Сериал «Открытый брак» как путеводитель по длительным отношениям: Все всем изменяют, но только не мы
Сева работает в инвестиционной компании, а Оксана — редактор книг. Они в браке уже 20 лет. И тут накануне годовщины на них неожиданно сваливается ворох проблем, а стабильная почва уходит из-под ног. В отношениях не хватает свежести чувств. Супруги потихоньку посматривают на сторону. Но остается вопрос: удастся ли при свободных отношениях сохранить брак? Публикуем последнюю часть нашей серии эссе о современных отношениях и обсуждаем эпидемию расставаний. В сериале «Открытый брак» главные герои не очень хотят разводиться, но неизвестно, куда их приведет семейный эксперимент.
Недавно я говорила с одной подругой. Мы сидели в кафе, она мрачновато смотрела в одну точку и говорила: «Я не понимаю, разводиться или нет». Она примерно как я, ей немного за 40, она красивая и успешная. Ее муж — красивый и успешный. Я спросила: «Дорогая, а что случилось?» Она ответила: «Что случилось, что случилось, просто износилось всё это, мы больше друг другу уже не нужны, живем вместе, но отдельно, зачем так жить».
После я сидела в другой уже компании, всё было как завещал нам в ЖЖ легендарный Николай Усков (тест на возраст): железистое бордо, лисички эти чертовы, джем из кумквата, у меня много разных компаний, есть и такие. Мы сидели, пили это железистое бордо и обсуждали, сколько еще наших общих знакомых развелись.
Кадр из сериала «Открытый брак»
реж. Иван Китаев, Анна Курбатова, 2023
Звучит убого, но факт есть факт. Вокруг нас все разводятся. Вот эти 40+, которые успели пройти огни, трубы и прочее, сейчас порывают со всем прошлым. Примерно с тем же энтузиазмом, с которым мои зумерские коллеги женятся и потом постят в запрещенные соцсети: «Нашему браку уже месяц, полет нормальный!» Посмотрю на вас через лет десять.
Мы сидели и обсуждали, что же происходит, что за эпидемия, почему все решили развестись. Мой самый красивый (и до сих пор женатый) друг сказал: «Да всё просто. Все всем изменяют. Так или иначе, нет никого, кто ни разу не изменил своему мужу или жене».
И дальше все начали спорить. Я сидела и думала, что да, кто бы спорил, все изменяют. Я изменяла. Мои подруги изменяли. Мои друзья изменяли. Каждый выбирал свою форму. Кто-то флиртовал в телеграме с коллегами. Всего-то пара сообщений, но на всякий случай запишем коллегу именем «Маша» или «Саша». Кто-то просто бредкрамбит без остановки, чтобы не терять вот этого ощущения, что тебя обожают, что по тебе скучают, что о тебе думают, что ты до сих пор немного центр Вселенной — и вовсе не только для своей семьи и мужа. Кто-то садится в самолет и летит во Владивосток. Что проще, чем улететь в командировку и там провести три дня так, как хочешь только ты, а потом забыть, выкинуть из головы? Никто ничего не узнает, ведь «лэндкрузер» уже печально смотрит колесами в небо.
Кадр из сериала «Открытый брак»
реж. Иван Китаев, Анна Курбатова, 2023
Что дальше? Дальше можно расклеить ярлыки, дальше можно пообсуждать. Мы сидели и обсуждали. «Да все знали, что он с ней уже три года встречается». «Ну, от нее никто такого не ожидал, просто взяла и ушла, а он ее на десять лет младше». Наш друг, который последний раз развелся в 28 (две семьи, двое детей) и с тех пор поклялся, что больше никогда никакого брака в его жизни не будет, посмеивался над нами. Ему легко. Он никому ничего не обязан. У него каждый квартал, строго по отчетности, новая женщина, правда, все они очень похожи друг на друга и на его первую жену: решительные высокие блондинки, которые могут и коней останавливать, и рубить сгнившие деревья в саду на даче, и разводить своих и чужих детей по миллиону кружков после школы. И да, у каждой из них еще прекрасная карьера. Раньше мы считали нашего друга бессовестным, но теперь считаем, что это отличный взаимовыгодный обмен. У Фредерика Бегбедера любовь жила три года, но мы в России, стране рискованного земледелия, здесь и три месяца — отличный результат. Бегбедер бы понял, его кумир и старший товарищ Мишель Уэльбек бы поиздевался над нами в своем следующем романе. Скучающие и бесполезные буржуа, зовите нас так.
В общем, железистое бордо как-то стремительно закончилось. Половина нашей компании осталась в комнате курить свои странные пластиковые девайсы, другая половина ушла на балкон. Мы сидели на диване, смотрели, как солнце уходит на запад Москвы, в сторону Пресни. И продолжали обсуждать то же — можем ли мы стабилизировать наши вековые браки, если не будем выходить за их пределы.
Кадр из сериала «Открытый брак»
реж. Иван Китаев, Анна Курбатова, 2023
Наш самый красивый друг сказал, что никогда в жизни, нет, никто не сравнится с его женой. Мы напомнили ему, что стаж его брака — самый «младший», посмотрим, что будет с ним лет через десять, когда мир станет рутиной: «Как дела?» — «А твои как?» — «Заберешь ребенка?» — «Не могу с тобой пойти, много работы». — «Давай просто останемся дома». — «А кто грязное белье сегодня в стиралку кладет?»
Мой красивый друг сидел, качал ногой и потом спросил нас всех: «И что, вы все изменяли, чтобы спасти свой брак? А зачем вы его спасали? И спасли?» Разумеется, в этот момент все как-то внезапно исчезли с балкона. Все просто растворились. Все были готовы рассуждать, как же прекрасны открытые двери в отношениях, но почему-то никто не был готов рассказать. Никто не готов расписаться в обмане, я даже не была удивлена, я самая тупая из моих друзей, я никогда не пыталась ничего скрыть.
Друг посмотрел на меня и сказал, что мой ответ его не интересует, про меня всё ясно с тех пор, когда я лет 15 назад умудрилась параллельно жить двумя жизнями. Я сказала, что я уже давно не такая и никакого азарта на две жизни у меня не хватит, а больше всего я мечтаю побыть сама с собой однажды хотя бы неделю, чтобы не выгуливать собак, не быть любящей мамой, не быть отличной женой, не быть выдающимся работником этого квартала.
Кадр из сериала «Открытый брак»
реж. Иван Китаев, Анна Курбатова, 2023
И я не кривила душой. Мне было вообще не интересно ничего, кроме мечты однажды весь день пролежать дома с книгой, ни с кем не говорить, никого не целовать, ничего не делать, просто попробовать почувствовать себя в этом вакууме. Но в этот момент мне позвонил младший ребенок (ей девять) и сказал: «Слушай, Алиса назвала меня жирной коровой, а потом сказала, что шутка. Я не поняла, как такое понимать, давай ты мне объяснишь». Я сказала другу: «Рутина добивает нас, никакие поездки на другой конец страны это не изменят». Вызвала такси и поехала домой, сморкать любимые детские носы, запихивать в стиралку носки мужа, который за 15 лет нашего брака так и не научился класть их в машину сам. А ночью можно еще поработать, работа — наша главная измена. Всегда рядом, никогда нельзя отложить.
В сериале «Открытый брак» главные герои — Оксана (Марина Александрова) и Сева (Антон Васильев) — решаются на полиаморные отношения. По взаимному согласию у супругов есть любовники. Это острый и любопытный сюжет, вызывающий дискуссию. И, конечно, никакого однозначного ответа на вопрос, может ли полиамория спасти застойные отношения, никогда не будет. На интриге, останутся ли в итоге вместе Сева и Оксана, держится весь сериал. Новые ощущения или стабильный брак? И нужно ли вообще ставить вопрос так? А нельзя как-то совместить? Зрители вместе с Оксаной и Севой погружаются в проблемную тему.