Пошли в боулинг: Портрет Джона Гудмана
Сегодня добродушному весельчаку, настоящему американцу и просто большому парню Джону Гудману исполняется 71 год. Исследуем жизненный путь актера от футбольного прошлого и бродвейской сцены до борьбы с зависимостями и почтенной старости на юге США.
Из Миссури с любовью
В год 1952-й, когда на английский престол вступила Елизавета II, на другом конце света в штате Миссури в семье почтового работника и официантки родился мальчик. Родители дали ему имя Джон Стивен Гудман. Отец умер от сердечного приступа, едва малышу стукнуло два года. Это обстоятельство сыграет важную роль позже, когда Джон начнет задумываться о собственном здоровье. У парня с самого детства было две страсти: футбол и сцена. Джон даже получил спортивную стипендию при поступлении в колледж, но травма закрыла для него профессиональную карьеру в NFL. Остался театр: Гудман перевелся на актерское мастерство и выпустился из вуза в 1975-м.
В те времена у начинающих актеров было две точки притяжения — голливудские холмы Лос-Анджелеса и бродвейские подмостки Нью-Йорка. Джон выбрал последнее и с сотней долларов в кармане (отвальный подарок старшего брата) перебрался в Большое Яблоко. На новом месте актер бедствовал и метался с подработки на подработку, параллельно добиваясь хоть каких-то ролей. Гудман успел побыть барменом и официантом, сняться в нескольких рекламных роликах, поработать актером озвучки и попасть в пару провальных пьес.
Первое появление Джона Гудмана на экране состоялось только в 1982-м. Он получил крошечную роль в фильме «Бегство Эдди Мэйкона» с Кирком Дугласом. На Бродвее Гудману тоже удалось продвинуться — с 1985-го по 1987-й в мюзикле «Большая река» за Джоном была закреплена роль Старика Финна, отца Гекльберри Финна. Но настоящим прорывом в карьере молодого актера стал ситком «Розанна», продержавшийся в эфире с 1988 по 1997 год. Гудман играл Дэна Коннера, мужа главной героини Розанны, такого «синего воротничка» со Среднего Запада, но не безмозглого мужлана, сосущего пиво после работы, а умного и отзывчивого парня. Шоу мгновенно стало хитом, и Гудман проснулся знаменитым. Дальше были проекты Стивена Спилберга, фильм-мечта «Бэйб» о бейсбольном гении Бэйбе Руте (Гудман всегда любил бейсбол) и даже театральная классика — «Кошка на раскаленной крыше», «Рождественская песнь» и «В ожидании Годо». Но отдельным пунктом в карьере Джона Гудмана, конечно, всегда стояли фильмы братьев Коэн.
О где же вы, братья?
«Мне даже сценарий их читать не нужно, я сразу соглашусь», — говорит Гудман о братьях Коэн. Они познакомились в 1987 году на съемках криминальной комедии «Воспитывая Аризону». Гудману досталась роль Гейла Сноутса, одного из братьев-рецидивистов. Сами Коэны так и не признались, что именно их привлекло в актере. Режиссеры просто знают, что Гудман способен быть одновременно вспыльчивым и ранимым, в ярости трясти ружьем и разрыдаться, как младенец. Постановщикам и актеру не нужно лишних слов, они моментально понимают друг друга, что стало основой многолетнего плодотворного сотрудничества. Гудман снялся в шести фильмах братьев Коэн, и каждая из этих ролей уникальна.
Но, пожалуй, самой узнаваемой ролью Гудмана в картинах Коэнов был и остается Уолтер Собчак из культовой комедии «Большой Лебовски». Вспыльчивый ветеран Вьетнамской войны в шортах и бежевом жилете с кучей карманов по ходу фильма играет в боулинг, при любом удобном случае хватается за оружие и от всей души старается помочь Джеффу Лебовски в его злоключениях. Гудману удалось воплотить персонажа во всей его сложной полноте. Уолтер вышел объемным и живым и моментально стал легендой наряду с самим Лебовски.
Их борьба
В одном из своих ранних фильмов — «Правдивые истории» Дэвида Бирна — Джон Гудман устами одного из персонажей говорит: «Я 190 см ростом и с телом панды». Действительно, из-за внешности актера брали в основном на роли грузных весельчаков. Закрепившись в сознании зрителей и продюсеров как Дэн Коннер из «Розанны», Гудман быстро попал в категорию характерных актеров. Будь то дезинсектор Дэлберт Макклинток из «Арахнофобии» Фрэнка Маршалла, Фред Флинтстоун из «Флинтстоунов» Брайана Леванта или Попс Рейсер из «Спиди Гонщика» Вачовски — везде угадываются общие черты большого парня с добрым сердцем и улыбкой от уха до уха.
Гудман, впрочем, никогда этого не стеснялся. Свой лишний вес он принимал как должное, но ровно до того момента, пока он вместе с алкоголизмом не стал угрозой жизни и карьере. «Я не мог это контролировать. Всё время врал жене, сколько я выпил и где был. Всё время что-то скрывал. Пил даже на работе», — рассказывает Гудман в одном интервью. В 2007 году актер решил окончательно завязать с алкоголем. И параллельно начал худеть. В 2015-м форма Гудмана произвела фурор на Лондонском кинофестивале. Перед фотографами и репортерами предстал совершенно другой человек: подтянутый, слегка осунувшийся, но совершенно счастливый.
Нелегкий путь борьбы с внутренними демонами Гудману повезло пройти не в одиночку. В 1988 году на одной вечеринке в Луизиане, где актер снимался в спортивной драме Тэйлора Хэкфорда «Стопроцентный американец», к нему подошла Аннабет Хартцог, уроженка американского юга. «Она сказала „привет“, и я оцепенел. Вообще не могу понять, как такая красавица могла заговорить с таким парнем, как я», — вспоминает Гудман. Они встречались год, а затем сыграли свадьбу. Так парень из Миссури обосновался в Новом Орлеане. Их брак длится уже больше 30 лет, у пары есть дочь и, вероятно, какой-то уникальный секрет долгой и неразлучной семейной жизни.
Наследие и будущее
К восьмому десятку Гудман по праву считается живой легендой. За его плечами полторы сотни актерских работ, включая сериалы, фильмы и озвучку анимации. Мультипликационные проекты — отдельная тема в творчестве Гудмана. Благодаря бархатному голосу он успел поработать с Disney («Похождения императора» и «Принцесса и лягушка») и Pixar (франшиза «Корпорация монстров») и даже озвучивал видеоигры. На наградной полке актера тоже хватает статуэток: «Эмми» за «Студию 60 на Сансет-Стрип», «Золотой глобус» за «Розанну» и Премия Гильдии киноактеров США за «Арго».
Гудман смотрит в будущее с улыбкой. Джон проводит время в доме в Новом Орлеане, свободный от зависимостей, по уши в работе и благотворительности. Он трудится сразу над несколькими ролями в многосерийных проектах: комедийном хите HBO «Праведные Джемстоуны» про семью телеевангелистов, владеющих медиаимперией, и спин-оффе «Розанны» — «Коннеры», где вернулся к роли постаревшего, но не растерявшего обаяния Дэна Коннера. Параллельно анимационные студии загружают Джона заказами на озвучку детских и взрослых мультсериалов.
Гудман совершенно не растерял порох, скорее набрался опыта и преисполнился знания, недоступного молодым. И, может быть, когда братья Коэн решат вновь объединиться для совместного проекта, одну из главных ролей играть они позовут старого приятеля, давно ставшего их талисманом.