Стоит ли смотреть круизный детектив «Смерть и другие подробности»
На Hulu вышли первые четыре серии нового детективного сериала «Смерть и другие подробности» на роскошном круизном корабле. Никто не уйдет от подозрения, все секреты вылезут на поверхность, а мы рассказываем, каким получился новый сериал и подойдет ли он поклонникам герметичных детективов Агаты Кристи и дилогии Райана Джонсона «Достать ножи».
Толпа неприлично богатых людей загружается на винтажный лайнер 1940-х годов, чтобы отправиться в десятидневное плавание по Средиземному морю. Пункт назначения почти никого не волнует: на эти дни запланированы важная сделка и не менее существенное объявление о смене руководства крупной компании. Пока главы корпораций прячут обоюдную неприязнь за пузырьками шампанского, мелкая рыбешка из их свиты развлекается в меру способностей. В итоге в одной из кают обнаруживается труп некого Кита Трубицки (Майкл Глэдис), пригвожденного гарпуном к стене.
К счастью, на борту есть частный детектив Руфус Коутсуорт (Мэнди Пэтинкин), который берется за расследование и привлекает к нему 28-летнюю Имоджин (Вайолетт Бин). С девушкой он знаком уже очень давно, и их отношения можно назвать натянутыми, после того как великий сыщик не разгадал дело об убийстве ее матери. Обе истории как-то связаны, поэтому Имоджин решает, что Руфус, конечно, не достоин уважения, но может быть полезным. На лайнере, разумеется, нет ни одного человека, который не прятал бы какие-нибудь грязные тайны. Мало того, сам убитый казался настолько неприятным типом, что желающих избавить его от бремени существования могло быть больше, чем представляется на первый взгляд.
В последние годы успех фильмов и сериалов вроде «Достать ножи», «Убийств в одном здании» стряхнул пыль с классического расследования в духе Агаты Кристи и подогрел интерес к жанру герметичного детектива. Герои подозрительно вглядываются в лица друг друга и пытаются понять, кто убийца и откуда ждать следующего удара. При этом по огромному круизному лайнеру, где, помимо пассажиров, есть еще и обслуживающий персонал, можно метаться несколько сезонов, тем более что количество людей на борту никем не озвучено. Можно доставать и доставать новых героев, как фокусник зайцев из шляпы. Впрочем, будем надеяться, что создатели шоу — приличные люди и назовут убийцу в конце первого сезона.
Шоураннеры Хайди Коул МакАдамс и Майк Уайсс вместе работают впервые, хотя дружат уже давно и даже были сценаристами разных серий «Стамптауна». До «Смерти и других подробностей» МакАдамс писала для фантастических сериалов вроде «Сотни», а Вайс — для «Менталиста» и «Полиции Чикаго». Разработка такого масштабного проекта, не связанного со структурой простенького процедурала, — серьезный вызов. Но, как утверждают шоураннеры, сценарий был полностью готов еще до начала съемок, поэтому им удалось проследить, чтобы все необходимые детали были на своих местах и не противоречили друг другу. Оставалось только изменить вычурное рабочее название «Возможности карьерного роста в компании Murder & Mayhem» (если переводить на русский название компании, получится «Убийство и хаос») на что-то попроще и приступать к съемкам.
Для постановки первой серии, которая должна задавать тон всему сериалу, был приглашен режиссер Марк Уэбб. Он известен как создатель мужественно-романтической комедии «500 дней лета», трогательной драмы о девочке-вундеркинде «Одаренная» и чувствительного «Нового Человека-паука» с Эндрю Гарфилдом. В попытке увезти на одной лодке сатиру и сентиментальность, которые так и норовят съесть друг друга, Уэбб оказался вполне разумным выбором.
Прекрасный Мэнди Пэтинкин в роли детектива Руфуса Коутсуорта всё так же уютно бородат, как его персонаж Сол Беренсон из сериала «Родина». У актера прекрасный умный прищур, как у его коллеги Дэвида Суше, создавшего классический образ Эркюля Пуаро. Кроме того, сценаристы снабдили героя заковыристыми эскападами в духе Шерлока Холмса и кучей доморощенных детективных мудростей, приправленных психологическими выкладками о ненадежном свидетеле. Так что слушать его — одно удовольствие. Самые увлекательные и обаятельные сцены случаются, когда Коутсуорт и его напарница Имоджин обсуждают методики расследования или соревнуются в сообразительности и язвительности.
Именно при посильной помощи Коутсуорта создатели сериала ласково подтрунивают над условностями детективной истории. Разрушать ее никто не планирует, ведь оба шоураннера искренне любят сочинения Агаты Кристи и восхищаются ими. Но пройти мимо их искусственности и ничего не сказать довольно сложно. В конце концов, кто мешает назвать фигурку на сцене «величайшим детективом в мире» (эти слова все произносят на полном серьезе) и начать спектакль? Да, вот такой балаган, где среди кукол есть «величайший детектив», а у него обязательно должен быть свой Ватсон или Гастингс.
В данном случае это леди с большими глазами и острым умом, который, впрочем, чаще постулируют, чем демонстрируют его работу. Имоджин в традициях всех ватсонов не всегда успевает за наставником, хотя очень старается. В компании богатых и, разумеется, бездуховных от тяжести денег пассажиров эти двое выглядят белыми воронами. И Руфус, и Имоджин — особые люди, посвященные в таинство разгадывания преступлений. Они стоят над серой массой богачей и даже эпизодически водят их за нос — в благих целях, разумеется.
Детективы регулярно гуляют по флешбэкам, выискивая улики и подсказки в своих и чужих воспоминаниях. Это всё те же чертоги разума из «Шерлока», куда герои перемещаются и незримо присутствуют при событии, прерывая его своими комментариями. Однако в «Смерти и других подробностях» главная фишка этих отступлений — обсуждение текучести и изменчивости памяти и ее склонности к формированию иллюзий. Этот прием несколько разнообразит грозящее затянуться расследование.
Проблема детективной линии в том, что мы знаем: на протяжении десяти серий перед нами проведут всех пассажиров, прислугу и членов экипажа. Каждый из них побудет несколько минут подозреваемым, раскроет свои стыдные и не очень секреты, чтобы вся махина и дальше монотонно двигалась к развязке. При таких условиях каждый подозреваемый должен быть не менее интересен, чем сами детективы, но этого, к сожалению, не происходит. Иногда случаются отдельные вспышки, когда, например, допрос наследницы компании превращается в рекламный ролик, но таких моментов очень мало.
Остается наслаждаться классной работой художников-постановщиков. Несмотря на то что действие ограничено всего одним кораблем, он настолько огромен, что вмещает множество разных локаций. Роскошные апартаменты, каюты попроще, залитая солнцем палуба с бассейном, великолепно декорированный бар, зловещее машинное отделение — глаза не успевают заскучать.
В конечном счете «Смерть и другие подробности» — атмосферный и местами остроумный детектив, с которым можно приятно провести несколько вечеров. Оптимальный способ употребления — дождаться выхода всех серий и только тогда браться за просмотр. Иначе можно просто забыть о нем в течение недели.