Шейлин Вудли и подруги по несчастью: Почему стоит смотреть необычный автофикшен-сериал «Три женщины»
На Starz вышли два эпизода сериала «Три женщины», основанного на одноименном романе-бестселлере Лизы Таддео, который предельно искренне и документально точно рассказывает о том, как тонка грань между страстью и харассментом, любовью и абьюзом. Каким же вышел сериал о женщинах из разных слоев общества и с разным пониманием своих сексуальных желаний?
У проекта получилась интересная судьба: изначально планировалось выпустить его под крылом кабельного канала Showtime, но по неизвестным широкой публике причинам (возможно, дело в слиянии с сервисом Paramount+ и пересмотре контентной политики) всё отменилось. Благо, спустя неделю после этих грустных новостей руководство Starz решило дать проекту зеленый свет. В пятницу, 13 сентября, вышла первая серия, а 15 ноября зрителей будет ждать финальный, десятый эпизод.
Главной звездой «Трех женщин» по праву объявлена заслуженная дивергентка всех подростковых антиутопий Шейлин Вудли, чья карьера планомерно развивается от душещипательных мелодрам в сторону интригующих взрослых проектов вроде детективной «Большой маленькой лжи» и драматического «Мавританца». В сериале она сыграла альтер эго писательницы Лизы Таддео по имени Джиа Ломбарди, внешним видом отсылающую к героине Джулии Робертс из духоподъемного фильма «Эрин Брокович».
Заветная мечта Джиа — написать книгу о сексуальности в современной Америке, но редактор вырезает из ее черновиков аж 200 тысяч символов и отправляет девушку, как говорится, «на холодок». И всё же героиня не сдается, приходит на консультацию к автору популярных научных книг Гаю Талезе (маленькая, но чрезвычайно харизматичная роль Джеймса Нафтона, известного по «Клубу первых жен» и «Стеклянному зверинцу»), весьма грубоватому и не церемонящемуся с девушкой персонажу, но всё же вдохновляющему ее не сдаваться и писать про тех, у кого нет собственного голоса. Особенно забавляет в начале сериала фраза Джиа: «Я не могу писать о своих родителях, я должна писать о сексе!» (спойлер: книга «Три женщины» как раз и начинается с истории о родителях писательницы, да и свое повествование Джиа тоже начинает с рассказа о них). Как и Лиза Таддео, героиня Вудли путешествует в доме на колесах по всей стране, чтобы собрать по крупицам истории женщин, которые решили рассказать о своей личной (чаще всего — сексуальной) жизни.
С интересом энтомолога, который отправляется исследовать тропических бабочек, Джиа останавливает свой взор на трех разных героинях, история знакомства с которыми заслуживает отдельного эпизода: Слоан Форд (ДеВанда Уайз, «Подпольная империя») из Массачусетса, Мэгги Уилкин (Габриэль Криви, «В моей шкуре») из Северной Дакоты и Лина Пэриш (Бетти Гилпин, «Миссис Дэвис») из Индианы. Самым сложным для героини Вудли будет, разумеется, остаться собирательницей рассказов, ведь, вмешавшись в чужие жизни, всегда рискуешь нарушить хрупкий баланс и повлиять на объективность.
Еще «Секс в большом городе» успешно подтвердил формулу, что четыре женских архетипа — это сила, ведь каждая зрительница точно увидит в ком-то себя. Так и здесь три женщины и Джиа-проводница встают на проторенную телевидением дорожку и двигаются по знакомой колее. Домохозяйка Лина рассказывает о том, как со временем в семейной жизни угасает страсть и энтузиазм, а излишне религиозный муж и вовсе заставляет стесняться собственной чувственности. Благо, «на помощь» приходят двое других мужчин. Но вместе с пикантной интрижкой героиня Гилпин неожиданно получает еще и ворох заблокированных воспоминаний о том, что многое в молодости происходило без ее согласия.
Успешная предпринимательница Слоан находится в открытом браке, частенько пробуя интимные практики с чужими людьми, но всегда под чутким контролем супруга. Но однажды новый партнер заставляет ее по-новому взглянуть на свой брак и увидеть, как много трещин в нём она стыдливо прикрывала. А юная официантка Мэгги пытается встать на ноги после школы, избавиться от обидного прозвища «Толстая шлюха» и забыть о порочном романе со своим женатым учителем, который даже «Сумерки» прочитал от корки до корки, дабы понравиться молоденькой девушке, и проводил параллели между их романом и отношениями Беллы с Эдвардом.
Режиссировать десять серий «Трех женщин», разумеется, были выписаны исключительно дамы. Всего их шесть, самые известные из них — Ким Со-ён («Развод», «Хорошая борьба») и Луиза Фридберг («Карточный домик», «Расскажи мне свои секреты»). Решение понятное, честное и справедливое, ведь кинематограф XX века развивался через мужскую оптику, поэтому то, какими на экране будут женщины, чаще всего решали возрастные представители другого пола. По количеству обнаженки и сексуальных сцен сериал может посоревноваться с такими культовыми фильмами, как «Эммануэль» или «Дикая орхидея», или не менее культовыми сериалами вроде «Игры престолов» и «Эйфории», а по общему настроению оказывается ближе всего к «Миссис Флетчер» с Кэтрин Хан в главной роли. Но всё же интимные кадры в «Трех женщинах» — это не самоцель, а способ максимально погрузить зрителей в контекст и «включить» собственные эмоции. Кто из нас, в конце концов, не чувствовал себя неловко после бурного секса, даже если всё прошло хорошо и приятно для всех? Визуально сериал решен прекрасно: теплые, практически медовые цвета помогают в «хорошие» моменты проникнуться историей героинь, а в «плохие» периоды найти в себе силы смотреть на чужую боль и сомнения — и в этом нет никакой романтизации или попытки сгладить углы.
Полудокументальная книга американской журналистки Лизы Таддео «Три женщины», моментально ставшая бестселлером, вышла в 2019 году. В это время был разгар движения #MeToo, но укорять автора в том, что она воспользовалась повесткой, точно не стоит — просто так сложились звезды, ведь работу над книгой она начала еще в 2010-м, решив сделать акцент на трех героинях, у каждой из которой в запасе была своя история секса и насилия, удовольствия и болезненных последствий. Мэгги Уилкин стала единственной, кто выведена в романе под своим реальным именем, она же была консультантом на съемках сериала, поэтому ее рассказ даже в мельчайших деталях отражает реальную картину. Это одновременно подкупает и немного пугает, ведь зритель начинает чувствовать себя практически свидетелем преступления, которое творилось за закрытыми дверями школьного класса и не только.
Истории трех (на самом деле четырех) женщин — бизнес-леди, домохозяйки, официантки и журналистки — выносят жесткий, но справедливый приговор современному обществу: секс и любовь уже давно не идут рука об руку, но почему-то к интимным похождениям мужчин до сих пор много снисхождения и чуть ли не одобрения, а женщина вынуждена каяться и делать вид, что никакой близости ей особо-то и не хотелось. Периодически героини «Трех женщин» смотрят в камеру, создавая удивительно искреннюю связь, — совсем как Эмили Уотсон в «Рассекая волны» или Инна Чурикова в «Начале». Хоть этот визуальный прием давно всем известен, но неизменно действует обезоруживающе.
При перенесении книги на экран не обошлось без проблем, и хотя чаще всего люди жалуются на то, что из любимого романа выкинули какие-то куски, убрали персонажей и изменили мотивацию, с «Тремя женщинами» получилась обратная ситуация. Героиня Вудли, альтер эго писательницы Таддео, оказалась своеобразным «вставным зубом» в этой и без того запутанной истории с тремя разными линиями, которые скачут по хронологии, изредка совпадая эмоционально и психологически. Несмотря на то, что это лучшая роль актрисы со времен «Большой маленькой лжи», драматургически ей лучше было остаться закадровым голосом, рассказчицей, как в «Отчаянных домохозяйках», а не протагонистом.
Вместе с тем сюжеты про Слоан, Мэгги и Лину (искренняя актерская игра Бетти Гилпин точно заслуживает номинации на «Эмми») столь увлекательны, спорны, трагичны и волнующе одновременно, что про каждую из героинь хотелось бы увидеть свой отдельный мини-сериал. При просмотре любопытного, хоть и неровного проекта из-за прыжков между разными женскими историями трудно не подумать, что жизнь в очередной раз оказалась гениальным сценаристом, а лучшее, что могли сделать авторы «Трех женщин», — просто следовать сюжету книги, как из точки А в точку Б ехал оранжевый фургон журналистки Джиа Ломбарди.