Призраки, инопланетяне и бешеные крысы: Каким получился сериал «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо»
Один из главных подарков к Хэллоуину для любителей кино — вышедшая на Netflix хоррор-антология «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо». Восемь эпизодов сняли восемь режиссеров. Мексиканский автор спродюсировал проект и выступил его идейным вдохновителем. Рассказываем о каждой части антологии и выделяем лучшие.
В конце прошлого года в американский прокат вышел нуар «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо — экранизация одноименного романа Уильяма Линдсея Грэшема, вторая по счету после версии Эдмунда Гулдинга 1947 года. На сей раз мексиканский автор-визионер предстает в образе Альфреда Хичкока. В 1955–1962 годах на американском телевидении выходил сериал «Альфред Хичкок представляет». Как и в случае «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо», громкое имя автора вынесено в заголовок проекта, но сам он курирует работу других режиссеров.
В начале каждого эпизода мексиканский автор предваряет серию расплывчатыми и таинственными фразами, стоя у изысканно сделанного деревянного шкафа — это и есть кабинет редкостей, хранитель бесконечного количества страшных историй. Дель Торо неторопливо достает предмет, который сыграет важную роль в сюжете предстоящего эпизода, и фигурку режиссера, проявляя невиданное для телевидения уважение к коллегам. Но не стоит думать, что мексиканский творец отдал на откуп другим авторам истории, объединенные в сериал с его именем в названии. Дух дель Торо витает над каждым эпизодом. Всё это прекрасно стилизованные ретро-истории, в которых герои обязательно сталкиваются с потусторонними силами. Всех режиссеров мексиканский автор отбирал самостоятельно. Остановимся поподробнее на каждом эпизоде.
«Лот 36», реж. Гильермо Наварро
Обиженный на весь мир, а особенно на афроамериканцев и мигрантов ветеран Вьетнама Ник (Тим Блейк Нельсон) покупает ячейки умерших клиентов на старинном складе. Мужчину могут ожидать настоящие драгоценности или никому не нужные безделушки. Однажды Ник натыкается на с виду редкие тома по черной магии и столик для спиритических сеансов. Находится и покупатель редкости — Роланд (Себастьян Роше). На складе обнаруживается сюрприз.
«Лот 36» основан на одноименном рассказе дель Торо, а снял эпизод Гильермо Наварро, оператор «Хребта дьявола», «Лабиринта Фавна» и «Тихоокеанского рубежа». У мексиканца получилась поучительная страшилка о жадном и злом человеке, которого сгубили пороки. А в трудную минуту, когда ему потребовалась помощь, рядом никого не оказалось.
«Кладбищенские крысы», реж. Винченцо Натали
Расхититель могил Мэссон (Дэвид Хьюлетт) погряз в долгах и должен в кратчайшие сроки отыскать на кладбище недавно похороненного богача в золотых цепочках и с перстнями. Отчаявшийся герой сразу же после похорон подходящего клиента раскапывает могилу и видит, как труп зачем-то утаскивают крысы. Под кладбищем обнаруживаются огромные тоннели. Мэссон пойдет на всё, чтобы добраться до ценного трупа.
«Кладбищенских крыс» снял канадец Винченцо Натали, автор культового «Куба». Главную роль исполнил Дэвид Хьюлетт, снимавшийся в том же «Кубе» и в «Аллее кошмаров» у дель Торо. В основе эпизода хоррор-рассказ фантаста Генри Каттнера, близкого приятеля Говарда Филлипса Лавкрафта. «Кладбищенские крысы», как и «Лот 36», — история человеческих пороков и высокой цены, которую за них приходится платить. У Натали самый короткий эпизод антологии — чуть больше получаса. Боящимся замкнутых пространств и полчищ крыс серия не рекомендуется. Фрагментами «Кладбищенские крысы» напоминают адское испытание из «Форта Боярд».
«Вскрытие», реж. Дэвид Прайор
Пожилой шериф (Глинн Тёрман) зазывает в шахтерский городок знакомого патологоанатома доктора Карла Уинтерса (великий Ф. Мюррэй Абрахам). Немолодой врач умирает от рака, жить ему осталось полгода. На шахте произошел взрыв, погибло 10 человек. За несколько мгновений до трагедии в подземелье спустился таинственный и недавно появившийся в городе Джо (Люк Робертс). В руках у мужчины была таинственная мохнатая сфера, которую он нашел в лесу. Что это за предмет и как он связан со взрывом?
Режиссер Дэвид Прайор — автор пока единственного фильма, называется он«Пустой человек». «Вскрытие» — экранизация рассказа американского писателя Майкла Ши, дважды лауреата Всемирной премии фэнтези. Пожалуй, эпизод Прайора — самый страшный и атмосферный во всей антологии. Ночь, одинокий старик, несколько трупов и провинциальный морг.
«Внешняя сторона», реж. Ана Лили Амирпур
Банковская служащая Стэйси (Кейт Микуччи) замужем за ленивым помощником шерифа (Мартин Старр из «Силиконовой долины»), а в свободное время девушка любит заниматься таксидермией. Не самое распространенное среди коллег увлечение. Девушки в банке говорят только о новых романах и веселых приключениях. Все следят за собой и одеваются по последнему писку моды. Стэйси завидует и мечтает измениться. По телевидению она видит рекламу удивительного крема для кожи, который буквально преображает женщин на глазах. Блондин из ролика (Дэн Стивенс) обращается напрямую к Стэйси, девушка закупает ящик крема, от которого всё ее тело моментально покрывает сыпь. Но это ведь не повод останавливаться, красота требует жертв.
«Внешнюю сторону» сняла Ана Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой», «Плохая партия» и сериалы «Легион» и «Сумеречная зона»). В основе эпизода лежит рассказ Эмили Кэрролл, которая известна хоррор-комиксом «Через лес». Пожалуй, это единственный ироничный, но, к сожалению, и очень однобокий рассказ о погоне за красотой и сопутствующем ей внутреннем разложении. Кроме того, это, конечно, жестокая критика рекламы на телевидении и пользователей магазина на диване.
«Модель Пикмана», реж. Кит Томас
Ричард Пикман (Криспин Гловер) учится в одной академии художеств вместе с Уильямом Тёрбером (Бен Барнс). Пикман старше однокурсников и держится в стороне. Свои картины он преимущественно пишет на кладбище. Уильям заглядывается на рисунки знакомого и ужасается. Есть в них что-то демоническое, но притягивающее внимание. Пикман исчезает, но его искусство продолжает мучить Уильяма по ночам в виде кошмаров. Через много лет два художника встречаются вновь.
«Модель Пикмана» — экранизация одноименного рассказа Лавкрафта. Готическую и близкую к первоисточнику серию снял Кит Томас, автор религиозного фильма ужасов «Диббук» и «Воспламеняющей взглядом» по Стивену Кингу. Как и у Лавкрафта, эпизод раскрывает ужасную природу искусства, в котором страшные фантазии вполне могут оказаться реальностью.
«Сны в ведьмином доме», реж. Кэтрин Хардвик
Молодой человек Уолтер (Руперт Гринт) состоит в спиритическом обществе и разыскивает настоящих медиумов, а не шарлатанов. В детстве его рыжеволосая сестра-близнец Эпперли (Дафна Хоскинс) умерла, а ее дух забрал волшебный лес. Теперь Уолтер одержим идеей оказаться в этом лесу и повидаться с сестрой. Доходит даже до ночлега в проклятом ведьмином доме. Уж этот экстремальный способ точно должен сработать.
«Сны в ведьмином доме» — экранизация другого рассказа Лавкрафта. Режиссер эпизода — Кэтрин Хардвик (первая часть «Сумерек», «Тринадцать» и «Короли Догтауна»). Это еще одна сделанная по всем готическим канонам серия с призраками, ведьмами и соседством нашего и потустороннего миров. Руперт Гринт, пытающийся расстаться с ролью Рона Уизли раз и навсегда, снялся сначала в «Доме с прислугой» у М. Найта Шьямалана, а теперь оказался в другом хоррор-сериале.
«Просмотр», реж. Панос Косматос
Загадочный миллионер (Питер Уэллер) и его помощница доктор Захра (София Бутелла) живут на роскошной загородной вилле. Однажды помощник богача Гектор (Саад Сиддики) привозит боссу представителей четырех разных профессий: музыканта, писателя, ученую и экстрасенса. Миллионер наливает гостям выдержанный односолодовый виски, угощает кокаином и включает эксклюзивную музыку, которую специально для него написал итальянский композитор. Но, естественно, всё это не просто так.
«Просмотр» — единственный оригинальный, не имеющий литературного первоисточника эпизод «Кабинета редкостей Гильермо дель Торо». Снял его мастер психоделического жанра и автор «Мэнди» Панос Косматос. По цветовой гамме и ретро-изображению, слегка стилизованному под VHS, «Просмотр» напоминает картину с Николасом Кейджем. Это неторопливая история с ярким твистом в конце.
«Мурмурация», реж. Дженнифер Кент
Орнитологи Нэнси (Эсси Дэвис) и Эдгар (Эндрю Линкольн) отправляются на отдаленный канадский остров, чтобы наблюдать, записывать звуки и снимать на камеру чернозобиков. На дворе 1951 год. Менее года назад пара потеряла маленького ребенка. Жена пытается уйти в работу, муж старается поговорить с ней об общей травме. В старинном доме Нэнси слышит голоса матери и сына, которые, возможно, погибли в здании много лет назад.
«Мурмурацию» по рассказу дель Торо сняла звезда современного хоррора австралийка Дженнифер Кент, известная зрителям по хоррору «Бабадук» и жестокому вестерну «Соловей». Мурмурация — это скоординированное движение птиц, которые при полете образуют в небе интересные фигуры. Эпизод Кент — самый сентиментальный и интересный с точки зрения психологии в хоррор-антологии. Линкольн и Дэвис разыгрывают драму на двоих. Разобраться в чувствах паре помогают призраки.