трех тысяч эксклюзивных нарядов: их кропотливо реконструировала Паскалин Шаванн на основе архивных записей и книги Алисии Дрейк «Красивое падение», в которой описаны малоизвестные образы Лагерфельда и Сен-Лорана из 1970-х. Не менее важным было показать и внешний вид де Башера, но никаких документов о нём не сохранилось, поэтому Шаванн приняла решение изобразить его нежным и в то же время страстным обольстителем, предпочитающим оттенки красного — от розового до бордо, — с шелковым платком на шее.
Сценарий сериала тоже основан на книге-бестселлере — на биографии Лагерфельда «Кайзер Карл», написанной журналисткой Le Monde Рафаэль Бакке. Похвально, что режиссеры Жером Салль и Одри Эструго не стремились показать всю жизнь главного героя, как принято в байопиках, а сосредоточились на, казалось бы, неприметном десятилетии — до Chanel и до того, как Карла стали называть Кайзером.
Если не знать подробностей, то выбор действительно может показаться неочевидным, однако именно тогда, в 1970-е, внутри Лагерфельда зародилась личность Кайзера. Цезарем на немецкий манер модельера стали называть в широких кругах из-за феноменальной работоспособности позже, но, опять же, причины этой работоспособности нужно искать в охваченном сериалом периоде.
Обидно, что исследование вышло равнодушным по отношению к герою: зритель видит безликое описание неуверенного пути наверх одинокого человека. Уходя от структуры взлетов и падений, авторы лишают зрителя удовольствия покачаться «на эмоциональных качелях» — отсюда нет эмпатии, нет привязанности. Кроме того, если, к примеру, в сериале «Холстон» Райан Мёрфи четко отразил стремление своего героя — американского модельера Роя Холстона — «переодеть» Америку, то цель Карла Лагерфельда в сериале французских режиссеров Одри Эструго и Жерома Салля не ясна: вместо идейной, эксцентричной личности перед нами флегматичный, занудный социофоб.
«Лучше иметь раздвоение личности, чем вообще не иметь личности», — говорил Карл Лагерфельд. Увы, его личность зрителю придется познавать где-то еще.