Опубликовано 20 декабря 2022, 15:14
11 мин.

Сразу в яблочко: 10 режиссеров, которые стали знаменитыми с первого же фильма

Поделиться:
Сразу в яблочко: 10 режиссеров, которые стали знаменитыми с первого же фильма

Обычно режиссеров к их первой успешной работе ведет долгий путь. Терпя неудачи, они постепенно совершенствуют навыки и формируют собственный стиль. Но есть такие, кому удалось проявить себя сразу и проснуться знаменитыми на следующий день после премьеры первого большого фильма. Мы собрали несколько таких везунчиков и рассказываем о разных, порой извилистых путях знаменитых режиссеров к своему первому полнометражному фильму.

Мартин МакДона

«Залечь на дно в Брюгге», 2007

Начинающий наемный убийца Рэй серьезно облажался во время задания, и разгневанный босс ссылает его с напарником Кеном в никому не известный бельгийский городишко Брюгге. Кен в восторге от прекрасно сохранившейся средневековой архитектуры города и с удовольствием изучает местные достопримечательности. А разгильдяй Рэй отчаянно скучает в этой дыре. В поисках хоть каких-то развлечений он знакомится с очаровательной наркодилершей Хлои. А дальше всё снова выходит из-под контроля.

Фильм Мартина МакДоны «Залечь на дно в Брюгге»

Режиссер Мартин МакДона запомнился публике еще до полнометражного дебюта, когда в 2006 году получил «Оскар» за короткометражный фильм «Шестизарядный». Неудивительно, что после этого успеха начинающий режиссер смог пригласить в свой первый фильм довольно известных актеров — Колина Фаррелла, Рэйфа Файнса и Брендана Глисона. Вместе они сделали отличную трагикомедию, о чем свидетельствуют номинация на «Оскар», награда Британской академии за лучший сценарий и «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Впоследствии режиссер доказал, что это не было случайной удачей, сняв криминальную комедию «Семь психопатов» и оскароносную драму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

Пит Доктер

«Корпорация монстров», 2001

В городе Монстрополисе живут чудовища, которые, честно говоря, боятся людей. Но электроэнергия для города добывается в человеческом мире: у монстров есть специальные двери-порталы, куда заходят обученные страшилы, пугают детей и заряжают батареи энергией этого ужаса. Один из самых успешных из них — Джеймс П. Салливан — работает в паре со смешным монстриком Майком. Однажды по неосторожности Салли в мир монстров проникает человеческая девочка, а, как известно, люди — разносчики страшной заразы. Если об этом станет известно, завод могут закрыть, а Салли и Майка изолировать. Поэтому друзья должны срочно придумать, как успеть вернуть ребенка назад до того, как случится непоправимое.

Успешные режиссерские дебюты в кино

Пит Доктер уже имел опыт работы со студией Pixar, когда принялся за «Корпорацию монстров». Он был в числе авторов «Истории игрушек», первого полнометражного компьютерного мультфильма студии, и даже номинировался за эту работу на «Оскар» в составе команды сценаристов. Когда студия Pixar взялась за «Корпорацию», Доктера назначили режиссером, и этот первый опыт оказался успешным. Фильм полюбился и взрослым, и детям, был тепло принят кинокритикой, номинировался на «Оскар» как лучший анимационный фильм и неизменно входит в топ-250 лучших фильмов по версии IMDb. Все три последующих полнометражных фильма режиссера получили «Оскары»: «Вверх», «Головоломка» и «Душа».

Корпорация монстров
Monsters, Inc.
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
Жанры: Мультфильмы, Семейное
2001, 88 мин
США, 0+
Режиссер: Пит Доктер, Дэвид Силверман, Ли АнкричГлавные роли: Джон Гудман, Билли Кристал, Мэри Гиббс, Стив Бушеми, Джеймс Коберн, Дженнифер Тилли

Алехандро Гонсалес Иньярриту

«Сука-любовь», 2000

Одной аварией объединены три истории жителей Мехико. Герой первой — Октавио — влюблен в жену своего брата Сусанну, мечтает с ней сбежать и жить долго и счастливо. Чтобы заработать на эту мечту, Октавио участвует в собачьих боях со своим псом-чемпионом Кофи. В другом сюжете успешная фотомодель Валерия получает в аварии серьезные травмы и вынуждена надолго осесть дома со спицами в ноге. Компанию ей составляет любимый песик Ричи, который, прыгнув в дыру в полу, попадает в ловушку. Как достать питомца, не разворотив всю квартиру, непонятно. Третий сюжет — о бывшем повстанце Эль Чиво, который похож на бомжа и везде ходит в сопровождении прикормленных собак. В один прекрасный день Эль Чиво получает заказ на убийство и нехотя приступает к работе.

Топ лучших кинодебютов: «Сука-любовь»

Дебютный фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту собрал в 2000–2002 годах все возможные награды в Мексике, а потом был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке. В итоге получил награду Британской академии, а «Оскар» ушел картине «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Гаэль Гарсиа Берналь получил благодаря роли в фильме дорогу в большое кино. После международного триумфа Иньярриту в следующих его двух картинах «21 грамм» и «Вавилон» снимались уже знаменитые актеры: Шон Пенн, Бенисио Дель Торо, Шарлотта Генсбур, Брэд Питт, Кейт Бланшетт. Сейчас Иньярриту — обладатель пяти «Оскаров»: три за «Бёрдмэна» и по одному за «Выжившего» и «Плоть и песок».

Гай Ричи

«Карты, деньги, два ствола», 1998

Четверо друзей планируют выиграть кучу денег на карточной игре против компании довольно мутных ребят. Парни сообща наскребают 100 тысяч — минимальную сумму для входа в игру. Эдди, как самый опытный, отправляется в подпольный клуб и ведет игру отлично, но бандит Гарри следит за его картами при помощи видеокамеры, а значит, судьба партии предрешена. Теперь он и его друзья должны кругленькую сумму негодяю, который долгов не прощает. Чтобы добыть денег, Эдди, Том, Мыло и Бекон придумывают ограбить бандитов, которые, в свою очередь, собираются ограбить наркоторговцев: до них дошел слух, что вечно обкуренные производители травки не закрывают дверь в свой притон.

Дебютный фильм Гая Ричи «Карты, деньги, два ствола»

Спонсором дебютного полнометражного фильма Гая Ричи стала Труди Стайлер, жена Стинга. До этого он в основном снимал ролики для рекламы. После премьеры кинокритики приняли фильм достаточно скептически, сгоряча посчитав его подражанием Квентину Тарантино. Тем не менее «Карты, деньги, два ствола» заработали в прокате огромные по меркам Великобритании деньги, быстро вышли в международный прокат и многие годы держатся в топах лучших фильмов мира. А Гай Ричи с тех пор докинул в копилку своих достижений такие картины, как «Большой куш», «Джентльмены», «Шерлок Холмс» и «Шерлок Холмс: Игра теней».

Квентин Тарантино

«Бешеные псы», 1991

Шестеро бандитов ограбили ювелирный магазин. Но их план, казавшийся безупречным, дал сбой: негодяев ждала полиция, и с места преступления пришлось экстренно ретироваться. Разбежавшиеся в разные стороны бандиты теперь съезжаются к заранее выбранному для встречи заброшенному складу. Один из них истекает кровью, ему срочно нужен врач, но никто не спешит искать доктора, выжившие пытаются разобраться, кто предатель. К тому же вот-вот должен приехать заказчик грабежа, и он очень зол.

Лучшие режиссерские дебюты: «Бешеные псы»

Режиссер Квентин Тарантино написал сценарий для «Бешеных псов» буквально за две-три недели с расчетом на очень скромный бюджет — деньги, полученные за продажу сценариев к фильмам «Настоящая любовь» и «Прирожденные убийцы». Он мечтал снять фильм самостоятельно, пусть даже без спонсоров, именно поэтому почти всё действие картины происходит в одной локации. Сразу после премьеры на фестивале «Сандэнс» о новом режиссере заговорили, ему присудили много региональных наград, фильм быстро стал культовым, а у Тарантино появились деньги на новые съемки. Благодаря «Бешеным псам» на свет появились «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка».

Стивен Содерберг

«Секс, ложь и видео», 1989

Энн и Джон женаты не так давно и похожи на счастливую семейную пару, но из их жизни полностью исчез секс. Энн избегает даже прикосновений мужа и уверена, что значимость секса сильно преувеличивают. Джон тем временем отводит душу с ее сестрой Синтией. Однажды к супругам приезжает в гости давний друг Джона Грэм, и оказывается, что у Энн с ним больше тем для беседы, чем у Джона. Но это до тех пор, пока Энн не узнает о странном хобби гостя: парень берет у женщин, с которыми знакомится, интервью о сексе. Записи этих разговоров — единственное, что может его возбудить. Консервативная Энн не может принять такие аберрации. А Грэм, напротив, уверен в том, что на фоне их семейных проблем он выглядит даже более-менее нормальным.

«Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга

Режиссер Стивен Содерберг снял свой полнометражный дебютный фильм с молодыми, еще никому толком не известными актерами за 1,2 миллиона долларов. Сам написал сценарий, сам монтировал фильм. И в 1989 году поразил искушенную публику в Каннах, получил три премии, в том числе главную, и собрал в прокате сумму, в 20 раз превышающую бюджет кино. Кроме того, фильм был номинирован на «Оскар» за лучший сценарий, на «Золотой глобус» за женские роли и сценарий и на BAFTA за лучшую женскую роль второго плана и сценарий. Сейчас «Секс, ложь и видео» числится в Национальном реестре фильмов США, отобранных для хранения в Библиотеке Конгресса. А Стивен Содерберг — автор многих замечательных работ: «11 друзей Оушена» (а также 12 и 13), «Эрин Брокович», «Траффик», «Царь горы», «Побочный эффект».

Дэвид Линч

«Голова-ластик», 1977

Генри живет в нереалистично мрачном городе, работает в типографии и встречается с девушкой Мэри. Недавно она куда-то пропадала, а теперь зовет его в гости на ужин с родителями. Там Генри узнает, что Мэри родила от него недоношенного ребенка. Родители настаивают на свадьбе и на том, чтобы малыша, не очень похожего на человека, забрали из больницы. Генри и Мэри некоторое время живут вместе и растят непонятное существо, а потом жена теряет терпение и уходит к родителям, оставляя мужа в одиночку воспитывать странного ребенка.

Первый фильм Дэвида Линча «Голова-ластик»

Если Квентин Тарантино все-таки нашел спонсоров для своего дебюта, то Дэвид Линч снимал исключительно на собственные средства — с бюджетом в 100 тысяч долларов. Поэтому «Голова-ластик» создавалась на протяжении пяти лет с большими перерывами, зато кассовые сборы были однозначно успешными, ведь по итогам проката фильм заработал 7 миллионов. Жуткая картина получила восторженные отзывы кинокритиков и быстро стала классикой. Сейчас копия фильма хранится в Национальном реестре. Ну а Дэвид Линч впоследствии не изменял своей любви к сюрреализму и снял еще много работ, взрывающих мозг: «Человек-слон», «Синий бархат», «Твин Пикс», «Простая история», «Малхолланд Драйв».

Андрей Тарковский

«Иваново детство», 1962

Великая Отечественная война. На одной стороне реки стоят немцы, на другой — советские солдаты. На заставе советские часовые ловят 12-летнего паренька, пришедшего с реки, и отводят к командиру, потому что ни с кем больше мальчишка говорить не хочет. Выясняется, что зовут его Иваном, вернулся он с разведки в тылу врага и принес ценнейшие сведения, а опекает его в соседнем полку командир Холин. Вернувшегося с задания мальчика Холин хочет отправить подальше от войны в Суворовское училище, но тот активно сопротивляется. Иван потерял на войне всю семью и теперь одержим идеей мести. Лишь во сне он видит свое мирное детство, маму и сестренку.

Кадр из фильма «Иваново детство»

Первый полнометражный фильм Андрея Тарковского был снят на остатки средств от неудачной постановки другого режиссера. От первой версии остался лишь сценарий, доработанный Тарковским и Андреем Кончаловским. Картина оказалась успешной в советском прокате, получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале в 1962 году и оказала влияние на многих режиссеров. Не только современников Тарковского, но и, например, Эмира Кустурицу, Джима Джармуша и Алехандро Гонсалеса Иньярриту, которые цитируют сцены из «Иванова детства» в своих фильмах. Не меньшее влияние на артхаусное кино всего мира оказали и последующие картины художника: «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало», «Ностальгия», «Солярис».

Иваново детство
Рейтинг: 8.14IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1962, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Андрей ТарковскийГлавные роли: Николай Бурляев, Евгений Жариков, Степан Крылов, Валентин Зубков

Сергей Бондарчук

«Судьба человека», 1959

Бывший солдат Андрей Соколов рассказывает случайному попутчику историю своей жизни. Как воевал в Гражданскую войну, пережил голод, встретил свою будущую жену. Как у них родилось трое детей и старший сын отлично успевал в математике. Потом началась война, и Андрей ушел на фронт, там водил грузовик, но вскоре получил контузию и попал в плен к немцам. Под расстрел не угодил, но в концлагере застрял надолго.

«Судьба человека» Сергея Бондарчука

Фильм по мотивам рассказа Михаила Шолохова стал дебютным для Сергея Бондарчука как режиссера. Он сам исполнил главную роль в «Судьбе человека», но это была далеко не первая его актерская работа. К этому времени он уже успел запомниться зрителям по фильмам «Корабли штурмуют бастионы», «Неоконченная повесть», «Отелло», «Попрыгунья». Однако снятый им самим фильм оказался гораздо весомее того, что он делал прежде, и сейчас остается одной из важнейших картин о войне и человеке в ней. В 1959 году он получил главный приз на Московском кинофестивале. Уже через шесть лет вышла первая часть его знаменитого мини-сериала «Война и мир» («Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1969 году), а в 1975-м — «Они сражались за Родину».

Судьба человека
Рейтинг: 8.18IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1959, 97 мин
СССР, 12+
Режиссер: Сергей БондарчукГлавные роли: Павел Волков, Сергей Бондарчук, Зинаида Кириенко, Павел Полунин

Орсон Уэллс

«Гражданин Кейн», 1941

После смерти миллиардера-медиамагната Чарльза Кейна журналист Томпсон получает задание — разгадать смысл последних слов покойного. Перед смертью тот произнес загадочную фразу: «Розовый бутон». Журналист начинает расследование, беседуя с разными людьми, которые знали Кейна и были близки к нему. Он узнает о том, что богатство свалилось на Чарльза еще в детстве внезапно: казавшийся безнадежным золотой рудник его матери вдруг начал приносить прибыль. Чтобы парень вырос готовым к богатой жизни и ответственности, мама отсылала его на воспитание к банкиру. По достижении совершеннолетия Чарльз получил доступ к своим богатствам и заявил, что хочет издавать газету. У молодого и обаятельного богача прекрасные идеи и широкая душа.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

Режиссеру Орсону Уэллсу было всего 26 лет, когда вышел фильм, который он написал как сценарист, снял как режиссер и в котором сыграл главную роль. К этому времени Уэллс был уже известным театральным режиссером и, когда студия заказала ему фильм, потребовал полной творческой свободы. В итоге кинокомпания RKO Radio Pictures получила великолепный фильм, вот уже много лет неизменно занимающий высшие строчки в списках главных фильмов Голливуда. В 1942 году «Гражданин Кейн» был номинирован на девять «Оскаров», получил один — за лучший сценарий. Впоследствии режиссер снял еще много великолепных картин, правда, ни одна из них так и не превзошла «Гражданина Кейна» по степени влияния на мировой кинематограф.

Новое в подписке

Лучшее в подписке