С чувством, с толком: Портрет Кейт Уинслет
Джеймс Кэмерон признавался, что главную роль в «Титанике» отдал Кейт Уинслет под натиском актрисы — режиссера покорило упорство молодой британки. В 30 она попала в Книгу рекордов Гиннесса, заработав рекордные четыре номинации на «Оскар». Боец, трудоголик и настоящая женщина Кейт Уинслет отмечает сегодня день рождения.
Когда в 2009 году Кейт Уинслет получила «Оскар» за роль в фильме «Чтец», она призналась, что в детстве часто представляла этот момент. Актриса даже репетировала речь перед зеркалом в ванной, используя вместо золотой статуэтки бутылку шампуня. Кейт с ранних лет знала, кем хочет стать: девочка росла в семье потомственных актеров и много времени проводила за кулисами, наблюдая за тем, как родители готовятся к выступлению. Начав посещать прослушивания, 11-летняя Уинслет столкнулась с проблемой, которая будет преследовать ее на протяжении всей карьеры: девочку жестко критиковали за несоответствие голливудским стандартам внешности и лишний вес. Пройдет много лет, и Уинслет станет символом естественной красоты в кино, будет часто появляться на экране без макияжа и в откровенных сценах. Но тогда, в подростковом возрасте, Кейт тяжело переживала многочисленные отказы кастинг-менеджеров и насмешки одноклассников.
Путевку в мир кино девушке подарил Питер Джексон. В 1994 году, задолго до истории о хоббитах, новозеландский режиссер снимал фильм о двух подростках-убийцах «Небесные создания». Джексон лично присутствовал на кастинге и из 175 претенденток на главную роль выбрал Кейт. В то время девушка подрабатывала официанткой в забегаловке. Когда раздался телефонный звонок агента, Кейт как раз готовила сэндвич для посетителя. Позже актриса рассказывала, что, получив роль в кино после стольких неудач, расплакалась от счастья в подсобке кафе. Картина «Небесные создания» основана на реальных событиях 1952 года и вспоминает трагическую историю двух подруг, которые сблизились настолько, что это стало вызывать опасения у их родителей. Уинслет играет дерзкую Джульет Хьюм — одержимую фантазиями девушку, которая подговаривает подругу убить родную мать. Страстная игра молодой актрисы получила высокие оценки критиков и привлекла внимание тайваньского режиссера Энга Ли, который как раз искал актрису на роль Марианны Дэшвуд в экранизации романа Джейн Остин «Разум и чувства». Картина станет первой из многих работ Уинслет в жанре костюмной драмы.
Действие фильма переносит зрителей в Англию начала XIX века. Сестры-бесприданницы пытаются устроить личную жизнь: старшая прислушивается к голосу разума, а младшая (Уинслет) руководствуется порывами сердца. Партнерами Кейт по площадке стали уже знаменитые на тот момент британские актеры Алан Рикман, Хью Грант и Эмма Томпсон. Начинающая актриса сумела не потеряться в этой галерее звезд и создала на экране убедительный образ вспыльчивой, нежной и ранимой девушки. На съемках Уинслет пришлось нелегко: энергичная и раскованная, актриса никак не могла обрести грацию молодой аристократки. По совету режиссера она освоила дыхательную гимнастику тай-чи, много медитировала и училась играть на фортепиано. В результате героиня Уинслет обрела необходимую глубину характера, которая вышла за пределы романа Джейн Остин: розовощекая Марианна с влажными глазами по-детски простодушна, при этом чувственна и даже порочна.
Так формируется образ первых героинь Уинслет: кукольные черты лица, хрипловатый голос и накал страстей внутри. Это и обезумевшая Офелия в «Гамлете» Кеннета Браны, с распухшим лицом оплакивающая отца, и познающая свою сексуальность прачка Мадлен в драме «Перо маркиза де Сада», и даже Роза в «Титанике» — поворотная роль в карьере Уинслет.
Дело не в том, что фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона стал рекордсменом проката и завоевал 11 премий «Оскар», в одночасье превратив Уинслет и ее партнера по фильму Леонардо ДиКаприо в звезд первой величины. Экранный образ, созданный Уинслет в «Титанике», — это зерно, из которого вырастут многие ее героини. Картину можно условно разделить на две части: первая половина фильма — история любви аристократки и бедняка, вторая — хроника известной трагедии XX века. Подобно сюжету, героиня Уинслет развивается и трансформируется в течение фильма. Сначала Роза — избалованная, высокомерная и неуверенная в себе девушка, плывущая по течению: как в прямом, так и переносном смысле. Для Розы путешествие на «Титанике» — не роскошное развлечение, а последний шаг на пути к вынужденному замужеству. Отчаяние подталкивает героиню к самоубийству, но и здесь ей не хватает решимости. Во второй половине героиня Уинслет — сильная и волевая женщина, способная спасти не только себя, но и возлюбленного: чего стоит сцена, в которой Роза берется за топор, чтобы освободить Джека от наручников. Эта двойственная природа станет присуща многим героиням Уинслет: они одновременно нежные и грубые, ранимые и сильные, элегантные и непосредственные.
После «Титаника» на Кейт и ее внешние данные обрушилась новая волна критики, причем на этот раз бушевала пресса в родной Британии. Уинслет боялась принимать предложения режиссеров и ехать в Голливуд, опасаясь травли журналистов. В итоге актриса, подобно Розе, пошла наперекор ожиданиям: Кейт отказалась от ролей в костюмных драмах («Анна и король» и «Влюбленный Шекспир») и вступила в новый век с несколькими яркими работами в непривычных амплуа.
Главным для актрисы фильмом начала 2000-х стала биографическая драма «Айрис», в которой Кейт в дуэте с Джуди Денч воплотила на экране образ писательницы Айрис Мёрдок. Уинслет важно было показать сексуальную раскрепощенность и жажду жизни молодой Айрис в противовес апатии, омрачившей последние годы жизни писательницы.
К образу пылкой и смелой женщины, которая ярко светит, но быстро сгорает, актриса вернется в 2004-м при работе над фильмом «Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри. Французского режиссера по праву называют одним из главных экспериментаторов 2000-х, и на этот раз в центре эксперимента оказалась Кейт. Гондри уверял актрису, что снимает комедию, и поощрял импровизацию на съемочной площадке. Вместе с Джимом Керри Уинслет гримасничала, шутила и раскрывала для зрителей новую комедийную грань своего таланта. На самом деле «Вечное сияние чистого разума» сложно назвать комедией, в центре сюжета — двое влюбленных, которые поочередно стирают друг друга из памяти, а потом отчаянно ищут кнопку «отмена». Однако установка Гондри сработала: Кейт смогла выйти из привычного образа фарфоровой куклы и выплеснуть эмоции наружу. Ее героиня Клементина Кручински — импульсивная, честная и бескомпромиссная. Как молодая Айрис, Клементина обожает жизнь и стремится заражать этой любовью всех вокруг. Как Роза, она не готова подстраиваться под чьи-то стандарты. Как Марианна Дэшвуд, потакает порывам сердца. Успех «Вечного сияния чистого разума» помог режиссерам увидеть в Уинслет потенциал разноплановой актрисы, а сама она считает роль Клементины Кручински лучшей в карьере.
К 30 годам на счету Уинслет было уже пять номинаций на «Оскар» — ни одна актриса этого возраста прежде не достигала таких высот. Кейт зарабатывает репутацию трудолюбивой и щепетильной актрисы, партнер по «Титанику» и «Дороге перемен» Леонардо ДиКаприо называет Уинслет «самым подготовленным человеком на площадке». К концу 2000-х в фильмографии актрисы всё больше смелых ролей.
Огненно-рыжая femme fatale Тула в комедийном мюзикле Джона Туртурро «Любовь и сигареты» — редкий случай, когда Уинслет нарочито использует свою сексуальность на экране. В 2006-м выходит картина Тодда Филда «Как малые дети». В ней Уинслет сыграла домохозяйку, которая пытается выбраться из несчастливого брака. Рождается новая героиня Кейт — позже так же будут томиться в четырех стенах Эйприл Уиллер в «Дороге перемен» и Джинни в «Колесе чудес» Вуди Аллена. Их судьбы трагичны, все эти решительные по своей натуре женщины сойдут с ума от беспросветного отчаяния и невозможности изменить ни себя, ни мир вокруг.
Пиком карьеры Уинслет (по крайней мере на сегодняшний день) стал фильм «Чтец» 2008 года. Изначально в проекте принимала участие Николь Кидман, но по семейным обстоятельствам актриса отказалась от съемок, тогда режиссер Стивен Долдри обратился к Кейт. На протяжении всей карьеры Уинслет старалась находить что-то общее с каждой из героинь, что помогало актрисе лучше понять персонажа. Прочитав сценарий, Кейт сперва отказалась: найти общую грань с жестокой и хладнокровной Ханной не получалось. Однако Уинслет никогда не боялась трудностей, в результате роль в «Чтеце» стала самой сложной и противоречивой в фильмографии актрисы. Главная героиня — 36-летняя Ханна — работает кондуктором трамвая в послевоенной Германии. Женщина случайно знакомится с пятнадцатилетним Михаэлем, и между ними зарождается любовная связь, которая прерывается внезапным исчезновением Ханны. Спустя восемь лет после расставания юноша узнает, что бывшая возлюбленная работала надзирательницей в Освенциме и лично ответственна за гибель 300 женщин.
Благодаря таланту Уинслет героиня Ханны многогранна и соединяет в себе несочетаемые, казалось бы, черты. Вот она, загадочная и сексуальная, медленно натягивает чулок в лучах заката. В сцене с велосипедной прогулкой Ханна вдруг наполняется смущением и уязвимостью, когда официантка в кафе принимает ее за мать Михаэля. Ханна рыдает в объятиях юного любовника, когда он читает ей «Лавку древностей» Диккенса, но равнодушно выслушивает обвинения в свой адрес в зале суда. Чтобы правдоподобно изобразить Ханну в старости, Кейт наблюдала за пожилыми людьми в кафе, запоминая их движения и мимику. Мастерство и самоотдача, с которыми Уинслет подошла к роли, принесли актрисе «Оскар».
После «Чтеца» с Кейт хотят работать признанные мастера: Роман Полански, Вуди Аллен, Дэнни Бойл. В черной комедии «Резня» Уинслет вновь демонстрирует способность к метаморфозам: из трофейной жены с идеальной прической ее героиня превращается в гротескную бунтарку, выступающую за физическую расправу между детьми.
Постоянно бросая себе вызов, Уинслет не боится экспериментировать. Актриса органично вписывается в абсурдный мир трэш-комедии «Муви 43» и сияет теплом в уютном новогоднем ромкоме «Отпуск по обмену». К образу сильной женщины с надломом внутри Кейт вернулась в 2021 году, исполнив главную роль в сериале «Мейр из Исттауна». Cюжет об убийствах в провинциальном городке уходит на второй план, на первом — тяжелый взгляд главной героини, в котором, кажется, отражается мировая боль. Детектив Мейр Шиэн винит себя за всё, что происходит в Исттауне — мрачном захолустье в духе Твин Пикса. Единственный способ искупить вину — погрузиться в работу и отыскать преступников, но в городке у каждого соседа в шкафу заперт скелет. Важной деталью в образе Мейр стали неаккуратная прическа, складки на теле и полное отсутствие макияжа. На этом условии, несмотря на протесты продюсеров, настояла сама Уинслет. После долгой борьбы за принятие своего тела актриса хочет показать женщинам: я такая же, как вы.
За тридцатилетнюю карьеру в кино Уинслет подарила зрителям целую галерею женских образов. Ее героини сильные, ранимые, отважные, страстные и всегда полны чувств. Они, как и Кейт, ломают стереотипы в борьбе за то, что им дорого.