Опубликовано 09 марта 2021, 04:43

Прислушайтесь к экранам: Кинономинации «Грэмми»

Поделиться:
Прислушайтесь к экранам: Кинономинации «Грэмми»

Разбираемся в кинономинациях «Грэмми», вспоминаем рекорды прошлых лет и гадаем, кто выиграет заветные статуэтки в этом году.

За что награждают кино

У премии всего три номинации за музыку к фильмам или сериалам:

  • «Лучший саундтрек к визуальному медиа» — за оригинальную музыку
  • «Лучший саундтрек-компиляция к визуальному медиа» — за сборники уже существующих песен
  • «Лучшая песня, написанная для визуальных медиа» — название говорит за себя

В саундтрек-компиляцию могут входить как оригинальные композиции, так и чужие песни, которые звучат в отдельных сценах — как, например, «You Never Can Tell» Чака Берри в сцене танца Мии Уоллес и Винсента Веги.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Награду за саундтрек вручают авторам, которые писали с нуля. Яркий пример — заглавная тема из нолановского «Бэтмен: Начало», созданная Хансом Циммером.

В этом тексте мы будем разделять эти понятия, несмотря на то, что в обиходе их употребляют в качестве синонимов. Хотя разница налицо — в первом случае это может быть работа с существующими треками, во втором — оригинальная музыка, которая никогда и нигде не звучала.

Первые победители и лучшие из лучших

Кинокомпозиторов награждали уже на первой церемонии «Грэмми»: в 1959 году Дюк Эллингтон получил позолоченный граммофон за музыку к фильму «Анатомия убийства», и еще два — за композиции из альбома с саундтреком. Легенда джаза в будущем получит еще девять статуэток, включая почетный приз за достижения в музыке

Настоящий коллекционер «Грэмми» за лучший саундтрек — американский кинокомпозитор Джон Уильямс. Мэтр собрал 25 (!) статуэток при 72 (!!!) номинациях, при этом в период с 1978 по 1983 год он каждый раз уходил с наградой за лучшие оригинальные композиции. И немудрено — в этот период он написал музыку к двум эпизодам «Звездных войн», «Супермену», «Индиане Джонсу: В поисках утраченного ковчега», «Близким контактам третьей степени» и «Инопланетянину». А еще, кстати, его 52 раза номинировали на «Оскар». А вы говорите Циммер.

Фото: Джон Уильямс

Фото: Джон Уильямс

Axelle/Bauer-Griffin/FilmMagic/Getty Images

Раз уж речь зашла о 80-х, то перейдем к номинации «Лучшая песня для визуальных медиа», которая появилась в 1988 году. Первой победительницей в ней стала «Somewhere Out There» к мультфильму «Американский хвост». Статуэтки получили авторы текста и композиторы — супруги Синтия Вэйл и Барри Манн, а также их коллега Джеймс Хорнер. Мало того, что композиция победила в новоиспеченной категории, она же стала «Песней года», утерев нос U2 с их «Still Haven’t Found What I’m Looking For» и Уитни Хьюстон — с «Didn’t We Almost Have It All».

Категория «Лучший саундтрек-компиляция» — относительно молодая в сравнении с остальными: она существует с 2000 года. Первый победитель, рокер и экс-барабанщик Genesis Фил Коллинз, практически в одиночку написал и исполнил все песни к мультфильму «Тарзан». Сборник обошел саундтреки к «Матрице», «Красоте по-американски», «Принцу Египта» и второй части «Остина Пауэрса». Песня «You’ll Be In My Heart» получила еще и «Оскар».

Кто столкнется в кинобитве в этом году

Из-за своеобразного подхода к календарям и запутанного расписания музыкальных релизов, на «Грэмми-2021» можно встретить саундтреки к фильмам, вышедшим даже в 2019 году. Вполне вероятно, что именно поэтому среди номинантов нет саундтрека к «Доводу». Напомним, его автор, Людвиг Йоранссон, в 2019 году заткнул за пояс матерых Александра Деспла, Уильямса и Циммера с музыкой к «Черной пантере».

Лучшая оригинальная музыка

Номинанты на «Грэмми-2021» в категории «Лучший саундтрек к визуальному медиа»:

  • «К звездам» — Макс Рихтер
  • «Becoming: Моя история» — Камаси Вашингтон
  • «Джокер» — Хильдур Гуднадоуттир
  • «1917» — Томас Ньюман
  • «Звездные войны: Скайуокер. Восход» — Джон Уильямс

В этом году за звание автора лучшей оригинальной музыки бьются максимально непохожие композиторы. Тут и постминималист Макс Рихтер («К звездам»), и джазмен-авангардист Камаси Вашингтон («Becoming: Моя история»), и маститый Томас Ньюман («1917»), и еще более маститый Джон Уильямс («Звездные войны: Скайуоркер. Восход»), и победительница прошлого года Хильдур Гуднадоуттир («Джокер»).

Кадр из фильма «Сон Макса Рихтера»

Кадр из фильма «Сон Макса Рихтера»

Это, пожалуй, самая интересная из кинономинаций в рамках грядущей церемонии — нечасто в одной категории встречаются космодрама с Брэдом Питтом, автобиография Мишель Обамы, антивоенная драма в декорациях Первой мировой, очевидно не последний эпизод космооперы и бенефис Хоакина Феникса про клоуна, которого недолюбили. Запасаемся попкорном.

Лучшая песня для визуальных медиа

Номинанты на «Грэмми-2021» в категории «Лучшая песня для визуальных медиа»:

  • «Beautiful Ghosts» («Кошки») Эндрю Ллойд Уэббер и Тейлор Свифт (в исполнении Тейлор Свифт)
  • «Carried Me With You» («Вперед») Брэнди Карлайл, Фил Хэнсерот и Тим Хэнсерот (в исполнении Брэнди Карлайл)
  • «Into The Unknown» («Холодное сердце 2») Кристен Андерсон-Лопес и Роберт Лопес (в исполнении Идины Мензел)
  • «No Time To Die» («Не время умирать») Билли Айлиш и FINNEAS (в исполнении Билли Айлиш)
  • «Stand Up» («Гарриет») Джошуа Брайан Кэмпбелл и Синтия Эриво (в исполнении Синтии Эриво)

В номинации «Лучшая песня для визуальных медиа», впрочем, тоже интересно. Новички в категории среди авторов песен — FINNEAS («Не время умирать»), Джошуа Брайан Кэмпбелл («Гарриет»), Эндрю Ллойд Уэббер («Кошки»), а также Фил и Тим Хэнсероты («Вперед») — против тертых калачей Кристен Андерсон-Лопес и Роберта Лопеса («Холодное сердце 2»).

Фото: Тейлор Свифт,

Фото: Тейлор Свифт,

Jason Laveris/FilmMagic

Исполнительницы тоже все как на подбор: Билли Айлиш («No Time To Die») схлестнется с Синтией Эриво («Stand Up») и звездой кантри Брэнди Карлайл («Carried Me With You»), а Тейлор Свифт («Beautiful Ghosts») поборется с исполнительцей «Let It Go» Идиной Мензел («Into The Unknown»).

Исполнительницы тоже все как на подбор: Билли Айлиш («No Time To Die») схлестнется с Синтией Эриво («Stand Up») и звездой кантри Брэнди Карлайл («Carried Me With You»), а Тейлор Свифт («Beautiful Ghosts») поборется с исполнительцей «Let It Go» Идиной Мензел («Into The Unknown»).

Лучший саундтрек-компиляция

Номинанты на «Грэмми-2021» в категории «Лучший саундтрек-компиляция»:

  • «Билл и Тед снова в деле»
  • «Кролик Джоджо»
  • «Прекрасный день по соседству»
  • «Холодное сердце 2»
  • «Евровидение: История огненной саги»
Фото: Том Уэйтс

Фото: Том Уэйтс

Scott Gries/Getty Images

Что касается лучшего саундтрека-компиляции, то тут творится задорный треш: тяжелый метал (Lamb of God, Mastodon) из «Билл и Тед снова в деле» против классики рока (Дэвид Боуи, The Beatles, Том Уэйтс) в «Кролике Джоджо», сдержанный фолк-рок Ника Дрейк и Кэта Стивенса из «Прекрасного дня по соседству» против старых добрых диснеевских песен в «Холодном сердце 2». Электро-поп в исполнении Уилла Феррелла и Рэйчел МакАдамс для фильма «Евровидение: История огненной саги» стоит особняком и просто греет наши сердца.

Напоследок

Пандемия кардинально изменила как музыкальную, так и киноиндустрию, а это значит, что артистам, исполнителям и композиторам как никогда нужна поддержка зрителей. А всем нам — немного музыки и праздника. Смотрите прямую трансляцию 63-й церемонии вручения «Грэмми» в ночь с 14 на 15 марта, делайте ставки, кто победит, и до встречи на красной ковровой дорожке.

Новое в подписке

Лучшее в подписке