Семья, любовь и революция Луи Гарреля
В подписке Okko вышел «Этот новый мир», третий полнометражный фильм, снятый Луи Гаррелем. Вспоминаем, из чего состоит фильмография французского актера, почему мотивы и темы его картин постоянно возвращаются к одному и тому же и почему он сам стал постановщиком.
Мечтатели
«Мечтатели»Бернардо Бертолуччи были четвертым фильмом в послужном списке Гарреля и второй главной ролью, но всё же именно эта лента — настоящий старт карьеры. Не сразу, но довольно быстро ставший новой классикой фильм о трех молодых людях, которые живут в богемной квартире в центре бунтующего Парижа, дал зрителю некий чек-лист Луи Гарреля, галочку в который будет ставить каждая вторая его работа. В этот чек-лист попали актерская смелость, кинематографичная внешность, герой-выходец из богемной среды, инцестуальные мотивы, тяга к любовным треугольникам, а то и к менаж а труа, и кровная, зашитая на подкорке связь с кинематографом в целом и французской «новой волной» в частности.
После выхода «Мечтателей» Бертолуччи рассказывал, что образы Тео (Луи), Изабель (Ева Грин) и Мэттью (Майкл Питт) не были слишком уж детально прописаны в сценарии: каждый актер привнес в своего персонажа собственную энергию, идеализм, красоту молодости, ведь у Гарреля, Грин и Питта были кардинально разные актерские и жизненные бэкграунды. Но для каждого из них «Мечтатели» стали прорывным локомотивом, который потянул карьеру вперед.
Позже Луи рассказывал, что когда они сняли последнюю сцену, он заплакал — «потому что мечта закочилась».
Семья
Но «Мечтатели» были не первым фильмом и не основной причиной, по которой за Луи закрепились ассоциации с 1968-м и «новой волной».
Впервые он появился на экране, когда ему было 5 — в картине «Спасительные поцелуи» отца, режиссера Филиппа Гарреля. Если хотите узнать максимально много о семье Гаррелей, потратив на это минимум времени, посмотрите этот фильм. Он представляет собой мало того что квинтэссенцию режиссерского стиля Гарреля-старшего, но еще показывает наибольшее число членов этой знаменитой французской семьи. Здесь сам Филипп, его жена актриса и сценаристка Брижит Си, дед Луи Морис Гаррель, довольно известный французский актер.
Филипп Гаррель начал снимать на излете «новой волны» — с середины 1960-х. В его фильмах появлялись главные лица уже уходящей на тот момент эпохи, к примеру, Джин Сиберг и Анна Вяземски. В картине «Путешествие к саду» снялась Мария Шнайдер — актриса, чья карьера погибла после роли в «Последнем танго в Париже» Бернардо Бертолуччи.
Луи снимался у отца в «Том лете страсти» в паре с Моникой Белуччи, в «Постоянных любовниках», в центре которого оказался 1968 год, в «Границе рассвета», сюжет которой будто происходит вне времени, в «Ревности», где сыграл персонажа, списанного со своего деда. Сам Луи отмечает, что его отец снимает примерно так, как обычно пишут картины, и эту приверженность визуальности сложно не заметить. Филипп работает только с пленкой, зачастую черно-белой, уделяя особое внимание контрастам и теням. А также, как и большинство режиссеров, эксплуатирует кинематографичную внешность сына.
Еще 1968-й
В какой-то момент имя и лицо Гарреля оказалось так крепко связано с «новой волной» и 1968-м, что произошла логичная, хоть и несколько анекдотичная история — Гарреля пригласили сыграть Жан-Люка Годара. Взялся за эту затею в 2017 году французский режиссер Мишель Хазанавичус, снявший оскароносного «Артиста».
Твердый ремесленник, Хазанавичус решил не идти в сторону сложных постмодернистских высказываний, не использовать киноязык самого Годара (хотя современный киноязык как таковой изобретен не без его участия). Он предпочел рассказать сентиментальную историю не молодого, но молодящегося режиссера, который как-то раз снял зрительское кино, а теперь зрителей терпеть не может. Достоинства и недостатки фильма не столь важны, интереснее, что для образа Годара Гаррель использовал закрепившийся за ним типаж недовольного ворчуна, которого сложно терпеть. Но обычно он так интеллектуален и хорош собой, что терпеть всё же приходится. В «Молодом Годаре» Гаррель лысеет, спотыкается и постоянно роняет очки, а его зашкаливающая интеллектуальность (почему-то) набила оскомину всему его окружению, включая жену Анну Вяземски.
Кристоф Оноре
Почти у каждого актера есть свой режиссер, а у каждого режиссера — свой актер. Для Гарреля, вдобавок к отцу, таким постановщиком стал Кристоф Оноре.
Француз-интеллектуал, поклонник «новой волны» (а как иначе), бывший кинокритик и автор детских книг, Оноре начал снимать полнометражное кино в нулевые — с экранизации романа Жоржа Батая «Моя мать». Как позже признавался режиссер, он был рад, что съемки картины пришлись на начало карьеры: этот опыт он сравнивал со службой в армии, после такого фильма ничего снимать не страшно. «Моя мать» рассказывает о непростых, болезненных, полных инцестуального влечения отношениях между матерью и юным сыном Пьером. Мать сыграла Изабель Юппер, Пьера — Гаррель. Дикий и необузданный, полный таких откровенных, что «Мечтателям» и не снились, сцен, фильм мог либо связать Оноре и Гарреля в киносоюзников, либо оттолкнуть друг от друга. Случилось первое.
Оноре снял с Гаррелем своеобразную трилогию о любви, смерти и Париже: «Все песни только о любви», «Прекрасная смоковница» и «Парижская история».
«Все песни только о любви» не только стали самым популярным их совместным фильмом, но еще и открыли любовь Гарреля к пению: да так, что он даже какое-то время выступал с концертами. В том, что его выступления были сносными, помогло образование, полученное в Парижской консерватории. Но вскоре Гаррель с музыкой завязал, справедливо осознав, что есть вещи, которые получаются у него куда лучше. А еще именно Луи предложил Оноре использовать в качестве последних слов в фильме фразу: «Люби меня меньше, но люби меня долго», найдя ее в книге еврейских мудрецов. Таким образом, они с Оноре добавили грусти и горечи в финальные кадры.
Если в первых двух фильмах трилогии Гаррель оказывался главным героем и движущей силой сюжета, то в «Парижской истории» вступил в прямой диалог со зрителями, стал этаким волшебным помощником режиссера. В отличие от других персонажей, он не страдал и не томился, а бегал по предрождественскому городу, знакомился с людьми, шутил и делился с нами отношением к происходящему. Кстати, возьмите на заметку, «Парижская история» — идеальное рождественское кино, находка для любителей жанра.
У Оноре Гаррель сыграл также в знаковых «Возлюбленных», эпичном мюзикле, который прошелся по нескольким десяткам лет современной истории, затронув и проблему СПИДа, и трагедию 11 сентября. Оноре же помог Гаррелю со сценарием к дебютному фильму «Друзья», который тот переработал из одноименной короткометражки.
История
Во французской, как и в любой другой, истории есть точки невозврата, которые навсегда изменили ее ход, и люди, которые стали символами этих изменений. Несмотря на то (а может, и благодаря), что Луи Гаррель за прошедшие с «Мечтателей» и «Моей матери» 20 лет стал иконой всего французского, как когда-то Катрин Денев, Жанна Моро, Бриджит Бордо, Франсуаза Арди, он то и дело играет столпов Франции. В некотором роде таким был и Годар, но Гаррель пошел дальше.
В 2019-м он сыграл Робера Дрейфуса в фильме Романа Полански«Офицер и шпион» (в оригинале J’accuse — «Я обвиняю», как и знаменитая статья Эмиля Золя). Дрейфус — офицер еврейского происхождения, которого незаслуженно обвинили в предательстве, а затем лишили справедливого суда. Причина была в антисемитизме, который цвел годами во всех кругах французского общества в целом и парижского в частности.
Эта роль — одна из самых непривычных для Луи: никаких фирменных кудрей и обаятельной ухмылки. Гаррель играет Дрейфуса, которому ни мы, ни его единственный защитник офицер Пикар не симпатизируем. Проблема не в том, что нельзя несправедливо арестовывать обаятельных людей, проблема в несправедливости как таковой.
В 2018-м в прокат вышел «Один король — одна Франция», исторический или, как сам Гаррель его охарактеризовал, дидактический фильм, где он сыграл Максимилиана Робеспьера, знаменитого якобинца, лицо Великой Французской революции. Этот фильм точно не отнести к самым удачным в его фильмографии, однако он показателен — если уже покусился на Робеспьера, то непонятно даже, на что покушаться дальше.
Режиссура
То, что Гаррель пошел в режиссуру, никого не могло удивить, — в отличие от направления, которое он выбрал. Вместо авторского кино, далекого от простого зрителя, Луи выбрал другой путь.
Тематически первый полнометражный фильм «Друзья» вписался в привычную для него фильмографию — любовный треугольник, киносъемки, поэзия, ирония и даже отголоски 1968-го. На деле оказался лентой удивительно зрительской, настоящим универсальным ромкомом, да еще и с щадящим хронометражем. Эту жанровую приверженность продолжили и следующие работы: «Честный человек» и «Этот новый мир», его своеобразный сиквел. Первый фильм показал любовный треугольник, в котором герой Луи сначала борется за женщину, а потом две женщины борются за него. Побеждает ирония, мудрость и здравый смысл. Главную роль в ленте исполнила жена Гарреля, модель и актриса Летиция Каста.
В «Этом новом мире» сохранились общий настрой первого фильма и главные герои, которые теперь — стабильная буржуазная пара с повзрослевшим ребенком. Если смотреть эти ленты подряд, держа в голове, что вторая часть — сиквел, складывается ощущение, что Гаррелю просто не хотелось придумывать историю, заниматься разработкой характеров. Давно закрепилась шутка, что Луи почти всегда играет самого себя (среди поклонников актера даже родился мем «типичный Гаррель», обыгрывающий его вечно недовольное выражение лица), Каста и так — его жена, и у них есть ребенок. Так почему бы не разыграть то, что хочется, в знакомых декорациях, не минимизировать усилия? Вступить в диалог со зрителем без лишних танцев с перьями. Хотя сценарий фильма всё же списывать со счетов не стоит — его соавтором выступил знаменитый и ныне покойный Жан-Клод Каррьер, работавший с Анджеем Вайдой и Фолькером Шлендорфом.
Играть пару вместе с пассией из реальной жизни Гаррелю было в своих фильмах не впервой. Когда он встречался с актрисой и режиссеркой Валерией Бруни-Тедески, она сняла ленты «Актрисы» и «Замок в Италии», обе истории — по мотивом Чехова и собственной жизни. На фестивале в Каннах этого года состоялась премьера нового фильма Бруни-Тедески «Миндальное дерево», где Гаррель вновь сыграл одну из главных ролей.
Голливуд и окрестности
В разных интервью Гаррель упоминал, что хотел бы поработать с Уэсом Андерсоном, Полом Томасом Андерсоном, Стивеном Содербергом и Вуди Алленом. Из трех перечисленных пока ему удалось сняться только у последнего — в ленте «Фестиваль Рифкина».
Это произошло во многом благодаря тому, что режиссер-старожил переместился в Европу и в Америке больше не снимает. Гаррелю досталась несколько пародийная роль европейского постановщика, который делает успешное, хоть и поверхностное кино, и с легкостью крутит романы с чужими женами.
Нарочито клишированный образ привлекательного француза использовала в 2019-м и Грета Гервиг в своей экранизации «Маленьких женщин». Такого персонажа в книге не было, но Гервиг заменила на него романного пожилого немца, чтобы придать романтической линии фильма фантазийности. В таком случае концовка воспринималась как возникшая из девичьих мечт, а не приближенная к реальности.
Что еще посмотреть с Гаррелем
«Сен-Лоран: Стиль — это я»
В экспрессионистской ленте Бертрана Бонелло о великом дизайнере Гаррель сыграл роль усатого денди Жака де Башера, с которым у Сен-Лорана был роман.
«Воображаемая любовь»
В яркой и самоироничной картине Ксавье Долана у Гарреля совсем крохотная роль. Когда он появится, вы уже перестанете его ждать, но поверьте — оно того стоит: Долан задолго до Гервиг решил показать Гарреля ожившей девичьей и мальчишечьей грезой.
«Призраки Исмаэля»
Еще один фильм, в котором у Гарреля роль, скорее, второго, а то и третьего плана. Здесь он играет героя сна (или фильма) — французского разведчика по имени Иван Дедал. Если вы устали от томного Луи и хотите смешного, картина Арно Деплешена может помочь.