Опубликовано 08 мая 2023, 10:26
6 мин.

Полеты во сне и наяву: Как снимает Мишель Гондри

Поделиться:
Полеты во сне и наяву: Как снимает Мишель Гондри

Сегодня Мишелю Гондри исполняется, страшно сказать, 60 лет. Его часто ставят в один ряд со Спайком Джонсом и Дэвидом Финчером — все трое вышли из музыкальной индустрии и начинали с создания клипов. Но Гондри — не просто бывший клипмейкер, он изобретатель и первопроходец, главный добрый сюрреалист 2000-х, экспериментатор и вечный ребенок. Отмечаем юбилей французского сказочника и рассказываем, как работает и на чем держится очарование Гондри. 

Детство

Гондри родился в Версале в семье, которую сам описал как «хиппи». Его дед Констант Мартин был настоящим изобретателем, именно он создал клавиолину — предшественницу современных синтезаторов. Его отец был программистом, а мать — пианисткой. Будущий режиссер рос в богемной атмосфере, где творчество шло рука об руку с инновациями. Гондри мечтал быть художником или изобретателем, а в итоге умудрился стать и тем и тем. С раннего детства он экспериментировал с изображением, оживляя свои рисунки в альбоме с помощью анимации. 

Большое влияние на юного Гондри оказал первый запомнившийся фильм «Полет на шаре» (1960) — история о дедушке и внуке, которые пролетают на воздушном шаре над Парижем и попадают в разные приключения. Как позднее признавался сам режиссер, в каждой своей работе он пытается воссоздать то ощущение, которое в детстве испытал от просмотра фильма Альбера Ламориса — этим в том числе объясняется такое большое количество полетов в его кино.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

реж. Мишель Гондри, 2004

Инфантильные решения и роль ранних воспоминаний («Вечное сияние чистого разума»), детская способность жить одновременно в двух мирах — реальном и вымышленном («Наука сна»), юношеский максимализм («Микроб и бензин»), в конце концов, профессия героя Джима Керри из «Шучу» — тема детства проходит красной нитью в творчестве героя этой статьи. Честная непосредственность и способность взглянуть на мир из-под стола, как Джоэл в «Вечном сиянии чистого разума», позволяют Гондри описывать реальность на своем выдуманном наречии, родом из собственного детства и детства кинематографа — того времени, когда изобретательность и трюкачество были главными качествами, необходимыми начинающему кинематографисту. 

Пена дней
L'écume des jours
Рейтинг: 6.9IMDb: 6.5
Жанры: Драмы, Фантастика
2013, 130 мин
Франция, Бельгия, 12+
Режиссер: Мишель ГондриГлавные роли: Ромен Дюрис, Одри Тоту, Гад Эльмалех, Омар Си, Аиса Маига, Шарлотта Ле Бон

Музыкальные видео

Кадр из клипа Бьорк Human Behaviour

Кадр из клипа Бьорк Human Behaviour

реж. Мишель Гондри, 1993

Во времена учебы в художественной школе в Париже Гондри играл на барабанах в группе Oui Oui. Со съемок клипов для собственного коллектива и началась его кинематографическая карьера. Только что покинувшая группу The Sugarcubes Бьорк заметила работы Гондри и привлекла его к созданию клипа на свой первый сольный сингл Human Behaviour. Так началась плодотворная коллаборация самых больших «детей» в шоу-бизнесе. Впоследствии Гондри создаст богатые на незабываемые образы видео для Massive Attack, Foo Fighters, Beck, Radiohead, The Chemical Brothers, Daft Punk и других.

Полеты во сне и наяву: Как снимает Мишель Гондри

Фото: IndieWire

Съемки клипов помогли ему развить свой визуальный стиль и поупражняться на территории, где возможно всё. Эксперименты не прошли даром — Гондри стал первопроходцем в мире клипмейкерства. Он одним из первых применил технику морфинга в видео — в клипе французской электронной группы IAM J_e danse le Mia_, а еще первым перенес изобретения анимации в кинематограф. Позднее техника замедленной съемки, реализованная Гондри в клипе Бьорк Army of Me, получила широкую известность после «Матрицы». 

Сны и кошмары

Кадр из фильма «Наука сна»

Кадр из фильма «Наука сна»

реж. Мишель Гондри, 2006

Посмотрев хотя бы один клип или фильм Гондри, вы с легкостью сможете идентифицировать его уникальный сновидческий стиль повествования. Идея о кино как сне, который мы смотрим наяву, перетекает из одного его фильма в другой. Но наиболее буквально она реализована в «Науке сна». Главный герой Стефан (Гаэль Гарсиа Берналь) постоянно витает в облаках, он не способен освоить «взрослую» работу и полюбить «взрослую» девушку. Стефан чувствует себя в своей тарелке только в собственных сновидениях, где он работает на студии Стефан-ТВ, а окружающие его телевизоры вторят его речи.

Кадр из фильма «Наука сна»

Кадр из фильма «Наука сна»

реж. Мишель Гондри, 2006

Кстати, взаимодействие сновидений и кино для Гондри работает в обоих направлениях. Режиссер ведет особый дневник сновидений, в который записывает не только свои сны, но и события реальной жизни, которые напоминают ему образы из снов. Многое из собственных ночных грез он переносит на экраны. Например, в одном из эпизодов «Науки сна» руки Стефана раздаются до огромных ручищ, что сильно мешает ему заниматься работой в дизайнером бюро. Эта сцена основана на образе из повторяющегося сна самого режиссера. Да и весь фильм во многом базируется на биографии Гондри, который признался, что в сценарии объединил два случая из жизни, произошедшие с ним в Париже и Нью-Йорке. А съемки «Науки сна» проходили в доме в Версале, где Гондри вырос и провел детство. 

Мы и я
The We and the I
Рейтинг: 6.21IMDb: 6.1
Жанр: Драмы
2012, 103 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Мишель ГондриГлавные роли: Майкл Броди, Тереза Л. Ривера, Рэймонд Делгадо, Джонатан Ортиз, Джонатан Скотт Уоррелл

Автобиографичный протагонист

Кадр из фильма «Перемотка»

Кадр из фильма «Перемотка»

реж. Мишель Гондри, 2008

Все протагонисты Гондри похожи между собой и одновременно сильно напоминают своего создателя. Творческие, застенчивые, инфантильные и совершенно потерявшие связь с реальностью: от уже упомянутого Стефана до более сложного Джеффа Пиклза (Джим Керри) из сериала «Шучу» — ведущего детского телешоу, который переживает смерть сына и постепенно превращается в одну из собственных марионеток. Главному герою «Перемотки» Джерри Герберу (Джек Блэк) Гондри дарит не только черты своего характера, но и любовь к кинематографу и «шведингу» — любительскому ремейку известных фильмов, которым увлекается и сам Гондри. Гербер и его товарищ Майк (Мос Деф) переснимают любимые фильмы, которыми в детстве наслаждался Гондри: «Охотники за привидениями», «Робокоп», «2001 год: Космическая одиссея», «Ребята по соседству», «Король Лев» и другие.

А вот и сам режиссер в роли Трэвиса Бикла — главного героя «Таксиста» Мартина Скорсезе

А вот и сам режиссер в роли Трэвиса Бикла — главного героя «Таксиста» Мартина Скорсезе

Кадр из видео Гондри

Анимация

Кадр из фильма «Счастлив ли человек высокого роста?»

Кадр из фильма «Счастлив ли человек высокого роста?»

реж. Мишель Гондри, 2013

Частым подспорьем в дереализации событий для Годри становится анимация. Талантливый художник, во время съемок клипов он в совершенстве освоил и отточил многие техники оживления изображений, от движущегося конструктора лего до вязаных кукол. Постепенно анимация начала проникать и в полнометражные работы Гондри, наполняя параллельный мир сновидений. А в 2013-м Гондри поставил анимированный документальный фильм «Счастлив ли человек высокого роста?», превратив в рисунки философскую беседу с Ноамом Чомски.

Сюрреализм

Сюрреалистичность мира для Гондри лежит в пространстве эмоции — самого нелогичного проявления человечности. Сюрреалистичность его стиля формируется на стыке буквальной интерпретации и чувственной природы метафоры. Режиссер при помощи обычных предметов пытается говорить на языке чувств и наделяет знакомые предметы сакральными смыслами. Так окружающий мир складывается в материальную карту подсознания героя: одновременно формируясь внутри его сознания и являясь его внешним воплощением.

Кадр из фильма «Пена дней»

Кадр из фильма «Пена дней»

реж. Мишель Гондри, 2013

Сценарий, основанный на романе еще одного человека-оркестра и сюрреалиста, француза Бориса Виана, помог в полной мере реализовать видение Гондри. Мир, где коварные водяные лилии сеют мороз в сердце, влюбленность буквально подобна полету на облачке, судьба человека пишется в огромной типографии, а оружие взращивается человеческим теплом, знаком Гондри не понаслышке. То же, что Виан делал в литературе, Гондри создает на экране — метафорический стиль Виана плавно перетекает в уже знакомый нам режиссерский прием. Так, постепенно увядающий интерьер фантастической квартиры богача Колена (Ромен Дюрис), чья жизнь безостановочно рушится из-за болезни Хлои (Одри Тоту), без веской на то причины превращается в руины.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

реж. Мишель Гондри, 2004

Подобную идею Гондри и сценарист Чарли Кауфман использовали и ранее в «Вечном сиянии чистого разума». Большая часть действия фильма происходит в сознании главного героя Джоэла (Джим Керри). Там он пытается спасти воспоминание о возлюбленной Клементине (Кейт Уинслет) от стирания — гуманистической процедуры, на которую он по глупости соглашается, чтобы уберечь себя от страданий. Однако многое в личности Джоэла теперь с ней связано, и вместе с негативными воспоминаниями о ссорах и приятными — о первых свиданиях стирается большая часть личности героя. В конце концов вся процедура настолько преображает его подсознание, что мир внутри головы буквально начинает рушиться, превращаясь в одну большую катастрофу.

Зелёный Шершень
The Green Hornet
Рейтинг: 6.29IMDb: 5.8
Жанры: Комедии, Боевики, Фантастика
2011, 118 мин
США, 12+
Режиссер: Мишель ГондриГлавные роли: Кэмерон Диаз, Сет Роген, Джей Чоу, Том Уилкинсон, Кристоф Вальц

Кустарность

Гондри всегда делает ставку на изобретательность визуального решения, даже если оно повлияет на чистоту кадра, нарушит правила или ненароком обнаружит зыбкость созданной на экране иллюзии. В «Науке сна» мы частенько будем сталкиваться с неприкрытым хромакеем, в «Перемотке» погрузимся в процесс создания фильма, а в «Пене дней» герой сам будет писать сценарий фильма о себе.

Кадр из фильма «Наука сна»

Кадр из фильма «Наука сна»

реж. Мишель Гондри, 2006

Гондри любит напоминать, что главный творец — это аудитория кинозала. О нём, инфантильном, ведомом и поглощенном собственными фантазиями, он снимает кино и им самим, восхищенным зрителем, ребенком, попавшим на первый киносеанс, Гондри и старается, вполне успешно, оставаться.

Новое в подписке

Лучшее в подписке