В чем сила, сестра: Почему сериал «Зачарованные» про ведьм из 2000-х актуален до сих пор
Сегодня сериалами про ведьм и магию зрителя не удивишь — тема благодатная, а возможностей для воплощения бесчисленное количество. Но в 1998 году сериал о трех сестрах-ведьмах стал глотком свежего воздуха в развлекательной индустрии и покорил сердца миллионов фанатов. В чем же успех истории сестер Холливелл и почему она остается актуальной по сей день? Попробуем разобраться, на каких трех китах, помимо трех сестер, держится этот сериал.
Прежде чем перейти к самим китам, посмотрим, с чего все начиналось. В 1998 году The WB Television Network получила заказ от влиятельной телекорпорации, возглавляемой Аароном Спеллингом, на создание нового шоу со сверхъестественной тематикой. Сценарий поручили написать Констанс Бёрдж, и она быстро придумала оригинальную концепцию будущего шоу: три подруги снимают квартиру в Бостоне и в свободное время сражаются со злом. Идею приняли в штыки, но продюсер сериала Дюк Винсент вступился за Бёрдж и предложил немного ее доработать. Так подруги стали сестрами, переехали в фамильный дом в Сан-Франциско и начали бороться с демонами, как того хотела автор сценария. Аарон Спеллинг был в восторге, и проект запустили.
Исполнительниц ролей Прю и Пайпер — старшей и средней сестер — нашли быстро. С Шэннен Доэрти, которая сыграла Прю Холливелл, Спеллинг ранее уже сталкивался. Из всего оригинального актерского состава именно она была главной звездой, что в будущем привело продюсеров к большим проблемам. До «Зачарованных» Доэрти блистала в сериале Спеллинга «Беверли Хиллз 90210», где играла Бренду Уолш, сестру-близняшку Брендона Уолша в исполнении Джейсона Пристли. Сериал был настоящим молодежным хитом и прославил Доэрти, но она постоянно конфликтовала с другими актерами и была уволена из шоу. Простив все старые обиды, Аарон Спеллинг решил наступить на эти грабли еще раз. Зрители Шэннен обожали, и он надеялся, что новых ссор на площадке удастся избежать.
На роль третьей сестры — Фиби — была выбрана актриса Лори Ром, она даже успела сняться в пилоте, но в итоге в последний момент ее заменили на Алиссу Милано, что стало огромной победой для сериала и ахиллесовой пятой Шэннен Доэрти. Шэннен, как и ее героиня Прю, не могла вынести, что кто-то на площадке может затмить ее. И пока зрители ни о чем не подозревали и наслаждались семейной теплотой сестер Холливелл, за кадром творилась настоящая буря. Посредником в отношениях Милано и Доэрти пришлось выступать Холли Мэри Комбс, которая была подругой Шэннен еще до старта съемок и которая хотела сохранить актерский состав «Зачарованных», понимая, как он дорог фанатам.
Премьера сериала состоялась в октябре 1998 года и привлекла к экранам телевизоров более семи миллионов зрителей — для телеканала это был рекорд. Позже его смогут побить только «Тайны Смолвиля» и «Сверхъестественное». Доэрти, понимая, что проект должен стать ее главным хитом и громким возвращением, из своего кармана оплачивала рекламу на билбордах. Три сезона «Зачарованные» держались уверенно и старались избегать всевозможных драм, но в итоге после третьего года съемок проект все-таки покинули Доэрти, которая так и не смогла наладить отношения с «младшей сестрой», и сценаристка Констанс Бёрдж, которая не смогла найти общего языка с продюсером Брэдом Керном.
Когда Бёрдж, единственная женщина в команде исполнительных продюсеров, покинула проект, сериал оказался под угрозой. Со временем актрисы, играющие сестер Холливелл, начали активно включаться в процесс за камерой и значительно повлияли на сюжетную линию своих персонажей и некоторые продюсерские решения. Очевидно, что львиная доля успеха этого культового сериала — его герои. Но есть еще три важных кита, на которых держатся «Зачарованные» и которые делают его важным и актуальным сегодня.
Семья
Основной темой «Зачарованных» на протяжении восьми сезонов была семья. Отказавшись от идеи сделать главных героинь всего лишь подругами, создатели сериала открыли сотни возможностей для сюжетных поворотов. Доэрти, Комбс и Милано удавалось прекрасно передать сестринские чувства, готовые сломить любую преграду ради защиты членов семьи. Отношения сестер показаны отнюдь не плоскими и очень реалистичными — они и ругались, и завидовали, и порой даже подставляли друг друга. Но в основном, конечно, всегда приходили на помощь как словом, так и делом. Ни один мужчина так и не смог разлучить сестер Холливелл, хотя многие пытались.
Констанс Бёрдж удалось сделать Прю, Пайпер и Фиби очень разными: одна — сильный лидер и самая могущественная ведьма семьи, вторая — хранительница очага и сердце дома, а третья — энергия, страсть и эмпатия всей династии Холливелл. На протяжении всех сезонов девушкам помогали духи их мамы и бабушки. На долю последней в сериале приходится немало шуток. Бабушка Холливелл презирала мужчин за слабость и считала, что только женщины могут спасти этот мир.
В четвертом сезоне, после смерти Прю, в сериале появилась Роуз МакГоуэн в роли Пейдж, единоутробной сестры Пайпер и Фиби. Создателям сериала удалось невозможное — разрушив оригинальную концепцию «силы трех», они смогли воссоздать ее под другим углом, сохранив главную тему родства и фамильной магии. Фанаты сериала приняли Роуз в «семью», где она осталась до самого финала сериала.
В середине сериала авторы «Зачарованных» начинают исследовать тему преемственности и новых поколений ведьм. Ломая стереотипы и традиции, продолжателями силы Холливелл становятся два мальчика, Уайетт и Крис, которых рожает Пайпер. Бабушка Грэмс негодует, поклонницы радуются появлению двух новых симпатичных актеров.
Несмотря на обилие красивых и интересных мужчин в сериале, главными в истории всегда оставались сами сестры и их отношения — Холливелл были одними из самых ярких примеров настоящей girl power, столь актуальной и сегодня.
Любовь
Темы любви, отношений и поиска себя в них стали одними из самых весомых в сериале. Несмотря на постоянную занятость и спасение мира, Зачарованные всегда находили время для любви и бурных романов. Для Пайпер отношения с самого начала являются чем-то сакральным, светлым, она с раннего детства мечтала о прекрасном принце. В первом же сезоне сценаристы дарят ей счастье — она встречает не просто принца, а самого настоящего ангела по имени Лео. Их чувства проходят через разные стадии, но всегда служат примером и своеобразной путеводной звездой идеальных отношений, перерастающих в семью.
История любви Фиби и Коула, доброй ведьмы и могущественного демона, стала одной из самых запоминающихся не только в рамках этого сериала, но и в истории телевидения. Джулиан МакМэхон, сыгравший демона Бальтазара и помощника окружного прокурора Коула Тёрнера в человеческом обличии, настолько понравился зрителям, что его персонаж вместо эпизодического злодея стал основным участником жизни Зачарованных. Его несколько раз пытались убить навсегда, но каждый раз возвращали, чтобы он попытался вернуть любовь Фиби. Отношения Фиби и Коула были похожи на вулкан страстей. Добро и зло, любовь и ненависть, доверие и предательство — младшей сестре Холливелл постоянно приходилось выбирать между своей невероятной любовью и обязанностями ведьмы, которая должна уничтожить мировое зло. Героиня Милано буквально прошла в этих отношениях через ад, но в конце концов выбрала себя, сумев расставить приоритеты.
Создатели сериала поступили мудро, заложив в историю, которой восхищались миллионы девочек по всему миру, правильный посыл: любовь к мужчине может быть самой сильной на свете, но она никогда не должна ломать тебя как личность и заставлять предавать себя.
Авторы «Зачарованных» не упустили возможности пригласить в сериал много красавцев. Помимо основного каста в лице Брайана Краузе и Джулиана МакМэхона, за 8 сезонов в доме сестер побывали Эрик Дэйн, Тед Кинг, Билли Зейн, Бальтазар Гетти, Ник Лаше, Джейсон Льюис и многие другие известные сегодня актеры.
Магия
Третий краеугольный камень силы трех сестер — это, конечно, магия. Без колдовства сериал мог бы стать обычной драмой об отношениях девушек с парнями и семейных проблемах. Возможность ненадолго отвлечься от обыденной жизни и помечтать о сверхъестественных способностях, таящихся внутри тебя, — это особая магия «Зачарованных». На протяжении почти двухсот серий сестры Холливелл имели дело не только с демонами, но и с русалками, вампирами, фуриями, лепреконами, призраками. Также они сами превращались в злых ведьм, вендиго, амазонок, собак и даже греческих богинь. Они путешествовали в будущее, меняли прошлое и даже видели свои предыдущие жизни.
Сюжет на любой вкус и фольклор выгодно отличают «Зачарованных» от других сериалов с присутствием мистики. Практически каждое сверхъестественное существо, так или иначе описанное в книгах, обязательно присутствует в этом сериале. И даже, казалось бы, вечное «Добро всегда побеждает зло» тут было разбавлено увольнением Доэрти и внезапной сюжетной смертью Прю, которая показала героиням, что они не всемогущи.
С появлением Пейдж сестры Холливелл свернули на новую для них дорогу — обучение магии новичков. При этом они продолжили исследовать себя в контексте волшебного мира, всё чаще выходя за пределы своего дома. В шестом сезоне героини открывают новую локацию — древнюю школу магии, в которой, подобно Хогвартсу, юные волшебники обучаются азам чародейства.
Много раз сестры Холливелл хотели отказаться от своих магических способностей — иногда ради простой и безопасной жизни, иногда под влиянием злых сил, но всегда выбирали сторону света и добра. В первом сезоне зритель знакомится с наивными девушками, открывающими для себя мир магии. Они узнают, как применять свои силы для борьбы со злом и какие слова правильно говорить, чтобы это зло покинуло их дом. В конце сериала перед нами мудрые и опытные ведьмы, знающие, что иногда ради спасения жизни нужно уметь пойти на сделку с дьяволом.
«Зачарованных» сейчас можно воспринимать как устаревший сериал, полный клише и стереотипов. Комбс в одном из своих интервью уже после окончания сериала рассказала, что актрисам не нравились многие откровенные наряды их героинь. При этом она же открыто выступила против перезапуска сериала в 2018 году, заявив, что никто не сможет повторить то, что было у них. Не хватило сериалу и расового разнообразия. За 8 сезонов в кадре нечасто появлялись люди с темным цветом кожи (при том что лучший друг семьи — темнокожий полицейский, помогающий героиням раскрывать преступления), а тему ЛГБТ и вовсе обходили стороной. Но несмотря на это, для своего времени это был прогрессивный проект, придуманный и доведенный до ума Констанс Бёрдж, сильной женщиной в мире влиятельных мужчин. И это настроение передалось персонажам сериала. Практически никогда за этих героинь не бывает стыдно, они учат девочек и девушек уважать и любить себя, ценить семью, заботиться об окружающих и всегда, всегда слушать сердце.