Опубликовано 19 ноября 2023, 14:03
8 мин.

Заботливый и зловещий взгляд: Портрет Адама Драйвера

Поделиться:
Заботливый и зловещий взгляд: Портрет Адама Драйвера

© Photo by Laurent Koffel/Gamma-Rapho via Getty Images

На съемочной площадке Адам Драйвер вечно придумывает неожиданные интонации и жесты, которые в итоге входят в финальный монтаж картин. Он снимается у самых разных режиссеров: братьев Коэн, Ноа Баумбака, Терри Гиллиама, Джима Джармуша и Ридли Скотта. Может сыграть кого угодно: от иезуитского священника до водителя автобуса. В день рождения актера разбираемся, как ему удается быть уникальным и универсальным одновременно.

Актерству быть

Адам Драйвер

Photo by Dia Dipasupil/WireImage

Когда в 2001 году Адам Драйвер, который только-только закончил школу, получает отказ от Джульярдской академии драматического искусства, то решает, что актером ему не быть. С продажами пылесосов пастве в городе Мишавака тоже не ладится, еще и родители заставляют купить собственный холодильник: раз уж он остается у них на плечах, пусть хоть питается отдельно.

Неудивительно, что в один прекрасный день Драйвер решает, как и тысячи других молодых людей, собрать шмотки и отправиться в Калифорнию — все-таки актерству быть, или… Денег хватает ровно на два дня, а потом снова — дорога, порог отчего дома и полная безнадега. Чего серьезно не хватает этому 17-летнему парню, так это смысла в жизни. И трагические события 11 сентября внезапно его добавляют — Драйвер отправляется служить в морскую пехоту.

Правда, и военным ему не бывать. В 2002-м, прямо перед отправкой в Ирак, Драйвер умудряется пробить грудину рулем собственного велосипеда — во время горного спуска не срабатывают тормоза. Он чудом избегает смерти, еще два года проводит в армии и всё же уходит по состоянию здоровья. Зато теперь у него имеются хоть какие-то деньги, а главное — неслабый опыт: не только армия, но и последующая депрессия, замешанная на чувстве вины (его товарищи отправились воевать, а он не смог). Драйвер поступает сначала в университет Индианаполиса, а потом снова в Джульярд. На сей раз его принимают.

Человеческое, слишком человеческое

Адам Драйвер в фильме «Молчание»

Кадр из фильма «Молчание»

реж. Мартин Скорсезе, 2016

Драйвер не обладает конвенциональной красотой. Высокий, с крупным носом, слабым подбородком и горловым, гулким голосом, он не вписывается в образ положительного персонажа. Играет в первую очередь характер и почти всегда оставляет за своими героями право на отрицательные черты. Ни хороший, ни плохой. И сопереживать ему или нет — неясно. А ведь он не первый играет на чувствах зрителей.

Молчание
Рейтинг: 7.21IMDb: 7.2
2016, Драмы, Приключения, Историческое, 154 мин
США, Тайвань, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Лиам Нисон, Эндрю Гарфилд, Таданобу Асано, Адам Драйвер

Еще Новый Голливуд придумывает новый тип героя, который не вписывается в привычные жанровые амплуа, — благодетельные мужья, герои-любовники или просто парни, которым всё по плечу, уступают место более сложным героям. Кроме того, персонажи на экране перестают быть исключительно красавчиками, скорее — обладают запоминающейся внешностью, в которую нужно вникать. Начиная с 1970-х Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро или Джек Николсон играют несмышленых мальчишек, очаровательных грубиянов, психов или эгоцентричных страдальцев, и смотреть на них хочется снова и снова. Секрет в том, что между героями и зрителями завязываются настоящие отношения. С супергероями, суперзлодеями или просто хорошими парнями всё ясно — они не подведут и действие доведут до блистательного финала. Другое дело — эти странные парни с проблемами, сомнительными успехами и щетиной — иногда весь фильм только и уходит на то, чтобы понять, что с ними делать: любить или ненавидеть. Драйвер как раз из таких.

Сериал «Девочки»

Кадр из сериала «Девочки»

реж. Лина Данэм, Алекс Карповски, Ниша Ганатра, 2012

Первая же заметная роль — Адам из сериала «Девочки» — лишь утверждает за ним статус актера, который требует уяснения смысла. У Адама романтические отношения с главной героиней Ханной (Лина Данэм, актриса и авторка проекта), садомазохистские сексуальные пристрастия и еще ряд черт, которые не столько определяют его моральный облик, сколько позволяют узнать его ближе. А там уж сами решайте, что вам с этим делать. Одни фанаты сериала видят в Драйвере настоящего злодея, другие — еще одного неподходящего человека в жизни Ханны. И важен тут как раз не результат, а процесс — Адам Драйвер отлично умеет лавировать между человеческим и слишком человеческим: то есть он, как и все, не без греха, и иногда грех этот его увлекает.

Девочки
Рейтинг: 7.28IMDb: 7.3
2012, Драмы, Комедии, 6 сезонов
США, 18+
Режиссер: Лина Данэм, Джесси Перец, Ричард ШепардГлавные роли: Лина Данэм, Эллисон Уильямс, Джемайма Кёрк, Адам Драйвер, Заша Мэмет, Алекс Карповски

Такой же и его Тоби Грисони в фильме Терри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота»: обычный режиссер, у которого из рук вон плохо идут съемки рекламного ролика. Но воспоминания о прошлом подталкивают его посетить близлежащую деревушку, и начинается. Пока жизнь Тоби идет своим чередом, ему даже можно посочувствовать, но когда возникают неожиданные сложности — сумасшедший испанец, который возомнил себя Дон Кихотом, пожар или драка, — в Тоби с невероятной силой выпирают все те слабости, которые свойственны обычному человеку: трусость, отказ от ответственности, азарт. Сочувствовать такому сложно, зато понять легко.

Человек, который убил Дон Кихота
Рейтинг: 6.85IMDb: 6.5
2018, Драмы, Приключения, Фэнтези, 127 мин
Испания, Бельгия, 12+
Режиссер: Терри ГиллиамГлавные роли: Стеллан Скарсгард, Джонатан Прайс, Ольга Куриленко, Адам Драйвер, Жуана Рибейру

Семьянин

«Голодные сердца» с Адамом Драйвером в главной роли

Кадр из фильма «Голодные сердца»

реж. Саверио Костанцо, 2014

В «Девочках» герой Драйвера обрушивает на Ханну не только свои странности, но и заботу. Именно такого, чуткого и преодолевающего невероятное напряжение супруга он сыграет на пару с Альбой Рорвахер в фильме Саверио Костанцо «Голодные сердца». Это история о семейной паре, где двое, Джуд и Мина, любят друг друга, и тем не менее мирная жизнь для них невозможна. Мина морит новорожденного сына голодом, потому что верит в очищающую силу веганства, а Джуд пытается ребенка спасти.

Голодные сердца
Рейтинг: 6.81IMDb: 6.4
2014, Триллеры, Драмы, Мелодрамы, 112 мин
Италия, 16+
Режиссер: Саверио КостанцоГлавные роли: Роберта Максвелл, Адам Драйвер, Альба Рорвахер, Брэндон Рейсс

Роль в «Голодных сердцах» приносит Драйверу на Венецианском кинофестивале Кубок Вольпи, а вместе с ним и международное признание. Не останутся в стороне и американские режиссеры. В 2016-м Драйвер снова сыграет семьянина — молчаливого водителя автобуса, который пишет стихи, в фильме Джармуша «Патерсон». Еще через три года появится его эгоцентричный театральный режиссер в фильме Баумбака «История о супружестве». Но главной историей о супружестве, конечно, станет «Дом Gucci» Ридли Скотта, вышедший в 2021 году. Вот уж где Драйвер соберет воедино весь опыт своих предыдущих ролей — будет и заботливым мужем, и капризным эгоцентриком, и человеком, который просто хочет, чтобы его оставили в покое.

Патерсон
Рейтинг: 7.3IMDb: 7.4
2016, Драмы, Мелодрамы, Комедии, 113 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани, Нелли, Ризван Манжи, Доминик Лириано, Джейден Майкл

Зловещие объемы и массы

«Аннетт»

Кадр из фильма «Аннетт»

реж. Леос Каракс, 2021

Драйвер может показаться обычным на пару с высокой Гретой Гервиг в недавнем «Белом шуме» Баумбака, но всё чаще он огромен. Огромен в паре с низенькой Линой Данэм в «Девочках» или со Скарлетт Йоханссон в «Истории о супружестве». Чрезмерно долговязый на своем осле в «Дон Кихоте». Большой и сильный рядом с хрупкой Котийяр в фильме Леоса Каракса «Аннетт». И его размер — еще один важный актерский инструмент, наряду с его неконвенциональной внешностью и способностью создавать напряжение.

Аннетт
Рейтинг: 6.4IMDb: 6.4
2020, Музыкальное, Драмы, Мелодрамы, 139 мин
Франция, Бельгия, 18+
Режиссер: Леос КараксГлавные роли: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг, Девин Макдауэлл, Анжель, Кико Мидзухара

И снова Драйвер тут не первый, есть у кого набираться опыта. Еще в 1920-е мир восторгается сложной игрой немецкого актера Эмиля Яннингса, который умеет своей массой заполнять весь кадр. То же делает в середине XX века и английский актер Чарльз Лотон. Умеет играть массой Орсон Уэллс, осваивает игру животом и залысиной Николсон. И хотя у Драйвера нет ни живота, ни залысины, но его рост, ширина груди, крупные черты лица отяжеляют и всё остальное: тяжелеет его кожа, тяжелеют губы и складка под подбородком. И Драйвер с этой тяжестью отлично управляется — особенно когда нужно вызвать отвращение или страх. И хотя впервые в качестве идеального отрицательного героя Драйвер появился во франшизе «Звездных войн» еще в 2015-м (сыграв сошедшего с праведного пути сына Хана Соло), только 2021 год сполна раскроет его истинный злодейский потенциал.

«Последняя дуэль»

Кадр из фильма «Последняя дуэль»

реж. Ридли Скотт, 2021

Две трети «Последней дуэли» Ридли Скотт посвящает нарастающему конфликту между рыцарями Жаном де Карружем (Мэтт Дэймон) и Жаком Ле Гри (Драйвер). Причем оба героя довольно отвратительны. Один — отважен, глуп и груб. Второй — умен, проворен и властолюбив. Только в последней, третьей части режиссер подсказывает, что сопереживать тут, оказывается, нужно героине — Маргарите де Карруж (Джоди Комер). Одна из самых невыносимых сцен в фильме — эпизод изнасилования Маргариты Жаком Ле Гри. В ней Драйвер всем своим телом нависает над актрисой, и его герой таким образом становится воплощенной жестокостью и неотвратимостью насилия.

О Генри МакГенри, стендап-комике из «Аннетт», который не рассчитывает свою силу и становится причиной трагедии, Питер Бредшоу пишет: «Адам Драйвер излучает зловещее великолепие, его лошадиное лицо постепенно теряет свое благородство, и он становится всё более жестоким, депрессивным и в итоге стареет лет на 30». Нечто схожее происходит и в «Доме Gucci»: вся легкость отношений между главными героями, супругами, к финалу сойдет на нет, и от Маурицио Гуччи останутся только тяжелый взгляд за тяжелой оправой очков и полные разочарования и неудовлетворенности морщины у края губ и вжатый подбородок.

«Дом Gucci»

Кадр из фильма «Дом Gucci»

реж. Ридли Скотт, 2021

Но есть и нечто менее зловещее в тяжести Адама Драйвера. В одной из своих статей Люк Бакмастер отмечает: «Невозможно представить, что героя Драйвера сыграет кто-то другой». Так вот почему он так хорош в любой своей роли — он там буквально как влитой. Большой и тяжелый Драйвер создает на экране эффект присутствия, приковывает внимание к себе и к движениям. И тут важно всё — и внешность, и рост, и герои, которые не вписываются в амплуа, а еще — пластика. В далеком 1919 году Луи Деллюк создавал свою «Фотогению», где искал, что же органично смотрится на экране, и заметил, что всегда хороши на экране животные. Именно животные черты присутствуют в пластике Драйвера. Их сложно заприметить в фильмах, зато легко отыскать в рекламе для Burberry. Там Драйвер задействован вместе с прекрасным скакуном. Но сюжет вовсе не в том, что Драйвер приручает или освобождает животное. Он в него превращается. Тут уж вопросов совсем не остается — монах-иезуит в «Молчании», ветеран-грабитель в «Удаче Логана» или злодей из «Звездных войн». Драйвер и вправду может сыграть кого угодно, даже коня.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке