Поэт, балагур царской России и избранный: Портрет актера Алексея Филимонова
В подписке Okko вышли уже четыре эпизода второго сезона сериала «Выжившие» — антиутопии, в которой людей поражает загадочный вирус. Центральную роль святого поневоле Саши Морозова вновь исполняет Алексей Филимонов. В честь премьеры рассказываем подробнее о карьере актера с тысячью лиц: от суровых силовиков и меланхоличных звезд эстрады до балагуров при дворе Екатерины II и трогательных романтиков, отчаянно спасающих свою любовь.
Юность
Алексей Филимонов родился в 1981 году в Иркутске и там же в 2000-м окончил Иркутское театральное училище (курс В. Дуловой). При этом, по словам Филимонова, о творческой профессии он никогда не мечтал и в подростковом возрасте не представлял, кем хочет стать, когда вырастет.
«Я окончил школу и твердо решил, что больше никогда не буду учиться, потому что школу я, как водится, ненавидел. Учительница по литературе и русскому языку, заметив такие настроения, стала интересоваться, что, мол, дальше собираешься делать? А я и понятия не имел. Она чуть ли не за руку привела меня в Иркутское театральное училище — новые знакомства перевернули мое представление о мире», — позже вспоминал Филимонов.
После окончания учебы молодой актер успел послужить в нескольких театрах — в Красноярске, Озерске и Пензе, — прежде чем отправиться покорять Москву. В столице Филимонов продолжил учебу в актерской группе режиссерского факультета РАТИ-ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова). Выпустившись в 2006 году, актер начал сотрудничать с разными московскими театрами: Школой современной пьесы, театром «Мастерская О. Кудряшова» и Театром на Малой Бронной. Но продолжил свой профессиональный путь артист на большом экране. Сам Филимонов объясняет уход из театра тем, что устал от сцены, а кино дает ему больше профессиональных возможностей.
«С театром я временно завязал, потому что переиграл, похоже. Все эти спектакли замечательные, но числиться в труппе не хочу. Это только со стороны кажется, что на сцене ежечасно происходит какое-то волшебство, на самом деле это тяжелая работа, и зачастую весьма рутинная. Служить в репертуарном театре значит со временем превратиться в Актера Актерыча, который каждый вечер играет одно и то же. Кино дает шанс выдохнуть, подумать, вжиться в образ», — говорит он.
Актерский метод
Сложно найти актера в российском кино с более разнообразной фильмографией, чем у Филимонова. Он играл гопников и царских приближенных, простых трактористов и аристократов, сотрудников спецслужб и бандитов, героев-романтиков и законченных циников. Сам Филимонов признается, что долго воспринимался режиссерами как герой одного амплуа и чаще всего получал приглашения на роли героев-аутсайдеров или преступников.
Во второй половине 2010-х карьера актера резко сменила вектор, и былой флер уличного бандита отошел на второй план, уступив ролям другого толка и глубины. Новые профессиональные вызовы позволили Филимонову не только попробовать себя в разных образах, но и расширить свой подход в работе. Например, для роли Александра Вертинского в сериале Авдотьи Смирновой актеру пришлось воспользоваться методом голливудского коллеги Кристиана Бэйла, славящегося особым талантом к внешней трансформации для роли. От природы худой Филимонов набрал 16 килограммов, а снимался на износ, доведя себя до эмоционального истощения.
«Я ходил в тренажерный зал, питался по специальной методике. За два-три месяца набрал вес и замечательно себя чувствовал. В кадре это было незаметно и делалось не для того, чтобы казаться толще, а чтобы выдержать тяжелую дистанцию съемок. Самым сложным было работать по 16 часов в день. И если раз в десять дней выдавался выходной — это было счастье. Однажды я не приехал на смену, потому что утром потерял сознание. Не высыпаться на протяжении полугода тяжело. Организм ведь не железный», — признался он.
Для роли того же Вертинского Филимонов также брал дополнительные уроки вокала, потому что не пел со времен учебы в театральном. Несмотря на такой основательный подход, Филимонов не всегда остается доволен проделанной работой и оценивает себя со стороны скептически: «Ни один актер никогда не бывает доволен собой на сто процентов. Конечно, есть эпизоды, которые я сейчас сделал бы по-другому. Актерство — такое дело, можно одну и ту же сцену сыграть по-разному. Вообще не могу оценивать свою работу объективно».
Начало карьеры
Отсчет карьеры Филимонова стоит вести с его небольшого появления во втором «Бумере» Петра Буслова. Актер сыграл маленькую, но запоминающуюся роль уличного хулигана Вовки, со своей бандой оказавшегося на пути странствующих героев Владимира Вдовиченкова и Светланы Устиновой.
Позже, вспоминая о дебюте, Филимонов признавался, что мечтал о подобной роли, а образ героя ему хорошо знаком на примере собственной юности. Хотя артист подчеркивает, что в подростковом возрасте никогда не был хулиганом, потому что не хотел расстраивать маму. Но, если в школе случалась какая-то заварушка, он всегда оказывался под подозрением. «Мне нравился первый „Бумер“, и я хотел поучаствовать в чем-то подобном. А мои мечты всегда сбываются. Мне очень знакомы такие люди. Я вырос среди таких ребят, я их знаю как свои пять пальцев, я досконально изучил их психологию», — говорит Филимонов.
И даже спустя много лет, в интервью 2021 года, актер признавался, что именно Вовка из второго «Бумера» всё еще остается его визитной карточкой. «Сейчас моя „самая знаковая роль в кино“ — Вовка из второго „Бумера“. Бывает, встречают на улице и кричат: „Вовка! Вовка!“» — рассказал он.
Но настоящим прорывом для Филимонова стало его участие в драме «Кислород» Ивана Вырыпаева, основанной на его же одноименной пьесе. С Вырыпаевым Филимонов был знаком еще по учебе в Иркутске — режиссер был его педагогом по ритмике на старших курсах. В картине Вырыпаев переосмысливает десять божественных заповедей через призму современности. Александр в исполнении Филимонова прогуливается обычным летним днем улицами и бульварами шумного города. Но в суете случайных прохожих он встречает ее — рыжеволосую Саню (польская актриса Каролина Грушка), которая вмиг становится для него «чистым кислородом».
Свое сотрудничество с Вырыпаевым Филимонов продолжил годом позже — актер снялся в одной из новелл киноальманаха «Короткое замыкание». Проект объединил усилия пяти ярких российских режиссеров: Вырыпаева, Кирилла Серебренникова, Бориса Хлебникова, Алексея Германа — младшего и Петра Буслова. Филимонов снялся в новелле «Ощущать». Его герой, ломая четвертую стену, обращается к скрытой за рамками кадра девушке-иностранке, которая не понимает его русский язык. Короткий метр стал своего рода продолжением «Кислорода», дополнив экранную историю двух Саш.
По словам Филимонова, Вырыпаев — тот режиссер, с которым ему всегда работалось максимально комфортно: «Нам легко работать вместе, мы говорим на одном языке. Никогда такого не было, чтобы Ваня долго объяснял мне, как нужно играть что-то в кино».
После уверенного старта и череды ярких проектов Филимонов на некоторое время пропал с экранов. Несколько лет назад теперь уже бывшая жена актера Ольга Смирнова бросила клич в Facebook (Facebook принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), обращаясь к отечественным кастинг-директорам и режиссерам. Не вдаваясь в подробности, она отметила, что у Филимонова случился вынужденный простой в карьере, связанный с тем, что его практически никуда не зовут сниматься. Публикация Смирновой быстро разлетелась в соцсетях, вызвав сильный отклик от кинематографистов.
Усилия Смирновой оказались не напрасны — спустя время почти один за другим стали выходить крупные проекты с участием Филимонова, а его работу заметила не только индустрия, но и широкий зритель. В определенный момент стало казаться, что злодейский образ актера для него самый органичный. Но это не совсем так. Филимонов отличается особой органикой, но не эксплуатирует ее в ролях антагонистов и старается уходить от одного амплуа.
В криминальной драме Александра Лунгина «Большая поэзия» он играл тянущегося к насилию инкассатора Лёху. Герой мечтает о карьере рэпера и спускает деньги на «петушиных боях». В «Котле» Евы Басс — гопника Шмидта, а в «Быке» Бориса Акопова — хладнокровного бандита по прозвищу Маус. Но в недавних «Лунатиках» Юрия Мороза и «Убить Риту» Марии Агранович Филимонов предстает в образах сотрудников СК, которые находятся по другую сторону баррикад с бандитами. Но если в фантасмагоричных «Лунатиках» его герой — образцовый силовик, который честно выполняет свою работу, то в криминальном «Убить Риту», напротив, персонаж погряз в коррупции и едва отличим от тех гангстеров, за которыми гонится.
Герой — реален
Но не одними гопниками, бандитами и оборотнями в погонах исчисляется фильмография актера. Неоднократно Филимонов снимался в байопиках и играл героев, у которых в реальной жизни есть прототипы. Так, в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» он исполнил роль Мейера Зайдера, известного тем, что в августе 1926 года застрелил революционера Григория Котовского, а также имел сомнительную славу владельца публичных домов.
В исторической черно-белой драме «Блокадный дневник» Андрея Зайцева Филимонов сыграл могильщика Лёху — не реального человека, но собирательный образ живых свидетелей всех ужасов блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В «Девятаеве» актер исполнил роль реального красноармейца, участника Великой Отечественной и одного из организаторов побега из немецкого плена Ивана Кривоногова (в фильме — Иван Корж).
В сериале «Вертинский» Дуни Смирновой Филимонов сыграл знаменитого шансонье — поэта и гражданина Александра Вертинского. При этом актер признается, что не следовал строго образу Вертинского, отталкиваясь от себя.
«Я играл свое ощущение от Вертинского, с которым до начала съемок меня ничего особенно не связывало, кроме разве что принадлежности к актерской профессии. Более того, мы совершенно разные: он был очень нежным и чувствительным человеком. Я не такой. В глубине души во время съемок чувствовал, что он меня „поддерживает“. Я всегда ему говорил про себя спасибо», — рассказывал позже Филимонов. За эту работу Филимонов был номинирован на премию «Золотой орел».
В большом историческом проекте «Великая. Фильм второй» актер исполнил роль Льва Нарышкина — знаменитого балагура и повесу при дворе Екатерины II. Нарышкин никогда не занимал высоких государственных постов, о чем совершенно не жалел, потому что был лишен карьерного честолюбия. Но всегда трепетно относился к своему происхождению, гордясь родственными связями с Петром I, которому он приходился двоюродным племянником.
Рассказывая о работе над ролью Нарышкина, Филимонов отмечал, что этот герой вызвал у него особый интерес: «Интересный человек. Нигде напрямую это не пишется, но, мне кажется, он был очень близким другом Екатерины. И она ему очень доверяла. Он делал какие-то вещи, о которых никто, кроме них двоих, не знал. Нарышкин, по мне, очень умный и хитрый, словом, хороший человек».
И снова о любви
Для полноты карьерного портрета Филимонова стоит отметить, что в его фильмографии немало картин, снятых о любви. Начиная с романтических «Привычка расставаться» Екатерины Телегиной и «Про любовь» Анны Меликян до более трагичных «Жить» Василия Сигарева и «Еще один год» Оксаны Бычковой.
«Жить» рассказывает трагические истории трех разных героев, объединенных общим опытом потери любимого человека. В одной сюжетной линии речь идет о мальчике, потерявшем отца, во второй — о матери, оставшейся без двух дочерей, а в третьей — о героине Яны Трояновой*(*внесена Минюстом в реестр иноагентов и внесена Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) Гришке, потерявшей своего любимого человека Антона. Роль последнего исполнил Филимонов. Обреченные отношения пары проходят сквозной линией через весь фильм, усиливая его накал. Однако Гришка учится справляться с горем и совершает внутреннее усилие, продолжая жить в мире, который лишился смысла. А это и есть главный утешительный вывод картины.
Семейная драма «Еще один год», очень вольный ремейк советской мелодрамы «С любимыми не расставайтесь», тоже исследует тему смерти, но смерти любви. В центре истории — молодая супружеская пара Женя (Надежда Лумпова) и Егор (Филимонов). Герои принадлежат к разным социальным слоям, что сильно сказывается на динамике их внутрисемейных отношений: они то сближаются, то отдаляются друг от друга. Но даже когда происходит официальный разрыв, Жене и Егору сложно проститься навсегда и признать гибель былых чувств. Роль в картине Бычковой в 2014 году принесла Филимонову награду «Кинотавра».
Кстати, сам актер, который был женат на коллеге Ольге Смирновой и воспитывает двоих детей, признается, что в реальной жизни считает себя однолюбом. Филимонов четко разделяет для себя мимолетные влюбленности и большую любовь. После развода Филимонов, по слухам, встречается с коллегой по сериалу «Выжившие» Анной Слю.
«Влюбчивый ли я? Скорее всё же однолюб. Вообще, в жизни каждого человека может быть миллион влюбленностей. Они мимолетны. А любовь — это что-то более тотальное. Тебя она просто накрывает», — делился он.
Что дальше
Сериал «Выжившие», в котором людей поражает загадочный вирус, погружающий в летаргический сон, вернулся со вторым сезоном с подзаголовком «Пробуждение». Пока все вокруг не решаются надолго закрывать глаза из страха не проснуться, в рядах героев обнаруживается избранный — Александр, у которого есть внутренний иммунитет к вирусу. Герой Филимонова на первый взгляд кажется городским юродивым: сторонится людей, имеет психический диагноз и очень замкнут. Но у него есть личная большая цель, к которой он стремится в компании остальных героев.
В «Выживших 2: Пробуждение» персонажи обретают себя в новых жизненных обстоятельствах — погрузившийся в почти что постапокалиптический хаос мир теперь разрознен. Люди делятся на небольшие коммуны или бегут в закрытые города. Одиночкам угрожают опасные банды вандалов и грабителей. Александр старается держаться подальше от всех них, но вынужден покинуть обретенный дом ради того, чтобы вновь встретиться с Настей (Дарья Савельева), образ которой преследует его в видениях, и защитить ее дочь Лизу (Виталия Корниенко).
В конце февраля в прокат выйдет фантастическая драма «Аквариум». Проект является режиссерским дебютом выпускника мастерской Кирилла Серебренникова в школе-студии МХАТ Ильи Шагалова. В мире недалекого будущего люди живут в закрытом коттеджном поселке. Всё вокруг чисто, мирно, цивильно. Однажды Стас (Филимонов) обедает с супругой Ритой (Дарья Урсуляк) в ресторане. Всех посетителей заведения провоцирует на конфликт странный человек (Иван Мулин). Стас не выдерживает и бьет оппонента по лицу. Семьянину выписывают первое замечание. После трех замечаний Стас отправится в место под названием «Анклав», о котором все вокруг говорят с ужасом в голосе. Что там, никто точно не знает. К главному герою приставляют инспектора Макса (Никита Еленёв), чтобы рукоприкладство не повторилось и член общества встал на правильный путь.
Также в 2024 году на экраны должна выйти многосерийная мелодрама «Уголек», снятая Марией Агранович, с которой Филимонов уже работал ранее над сериалом «Убить Риту». В новом проекте актер исполнит роль амбициозного журналиста Андрея, который находится в кризисе среднего возраста. Он знакомится с девушкой Сашей по прозвищу Уголек. Саша работает фотомоделью, но обладает незаурядной внешностью — большой процент ее кожи пострадал от ожогов. Андрей решает рассказать историю девушки и своим материалом вызывает широкий ажиотаж, приковывая внимание общественности к ним обоим. После первого успеха герой Филимонова отправляется на родину своей новой знакомой, в Петропавловск-Камчатский. Он хочет выяснить загадочные подробности ее прошлого, а заодно в этом путешествии заново найти себя.
Филимонов сегодня является одним из самых востребованных актеров как на больших, так и на малых экранах. А учитывая его широкий диапазон, едва ли в ближайшее время что-то изменится.