Счастливые фанаты и расстроенные монтажеры: Что ждать от «Оскара-2022»
Даже когда мир сходит с ума, шоу должно продолжаться. Главная киноцеремония года как раз не за горами — совсем скоро мы узнаем, какие фильмы Американская киноакадемия сочла лучшими в 2021 году. Но какой будет церемония? Кто ее проведет? Кто будет вручать статуэтки? И что за новые номинации организаторы внезапно добавили в программу?
Падения
Прежде чем рассказать о реформах, которые проводят оскаровские организаторы, хотим напомнить — они (организаторы) в панике. Рейтинги церемонии падают год от года. Но самое критическое падение показал прошлый — пандемийный — год. Прямую трансляцию в 2021-м посмотрели около 10 млн жителей США, что в два раза меньше, чем в 2020-м. Больше всего снизилось число молодых зрителей до 25 лет.
Честно говоря, эти подсчеты не слишком корректны, так как учитывают они только тех, кто смотрел «Оскар» по телевизору, а шоу было доступно и онлайн. Очевидно, что молодая аудитория предпочтет провести время со смартфоном, а значит, вероятно, всё не так ужасно.
Но организаторы понимают: просмотры всё же снижаются, и с этим надо что-то делать. Если не помогла ни самоизоляция, когда у людей было немного альтернатив просмотру «Оскара», ни режиссер Стивен Содерберг, ставивший церемонию, значит, пора переходить к решительным мерам.
Зрительская радость
Одним из (спорных) новшеств этого года стала новая номинация — фильм, который выберут зрители. Сразу уточним: призом не будет заветная статуэтка. Но что-то лауреату все-таки подарят, и объявят его в самом конце церемонии — после вручения приза за лучший фильм.
Чтобы собрать кандидатов, в минувшем феврале Киноакадемия призвала пользователей писать любимые фильмы 2021 года в твиттере под хештегом #OscarsFanFavorite. Голосование шло интенсивно: каждый зритель мог оставлять по 20 твитов в день. Через неделю после старта определился шорт-лист, затем пользователи выбрали 5 финалистов:
- «Тик-так… БУМ!»
- «Человек-паук: Нет пути домой»
- «Золушка»
- «Великий»
- «Армия мертвецов»
Требования к фанатским номинантам те же, что и к основным, — фильмы должны были выйти не раньше 1 марта и не позднее 31 декабря 2021 года.
Именно ограничение сроков помешало выйти в лидеры «Лиге справедливости Зака Снайдера» (первый релиз — 2017 год). Фанбаза фильма упорно продвигала эту идею (а мы помним, что эти фанаты весьма упорные: именно благодаря им «Снайдеркат» вообще существует), но против правил не пойдешь. Внушительный фан-клуб имеется не только у Снайдера, но и у опального Джонни Деппа. Чтобы поддержать актера, фанаты запустили кампанию-хэшмоб #supportJohnny. Как видно по списку, сработало.
Из интересного: в номинацию попал биографический мюзикл «Тик-так.. Бум!» с Эндрю Гарфилдом, отмеченный и в основных номинациях. По сути, это единственный фильм, который выбрали и фанаты, и академики, что удивительно: после релиза на Netflix он не возглавлял топы просмотров. Но в итоговом зачете составил конкуренцию самым кассовым лентам года. С чем это связано, можно только гадать, но, скорее всего, тут не обошлось без фанатов и фанаток «Человека-паука: Нет пути домой». Появление Гарфилда в фильме поклонники обсуждали долго и, видимо, вспомнив о своей любви к актеру, решили чествовать его сразу по всем направлениям.
Сам «Человек-паук» тоже в списке. Кто-то всерьез обсуждает конспирологическую теорию о том, что зрительское голосование запустили после того, как Джимми Киммел задался вопросом, почему в номинантах нет самого кассового постпандемийного релиза. Но конспирологию оставим любителям и напомним: организаторам нужно, чтобы церемонию посмотрели, а кто как не Том Холланд приведет на просмотр шоу новую аудиторию? (Зендея и Тимоти Шаламе там и так будут с «Дюной».)
Но пока эта новая аудитория строчила твиты, старая расстроилась. Как пишет журналист Deadline Пит Хэммонд, «некоторые члены Киноакадемии, с которым я это обсудил, закатили глаза». Также он добавил реакцию друга-синефила, который давно и внимательно следит за церемонией: «Подожди, «Оскар» дадут тому фильму, за который проголосовали фанаты в Твиттере? Что дальше? Приз за лучший кинопоцелуй?».
Это мнение разделяют многие работники кино, которым небезразлична судьба «Оскара». Главное опасение и сомнение — зачем превращать церемонию в филиал премии People’s Choice Award?
Как аргумент защиты можно вспомнить, что не только Американскую киноакадемию постигло желание быть ближе к аудитории соцсетей. Недавно директор Каннского фестиваля Тьери Фремо объявил, что хочет сделать фестиваль доступнее и глобальнее и что Канны запускают конкурс TikTok Short Film, который пройдет в одноименном приложении.
Еще немного радости
Пользователи не только голосовали 20 раз в день за любимый фильм года, но и выбирали самые впечатляющие моменты из кино всех времен. Эта номинация получила название Most Cheer-Worthy Movie Moment Ever и сложилась тоже по результатам постинга в твиттере. Итоговый список номинантов выглядит так:
- «Человек-паук: Нет пути домой»: команда Человека-паука;
- «Матрица»: Нео уклоняется от пуль;
- «Девушки мечты»: исполнение песни And I’m Telling You;
- «Мстители: Финал»: сбор Мстителей вместе;
- «Лига справедливости Зака Снайдера»: Флэш набирает скорость.
Комиксы лидируют. Голосуют зрители за радостный момент не просто так, это часть лотереи. Ставя все нужные хэштеги, они получают шанс выиграть один из трех билетов на 95-ю церемонию вручения «Оскара» и другие призы, включая «год бесплатного кино» (свободный проход во все кинотеатры сетей AMC Theatres, Regal Cinemas или Cinemark Theatres, а также годовые подписки на Disney+, Netflix, Amazon Prime Video, Apple TV+, HBO Max и Hulu).
Учитывая плотность современной жизни, обещания приза, которым получится воспользоваться только в следующем марте, выглядят несколько туманно, но что поделать. Надеемся, что все счастливчики из твиттера посмотрят 94-ю церемонию, приедут на 95-ю, а мы порадуемся за них, смотря онлайн-трансляцию.
Ведущие
«Представьте, что одна из самых смешных женщин ведет церемонию вручения «Оскара»… А теперь умножьте свое впечатление на три», — сказал Крейг Эрвич, президент Hulu Originals и ABC Entertainment. Это значит, что у церемонии снова после четырех лет перерыва появятся ведущие. Ими станут Реджина Холл, Эми Шумер и Ванда Сайкс.
В течение 30 лет, с 1989-го по 2019-й, у «Оскара» обязательно был ведущий или даже несколько ведущих. К примеру, девять раз церемонию вел актер Билли Кристал, четырежды — Вупи Голдберг, трижды — Стив Мартин (один раз вместе с Алеком Болдуином). По два раза вели шоу Эллен ДеДженерес, Крис Рок, Джон Стюарт, Джимми Киммел. Актеры Джеймс Франко и Энн Хэтэуэй в 2018-м провели церемонию вдвоем. Но никогда раньше «Оскар» не представляли три женщины.
Ванда Саймс — сценаристка «Шоу Криса Рока», за работу над которым у нее есть премия «Эмми». Она известная актриса и комикесса, получившая главную американскую комедийную премию в номинации «Выдающаяся женщина-комик».
Эми Шумер — американская стендап-комедиантка, сценаристка, продюсерка и актриса. Шумер популярна как на телевидении, так и в кино (в первую очередь благодаря комедии Джадда Апатоу«Девушка без комплексов»). Шумер успела войти в списки самых успешных американских комиков и побывать в сотне самых влиятельных людей по мнению журнала Time.
Реджина Холл — актриса, которая работала с Вандой Саймс над криминальной комедией «Дать дуба в округе Юба». Пока наименее титулованная из троицы ведущих.
Почему ведущих отменяли?
В 2019-м ведущим должен был выступить актер и комик Кевин Харт, но в январе, то есть буквально за месяц до церемонии, он сообщил, что не будет вести шоу. Это было вынужденное решение, связанное с его гомофобными шутками и неполиткорректными высказываниями. Многие думали, что организаторы церемонии оперативно найдут ему замену, но этого не произошло. Ходят слухи, что просто не удалось — проведение «Оскара» сродни хождению по канату: очень легко оступиться.
В 2019-м и 2020-м оказалось, что должность ведущего не так уж нужна. Хорошо прописанный сценарий, обаятельные вручатели призов и всем знакомая структура позволили шоу идти своим чередом и без конферансье.
В 2021-м было труднее, в первую очередь, из-за сложной логистики. Из-за пандемии номинанты находились в разных странах, откуда их подключали в прямой эфир по спутникам. Чтобы соблюдать социальную дистанцию и прочие ограничения, пре-пати «Оскара» прошло не в театре Dolby, а на центральном вокзале в Лос-Анджелесе, песни исполняли на крыше. В общем, даже ведущий бы не свел эту историю воедино.
Гости
Обычно победителей в актерских номинациях объявляют лауреаты прошлого года. Так, среди вручателей ожидаются бабушка из «Минари» Юн Ё-джон, Дэниэл Калуя (оба уже подтвердили участие), Энтони Хопкинс и Фрэнсис МакДорманд (пока под вопросом).
Также Киноакадемия представила достаточно большой список звезд. Там музыкант Шон Мендес, рэппер P. Diddy, певица Холли Бэйли, актриса Зои Кравиц, у которой продолжается насыщенный киногод («Бэтмен», «Кими»), Кевин Костнер, Крис Рок, Лили Джеймс, Рами Малек, Ума Турман, Мила Кунис, Уэсли Снайпс и Джон Траволта.
Главный скандал
В феврале организаторы церемонии сообщили, что в этом году восемь наград вручат за час до начала прямой трансляции, чтобы «разгрузить церемонию и сделать ее более увлекательной для зрителей». В разряд незначимых (по их мнению) попали следующие категории:
- короткометражный документальный фильм;
- монтаж фильма;
- макияж и прически;
- оригинальный саундтрек,
- работа художника-постановщика;
- короткометражный анимационный фильм;
- короткометражный художественный фильм;
- звук.
Вручения и выступления победителей снимут, отредактируют и добавят в трансляцию позже, хотя неясно, в каком виде и в какой момент.
Важно, что в том же 2019-м, когда у церемонии пропал ведущий, у организаторов уже возникала эта новаторская идея, но киносообщество возмутилось, кто-то решил и вовсе бойкотировать шоу. От идеи отказались. Но рейтинги продолжили падать, академики вспомнили о былых выдумках и пошли на крайние меры.
Это вызвало бурю негодования среди кинематографистов. Стивен Cпилберг, например, сказал Deadline следующее: «Я не согласен с этим решением. Я ясно понимаю, что кино — это, возможно, самый коллективный медиум в мире. Все мы делаем кино вместе, мы становимся семьей, где одно ремесло так же необходимо, как и другое. <….> Мы вместе рассказываем лучшие истории, на какие способны. Когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что без Джона Уильямса «Челюсти» бы были протезами. В «Вестсайдской истории», когда Тони поет Tonight, без [художника-постановщика] Адама Штокхаузена он стоял бы на стремянке среди абсолютно пустой сцены. Мы добиваемся магии кино вместе, и мне грустно, что в магии телеэфира нас хотят разделить».
Идею осудили и другие режиссеры. Среди них лауреат «Оскара» Гильермо Дель Торо, фавориты ключевых номинаций этого года Джейн Кэмпион и Дени Вильнев. Последний назвал решение ошибкой.
Немного о номинантах
В этом году снова много Netflix. Главные фавориты номинации «Лучший фильм» — «Власть пса» и «Не смотри вверх», оба снял стриминговый гигант. Правда, чем ближе к делу, тем комедия с Леонардо ДиКаприо и Мэрил Стрип выглядит менее вероятным победителем (хоть в каких-то категориях), а вот «Власть пса» собирает все основные награды (BAFTA, «Золотой глобус»). Нет причин, чтобы этот поток прекратился на церемонии в Лос-Анджелесе. Может быть, одну статуэтку возьмет и «Незнакомая дочь», достойный режиссерский дебют актрисы Мэгги Джилленхол, тоже снятый для Netflix.
Не будем грустить о тех, кого не попал в номинации, несмотря на заслуги, — надо понимать, что премия не резиновая. Но порадуемся неожиданным сюрпризам. Среди таких — «Худший человек на свете» Йоакима Триера («Лучший сценарий», «Лучший иностранный фильм»), Кристен Стюарт и ее главная роль в «Спенсер», та самая «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол, у которой три номинации — за сценарий, женские роли первого и второго плана.
За мужскую роль второго плана номинирован слабослышащий актер Трой Коцур, уморительный и душераздирающий папа из «CODA: ребенок глухих родителей». Кстати, он главный фаворит этой категории.
Трой Коцур, кадр из фильма «CODA: ребенок глухих родителей», реж. Шан Хейдер, 2021
Скандинавский «Побег» собрал букет из номинаций: иностранный фильм, анимационный и документальный. Фаворитом он выглядит только в документальной номинации, но такая всеохватность показывает, что работу оценили по достоинству, что прекрасно.
В этом году сразу две открытые представительницы ЛГБТК-сообщества номинированы в актерских категориях: Кристен Стюарт за главную роль в «Спенсер» и Ариана ДеБос за роль второго плана в «Вестсайдской истории».
Азиатский фильм года — «Сядь за руль моей машины». Не хочется язвить на этот счет, но в последние годы стало модно выбирать один фильм из Азии, который побеждает на всех премиях. В 2020-м это были «Паразиты», в прошлом году — более американский вариант, «Минари» (его режиссер Ли Айзек Чун — экспат). В этом году японский «Сядь за руль моей машины» Рюсукэ Хамагути, премьера которого состоялась в Каннах, где он получил приз за сценарий. Номинаций на «Оскар» у фильма 4: тоже сценарий, иностранный фильм, режиссер и лучший фильм. Скорее всего, судьбу «Паразитов» Хамагути не повторит и уйдет с одной статуэткой, но приза как лучшему иностранному фильму ему не избежать.
В этом году на «Оскаре» только один представитель России. Это режиссер анимационных фильмов Антон Дьяков, его работа «БоксБалет» попала в номинацию короткометражных анимационных фильмов.
Напоследок немного о грустном: композиторка Дайан Уоррен получила 13-ю номинацию в категории «Лучшая песня» за композицию Somehow You Do из фильма «Четыре хороших дня», драмы с Милой Кунис. Уоррен ни разу не побеждала, и, кажется, в этот раз снова уйдет ни с чем. Ее песня по прогнозам проигрывает всем остальным номинантам, среди которых Билли Айлиш с No Time to Die, Бейонсе с Be Alive и лирическая песенка Dos Oruguitas из «Энканто».
Где и когда
94-я церемония награждения пройдет, как и всегда, вечером 27 марта по лос-анджелесскому времени. В России это будет раннее утро 28 марта. В США ее покажет канал ABC. Кстати, забавный факт — после прошлой церемонии к тому моменту пройдет меньше года, так как прошлое шоу переезжало на конец апреля из-за пандемии.