Старообрядцы в Аргентине: Каким получился сериал «Эль Русо» со Светланой Ивановой
На Premier вышел сериал Сергея Мокрицкого «Эль Русо» о расследовании серии убийств полицейских из отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Разбираемся, как с криминальными событиями связана старообрядческая община Латинской Америки и причем тут голливудский фильм «Свидетель» с Харрисоном Фордом.
Недалеко от Буэнос-Айреса несколько десятилетий живут русские староверы. Среди них Марья (Светлана Иванова), у которой год назад умер муж. Отец девушки (Борис Каморзин) считает, что пора бы уже сосватать ее другому, но Марья непреклонна: «Мне кроме сына никто не нужен». На что отец замечает, что для воспитания и взросления внуку Илюше (Нил Бугаев) все-таки пригодится «мужчина в доме».
Родственники Марьи из Уругвая зовут ее в гости. Хотя староверы редко покидают свое поселение, девушка все-таки собирается повидаться с близкими, а Илюшу берет с собой. На железнодорожном вокзале Буэнос-Айреса Марья берет два билета до Уругвая. Мальчик просится в туалет, отходит от матери на десять минут и оказывается свидетелем жестокого убийства. При этом ребенку чудом удается остаться незамеченным. Для полиции Илюша — единственный, кто может определить убийцу.
Побеседовать с Марьей и ее сыном вызывают полицейского Павла (Семён Серзин) — российского эмигранта, который обосновался в Аргентине. Вместе они составляют фоторобот предполагаемого преступника и приступают к поискам. Параллельно с этим Павел понимает, что у убийцы могут быть сообщники, в том числе среди сотрудников полиции в отделе, в котором работает и он сам. Троица укрывается в квартире сестры Павла, Ирен (Марина Ворожищева), но ненадолго — Марья, Илюша и Павел становятся объектами, которых необходимо «убрать».
«Эль Русо» — проект Сергея Мокрицкого, известного в первую очередь как оператор-постановщик («Изображая жертву», «Мой папа — Барышников»). Среди его режиссерских работ — военный блокбастер «Первый Оскар», экранизация «Черновика» Сергея Лукьяненко и драма о снайпере Людмиле Павличенко «Битва за Севастополь». Мокрицкий впервые делал сериал для стриминг-платформы (прошлые многосерийные проекты выходили исключительно в ТВ-эфире).
Съемки «Эль Русо» проходили в Аргентине. Неудивительно, что по ходу развития истории в кадре появляются латиноамериканские актеры. Источником вдохновения сериала стал мелодраматический триллер «Свидетель» — на церемонии вручения премии «Оскар» в 1986 году картина Питера Уира с Харрисоном Фордом в главной роли была представлена в восьми номинациях. В двух из них фильм победил: «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж». Точнее будет сказать, что «Свидетель» не вдохновил, а направил сценарий сериала: в «Эль Русо» встречаются его дословные повторы.
Впрочем, сценаристам — Ольге Собениной («Давай найдем друг друга») и Елене Дидевич («Я не шучу») — все-таки пришлось поработать, чтобы не сдавать в ИРИ очевидную копию. В «Эль Русо» вместо Америки — Аргентина, а вместо общины амишей, фигурировавшей в «Свидетеле», — старообрядцы. Именно в их сообщество вынужденно интегрируется Павел — герои в конечном счете решат укрываться в изолированной от цивилизации деревне.
Обычаям и языку староверов сериал уделяет много внимания с первых же серий. И Иванова, и Каморзин, и другие актеры, снимавшиеся в проекте, говорят на необычном диалекте староверов без запинки. Иванова вообще центр притяжения зрительского внимания. За семь эпизодов актриса успевает перевоплотиться сразу в несколько образов: и тихой послушной староверки, и разъяренной волчицы, готовой на что угодно ради спасения сына. В лучших традициях мелодрамы в южном антураже между Марьей и Павлом разгорится пламя — герои привязываются друг к другу, будучи в шаге от смерти.
Снят «Эль Русо» живописно и захватывающе. Улочки Буэнос-Айреса зритель может разглядывать и с высоты коптера, и из окна автомобиля. В нескольких сериях есть съемки из автосалона, которые по саспенсу могут посоревноваться с хоррорами. Столица Аргентины — город контрастов, где богатые и ухоженные районы расположены через дорогу от дряхлеющих лачуг и темных переулков. Оператор сериала Юрий Никогосов («Бешенство», «Псих») тщательно фиксирует и то, и другое.
Очередной российский вториджинал выделяется из массы других тем, что не стесняется своей вторичности. Пусть Светлана Иванова — совсем не Келли МакГиллис (любовный интерес героя Форда), но актриса выжимает из героини максимум. Недаром после показа «Эль Русо» на фестивале сериалов «Пилот» Иванову отметили наградой.
На ее фоне Серзин заметно недоигрывает. Персонажу добавили тяжелый медицинский диагноз (аневризма головного мозга), из-за которого он чудесным образом начинает видеть будущее. Конечно, это пару раз помогает ему спасти себя, Марью и Илюшу. Но так ли необходимо превращать аргентинского копа в супергероя? Вопрос риторический.
В сухом остатке «Эль Русо» — красивая, но совсем не изобретательная мелодрама. Всё, что отличает историю от среднестатистической полицейской драмы на телеканале «Домашний», — более солидный бюджет и натурные съемки не в России. Латиноамериканских страстей все уже повидали в «Клоне». Разборки криминальных элементов видели в условном «Нарко». Ради чего в 2024 году включать отечественный ремейк триллера 40-летней давности, до конца так и не ясно.