Опубликовано 02 февраля 2023, 12:02
9 мин.

«Сандэнс-2023»: Итоги и победители фестиваля

Поделиться:
«Сандэнс-2023»: Итоги и победители фестиваля

На минувших выходных закончился «Сандэнс» — важнейший кинофестиваль в США и первый крупный смотр в году. В этот раз он проходил в гибридном формате: те, кто не попал на показы в Парк-Сити, штат Юта, могли следить за ним онлайн. Ниже — короткий рассказ о победителях, самых громких премьерах и наших любимых фильмах, которые, мы надеемся, будут доступны широкому зрителю.

«Сандэнс» — главный фестиваль независимого кино на планете, благодаря которому молодые режиссеры и начинающие артисты получают шанс заявить о себе — быть замеченными крупными студиями или продюсерами и впоследствии снять более масштабный проект. Один из самых громких примеров последних лет — фильм «CODA: Ребенок глухих родителей». После премьеры на «Сандэнсе» его купил стриминг Apple TV+, и впоследствии картина получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм». Среди других известных режиссеров, запустить карьеру которых помог «Сандэнс», — Джордан Пил и Лука Гуаданьино. В этом отношении на «Сандэнсе» в 2023 году было всё по-прежнему. Каждый третий (36 %) режиссер, который привез на фестиваль свой полнометражный фильм, — дебютант. Среди победителей фестиваля тоже есть дебютанты.

Приз жюри в программе «Американское драматическое кино» получил фильм дебютантки А. В. Рокуэлл по ее же сценарию «Тысяча и одна » (A Thousand and One). В середине 90-х, когда власти объявляют войну преступности в Нью-Йорке и решают благоустроить плохие районы, Инес (потрясающая Тейяна Тейлор) похищает из приюта своего шестилетнего сына Терри. После долгих скитаний по городу — без денег и крыши над головой — Инес находит жилье и работу, а потом встречает Лаки (Уильям Кэтлетт). Так ей удается создать настоящую семью — такую, которой у нее самой никогда не было. Терри растет, Нью-Йорк меняется (Гарлем теперь — не черное гетто, но лакомый кусок земли, на который у белых девелоперов большие планы), но более серьезные изменения происходят внутри семьи, когда мальчик узнает секрет, который Инес от него долго скрывала.

«Тысяча и одна» рассказывает историю про большой безразличный город, жизнь на дне и трудный путь наверх — прямо скажем, не самый оригинальный сюжет. Но честный, моментами душераздирающе грустный, отлично снятый фильм Рокуэлл не кажется чем-то вторичным. Ранее она работала над клипами известных музыкантов и делала рекламный ролик Супербоула с Сереной Уильямс. Пожалуй, «Тысяча и одна» мог бы быть чуть покороче (почти два часа — солидный хронометраж для дебюта), а последний сюжетный твист лишний. Но посмотреть его стоит хотя бы ради Тейлор, ее героиня Инес — бескомпромиссная, жесткая, а иногда и просто агрессивная — очень сильный женский образ, который зрители запомнят надолго.

В программе «Международное драматическое кино» гран-при получил еще один дебют, снятый женщиной, — фильм «Задира» (Scrapper) британки Шарлотты Риган. Это тоже история неполной семьи, но место действия — другой мегаполис, Лондон, а главные герои — отец и дочь. 12-летняя Джорджи (замечательная Лола Кэмпбелл) осталась без матери и теперь живет одна — службам опеки врет, что за ней присматривает дядя Уинстон Черчилль, но на самом деле единственный, кто о ней заботится, — ее друг Али (Алин Узун), с которым они вместе крадут велики с парковок. Но однажды к Джорджи домой приходит парень в спортивном костюме (Харрис Дикинсон из «Треугольника печали») и говорит, что он ее отец Джейсон и теперь будет жить с ней.

Фильмы-победители фестиваля «Сандэнс» в 2023 году

Кадр из фильма «Задира»

реж. Шарлотта Риган, 2023

«Задира» трогательное семейное кино, финал которого можно угадать с самого начала, потенциальный зрительский хит. Но надо отдать Риган (в ее фильмографии — короткометражки про неблагополучные районы Лондона, полицейских и мелких преступников, а также клипы знакомых рэперов) должное: она сняла неприторный, остроумный и визуально интересный фильм. И главное достоинство — отличный актерский состав: Дикинсон очень хорош, Кэмпбелл (это ее дебют в кино) просто чудесная.

Еще один зрительский фаворит (на показы фильма были раскуплены все билеты) — «Журнальные мечты» (Magazine Dreams) из секции американского драматического кино. Куриная грудка, мясные и рыбные стейки, отварные яйца, протеиновый коктейль, вода — это обычный ужин Киллиана Мэддокса (Джонатан Мэйджерс). Он живет вместе с дедом-ветераном, работает в магазине, а вся его жизнь подчинена одной цели — стать профессиональным бодибилдером и попасть на обложки журналов. Ради нее он готов на всё: бесконечные изматывающие тренировки, диета, строгий распорядок дня, инъекции стероидов. Кажется, что до бодибилдерского олимпа совсем чуть-чуть, надо только покачать плечи (хотя Киллиан едва проходит в двери, судья сказал, что они узковаты), но после одного инцидента хрупкий баланс в его жизни оказывается разрушен.

Sundance film festival 2023: фильмы–победители

Кадр из фильма «Журнальные мечты»

реж. Элайджа Байнум, 2023

Мир безжалостен, человек хрупок, их встреча чревата трагедией. Режиссер и сценарист Элайджа Байнум («Жаркие летние ночи») снял очень жесткое и одновременно трогательное кино: в огромном теле бодибилдера зажат робкий молодой человек, который с трудом может заговорить с девушкой, не понимает окружающих и не умеет наладить отношения с ними (например, забивает в поиске «как понравиться людям»), плохо контролирует свои эмоции. Киллиан — немного юродивый, немного псих (и баланс во время фильма будет сдвигаться то в одну, то в другую сторону), он постоянно сталкивается с окружающим миром (и в буквальном смысле — упирается, врезается, преодолевает сопротивление, вступает в конфронтацию). «Журнальные мечты» похожи одновременно на клип Эминема Stan (главный герой тоже пишет письма своему кумиру, популярному бодибилдеру, фотографиями которого обклеены стены в его комнате), «Джокера» Тодда Филлипса и, прежде всего по атмосфере, на фильмы братьев Сэфди. Ради этой роли Джонатан Мэйджерс совершил настоящий актерский (ну, и физический) подвиг, заслуживающий всех возможных наград. «Журнальные мечты» получили специальный приз жюри за «творческое видение».

То, что «Сандэнс» — фестиваль независимого кино, не значит, что на нем не было фильмов состоявшихся, известных режиссеров и больших звезд. Одну из самых громких премьер в этом году — «Бескрайний бассейн» (Infinite Pool)Брэндона Кроненберга — показали в секции Midnight (в нее отбирают жанровое кино, прежде всего — фильмы ужасов). «Бескрайний бассейн» — второй полнометражный фильм Кроненберга-младшего, сына одного из главных режиссеров современности Дэвида Кроненберга, карьеру которого, кстати, в свое время тоже помог запустить «Сандэнс». Кроме фамилии режиссера (он же и сценарист), зрителей могут привлечь звездный состав — главные роли сыграли Александр Скарсгард и Миа Гот — и провокативность фильма, о котором написали уже все журналисты.

«Бескрайний бассейн», 2023

Кадр из фильма «Бескрайний бассейн»

реж. Брэндон Кроненберг, 2023

Завязка у «Бесконечного бассейна», безусловно, интригующая. Молодая пара, писатель Джеймс (Александр Скарсгард) и его богатая жена Эм (Клеопатра Коулмэн), приезжают на шикарный курорт за творческим вдохновением. Отель, где они отдыхают, находится в бедной и очень консервативной стране Ли-Толка, от которой богатых туристов отделяет высокий забор с колючей проволокой. На курорте молодые люди знакомятся с другой обеспеченной скучающей парой — Габи (Миа Гот) и Албаном (Жалиль Леспер). Габи признается, что она большая поклонница книги Джеймса, но интересуется она, как скоро станет понятно, не только его творчеством. После совместного ужина обе пары отправляются с охраняемой территории отеля покататься. Но веселая прогулка заканчивается аварией со смертельным исходом, а на следующее утро к Джеймсу и Эм в номер приходят люди в форме. Они объясняют, что Джеймса, который находился за рулем, по законам страны теперь казнят. Но есть юридическая лазейка: за солидную сумму местные власти могут сделать двойника парня и казнить его. Но есть одно условие: нарушитель должен присутствовать на экзекуции двойника.

Американская пресса с восторгом писала о фильме. Режиссера, как без этого, сравнивали с его отцом — и сравнения были лестными. Кроненберг-младший набрасывает много идей: двойничество, колониализм, вседозволенность. Богатые белые туристы скоро понимают, что могут позволить себе — буквально — делать в Ли-Толке всё что угодно. Но дорога избытка, вопреки известному изречению, ведет не ко дворцу мудрости, а, как обычно, к экспериментам с сексом и наркотиками, садизму и в конечном счете пресыщению. Пресса отмечала, что полупорнографический «Бассейн» — один из самых откровенных и отвратительных фильмов на фестивале. Но быстро надоедают оргии не только их участникам, но и зрителям — и с каждым поворотом сюжета удивление от происходящего на экране сменяется утомлением. А еще вопросами «Зачем это нам показывают?» и «Сколько это продлится?» (на этот вопрос есть точный ответ — почти два часа) задаешься всё чаще.

Еще одна громкая премьера, не оправдавшая надежд, — «Эйлин» (Eileen) режиссера Уильяма Олдройда. Середина 60-х, зима, Бостон. Эйлин (Томасин МакКензи) 20 с небольшим, она работает секретаршей в колонии для малолетних, а после работы ухаживает за отцом-алкоголиком — бывшим полицейским, который начал пить после смерти жены. Каждый день она приносит ему спиртное и сигареты, каждый день он говорит ей, что она совсем не похожа на покойную мать и сестру (они-то, в отличие от нее, красотки), поэтому у нее и нет и не будет никакой личной жизни. Эйлин готова ему поверить, но однажды в тюрьму устраивается на работу новый психолог, яркая блондинка Ребекка (Энн Хэтэуэй), недавно закончившая Гарвард. Сначала они обсуждают скучных коллег, затем дело одного из заключенных — подросток во сне зарезал отца, тоже полицейского, — а затем Ребекка приглашает Эйлин после работы выпить в бар.

Фильм «Эйлин» на фестивале «Сандэнс»

Кадр из фильма «Эйлин»

реж. Уильям Олдройд, 2023

«Эйлин» (фильм показали в секции «Премьеры») — экранизация одноименного романа американской писательницы Отессы Мошфег. Свой прошлый фильм, «Леди Макбет» с Флоренс Пью в главной роли, режиссер Уильям Олдройд тоже снял по литературному первоисточнику. Уже на вступительных титрах, выезжающих на экран под тревожную музыку, становится понятно, что «Эйлин» — стилизация. Но дело не только в том, каким шрифтом написаны титры и как одеты главные героини, — это стилизация идейная. Писательница Отесса Мошфег родилась в начале 1980-х и послевоенную Америку строгих нравов, еще не перевернутую молодежной революцией, не застала. Но она воссоздает эту эпоху в своем романе. Одна из главных героинь — хичкоковская пепельная блондинка с именем Ребекка (тоже хичкоковским). Главные темы фильма — фрейдизм, тюремная психиатрия, женская сексуальность — просто облако тэгов для описания того, что занимало умы в послевоенные годы. Но Олдройд и Мошфег обманывают ожидания зрителей — сюжет развивается не в том направлении, как можно было рассчитывать, и чем ближе к финалу, тем больше фильм напоминает какую-то дурную театральную постановку.

Еще одна большая премьера из той же программы — новый фильм Айры Сакса «Пассажи» (Passages). В интернациональном Париже на вечеринке по случаю завершения съемок фильма знаменитый немецкий режиссер Томас (Франц Роговский) знакомится с французской учительницей Агатой (Адель Экзаркопулос). Секс на вечеринке становится началом бурного романа — и вот уже Томас уходит от своего мужа-художника Мартина (англичанин Бен Уишоу), чтобы начать с Агатой семью и завести ребенка ­­— в этом он убеждает и ее, и ее родителей. Но когда увлечение девушкой теряет остроту, Томас решает вернуться назад к Мартину, не задумываясь о том, какие последствия это будет иметь для всех.

Sundance film festival 2023

Кадр из фильма «Пассажи»

реж. Айра Сакс, 2023

«Пассажи» (Passages)   — то ли переходы из одних отношений в другие, то ли проходы, пути, по которым Томас идет и не может остановиться, определиться с выбором — и только продолжает постоянное движение. В фильме он не расстается с велосипедом и несколько раз после тяжелого разговора буквально садится на него и уезжает от проблем, пулей проносясь между другими людьми по парижским улицам. Это очень «европейская», как писали американские журналисты, драма про разрушительные отношения — один из самых печальных фильмов фестиваля, а для Роговского (половину фильма ходит в обтягивающих топиках и искусственных шубах) роль Томаса – одна из самых сильных в карьере.

Новое в подписке

Лучшее в подписке