Опубликовано 14 сентября 2022, 22:42

Зло не может, Amazon поможет: Почему многие зрители хейтят сериал «Властелин колец: Кольца власти»

Поделиться:
Зло не может, Amazon поможет: Почему многие зрители хейтят сериал «Властелин колец: Кольца власти»

Компания Amazon выпустила в прокат самый дорогой сериал в истории — «Властелин колец: Кольца власти». Первый сезон обошелся создателям в 465 миллионов долларов (с учетом декораций, которые будут использоваться для продолжений), но пока не вызвал восторженных откликов. Рассказываем, почему «Кольца власти» не так плохи, как о них говорят фанаты, но всё же не так хороши, как планировали шоураннеры. Осторожно, в тексте полно спойлеров.

«Кольца власти» рассказывают о Второй эпохе Средиземья — за тысячелетия до событий, известных большинству по фильмам Питера Джексона. Некоторую информацию об этом периоде, как и о главном конфликте сюжета, подсказывает само название — нам предстоит узнать о создании тех самых колец власти. Эльфы, гномы и люди объединятся, чтобы противостоять Саурону, а второстепенные для классической трилогии персонажи, Галадриэль (Морвет Кларк) и Элронд (Роберт Арамайо), становятся для нового сериала центральными. К сожалению, безупречная картинка в сериале «по мотивам» книг Дж. Р. Р. Толкина соседствует с невнятным сюжетом. Почти несправедливо судить о сериале по тому, что составляет только 1/20 его предполагаемого времени (создатели планируют 5 сезонов), но кое-что о «Кольцах власти» можно сказать уже сейчас.

Идея искусственно растягивать франшизы ради коммерческой прибыли, бесконечно добавляя к ним сиквелы, приквелы, спин-оффы и переосмысления, сегодня редко встречает одобрение фанатов. После недавнего провала третьей части «Фантастических тварей» (они показали худший старт в прокате среди фильмов киновселенной и собрали преимущественно негативные отзывы критиков), настороженность поклонников к попыткам новой трактовки полюбившихся историй только возросла. Однако на премьерный сентябрь выпали сразу два таких проекта — «Дом Дракона» от HBO и «Кольца власти» от Amazon. Обе франшизы — эпическое фэнтези, успевшее набрать фан-базу. Оба новых сериала решили сконцентрироваться на событиях, предшествующих оригинальным историям.

Назанин Бониади в роли Бронвин

Назанин Бониади в роли Бронвин

Фото: Amazon Prime Video

Темп и стиль сериала на старте напоминают о фильмах: размеренный таинственный голос вводит зрителя в курс дела, в историю Средиземья. Вскоре мы встретим носительницу голоса — Галадриэль в исполнении Морвет Кларк. Amazon вслед за HBO смещает фокус с мужских персонажей на женских, чтобы компенсировать недостаток важных героинь в оригинальной киновселенной, — и этим подкупает. И мятежная, воинственная Галадриэль, и наивная, ищущая приключений мохноног (прообраз хоббитов) Нори, и храбрая, отчаянная в своей любви и борьбе Бронвин украшают сериал.

«Слепой кастинг», который так много ругали до премьеры, не выглядит фундаментальным расхождением с оригинальными правилами вселенной, а только расширяет границы репрезентации реального мира в выдуманном. В этом же направлении работает и отсутствие конвенционально красивых исполнителей (если не придираться к эльфам).

Морвет Кларк в роли Галадриэль

Морвет Кларк в роли Галадриэль

Фото: Amazon Prime Video

Авторам удалась на первый взгляд недостижимая задача — воссоздать мир Средиземья таким, каким зритель помнит его по фильмам Джексона. Наследуя кинотрилогии «Властелин колец» и последующему «Хоббиту», а через них — книгам Толкина, «Кольца власти» удачно достраивают реальность Средиземья, добавляют к ней новые локации (Нуменор, эльфийские города — Линдон и Эрегион) или по-новому раскрывают старые (Мория). От золотых башен эльфийских городов до страшных подземелий орков мир этой киновселенной остается прежним.

Только уже к середине первой серии тщательно прорисованной связи оказывается чрезмерно много. Если на экране появляется незнакомый эльф, то, конечно, это Элронд. Если всех пугает злодей, то это Саурон (в истории Средиземья всего один злодей?). Если простолюдин носит странный знак короля, то, о удивление, наверное, это и есть король (привет, арка Арагорна, мы скучали). Если эльфам куда-то нужно пойти, то к гномам в Морию, а если с неба падает высокий длинноволосый колдун в плаще, то это… (кто это, мы пока не знаем, но, скорее всего, имя незнакомца начинается на «Г» и заканчивается на «альф»).

К концу второй серии зритель может начать сомневаться, не держат ли его за дурака, раз за разом подсовывая знакомых персонажей и артефакты, чтобы он ни в коем случае не забыл, что же именно смотрит. Сериал, намеренно начинающийся так, чтобы вызвать ностальгические и сентиментальные чувства, ощущается фанфиком, куда любимые герои встроены только ради узнаваемости и цитируемости.

При этом создатели, взявшие за основу некое попурри из книг Толкина, относятся к каноничным событиям мира без особенного уважения. Финрод, брат Галадриэль, в первоисточнике умер не в битве с Сауроном, как показано в сериале, а в его подземельях, сражаясь с волколаком. Отъезд эльфов в Валинор не был привилегией, дарованной королем. Эльфов отличала особенная красота, которую описывали как fair of face beyond the measure of men — «выше всякой человеческой меры», о чем создатели сериала предпочли забыть. У Исильдура не упоминалось сестры Эарин, а Галадриэль вряд ли носила бы на доспехах звезду Феанора (возможно, позже нам ее представят как какую-то другую звезду). Растянутые на тысячелетия события Второй эпохи спрессовали, поменяв привычную хронологию.

Роберт Арамайо в роли Элронда

Роберт Арамайо в роли Элронда

Фото: Amazon Prime Video

Проблемы есть не только с соответствием канону, но и с самой логикой повествования. Вот эльфы собираются строить кузницу (надо срочно ковать что-то эдакое) и для этого к Келебримбору (Чарльз Эдвардс) почему-то присылают именно Элронда. Мило болтая о металлургии, эльфы совершают пешую прогулку из Эрегиона в Казад-Дум, расположенный совсем не в получасе пути. География фантастических миров довольно подвижна, ее можно трактовать в угоду сценарию, но всё же карта Средиземья скроена последовательно и сложно, и Казад-Дум в нем — не пригород Эрегиона, вотчины Келебримбора.

После чудес трансгрессии оба эльфа без охраны и без сопровождения наносят как бы дипломатический визит в Морию, совершая уже знакомую нам оплошность, — думают, что гномы встретят их тепло и радостно. Когда выясняется, что теплого приема не будет, Келебримбор просто разворачивается и уходит обратно, будто гномы живут в соседнем квартале, а Элронд водил его за кофе в рабочий перерыв. Галадриэль в это время участвует в триатлоне в открытом море, бросаясь с корабля в воду и доказывая, что ее зря не взяли в женскую эльфийскую сборную по плаванию. В море она встречает плот, на котором плывет, разумеется, не кто попало, а важный персонаж, необходимый для ее дальнейших поисков. И хотя фэнтези-саги допускают и предполагают такие допущения, ими всё же — в силу непреодолимой нелогичности — невозможно пренебречь.

Нуменор

Нуменор

Фото: Amazon Prime Video

Amazon вложил только в первый сезон проекта 465 миллионов долларов. Для сравнения, бюджет «Братства кольца», первого фильма Питера Джексона, составил скромных 93 миллиона. Большинство сцен в итоге выглядит до стерильного идеально. Каждый кадр хорошо смотрелся бы постером на стене. Шоураннеры словно бы слишком полагаются на возможности компьютерной графики, причем распределяется она довольно странно. Нуменор малюют теми же красками, что и Гондор: торжественная музыка, тихий потрясенный возглас «Где мы?», волнующий ответ о единственном таком месте, статуи, напоминающие Аргонат, и белый цвет повсюду. Почти сразу после беглого взгляда на легендарный город сверху — взгляда, о котором мечтали короли и чародеи, — мы тратим пять минут драгоценного экранного времени на съемку коней крупным планом. Копыта, сбруя, следы от копыт на песке, всадница смеется, ее волосы развеваются по ветру, зритель, видимо, умирает от красоты.

Из трех пока выпущенных серий самая удачная — вторая. И Арондир (Исмаэль Кордова) в туннелях, и Элронд в гостях у Дурина (Овайн Артур) вызывают неподдельные переживания. На фоне последних даже Леголас и Гимли рискуют потерять звание самого любимого дуэта гнома и эльфа. Темп разгоняется, мы всё ближе к явлению зла, оно чувствуется повсюду. Но в третьей серии история снова спотыкается. Здесь Галадриэль наконец находит подтверждение своим подозрениям в… некой библиотеке на краю мира, на клочке бумаги, который принес архивариус по первому запросу, мгновенно обнаружив документ в книжных завалах. Зрителя три серии мучили загадками, чтобы над ответом даже не нужно было размышлять ни ему, ни героям. Словно игрок в квест-комнате не может найти выход, и ему из-за стены подсказывает оператор.

Еще одна очевидная претензия к сериалу: пафосные и туманные диалоги. То, что нужно было проговаривать двадцать лет назад в трилогии Джексона, сегодня можно оставить на умолчание. Разговоры к тому же тормозят развитие действия, а малочисленные драки на их фоне кажутся вставленными искусственно — лишь бы набрать темп. В «Кольцах власти» нет безотлагательности приключений и есть слишком много вторичного — типичные приемы, типичные фразы, типичные виды и тысячи отсылок к старому доброму привычному Средиземью. Но всё же этот сериал, заранее похороненный фанатами под толщей недовольства, пока не кажется провалом. Если у авторов истории хватит мужества признать, что «Властелин колец» этой истории и не нужен.

Исмаэль Кордова в роли Арондира

Исмаэль Кордова в роли Арондира

Фото: Amazon Prime Video

Зритель хочет эпического фэнтези. Смотреть, как храбрые рыцари летают на драконах, как благородные короли собирают армии, чтобы сражаться со злом, на сбывшиеся пророчества, на маленьких людей и на великие битвы. «Кольца власти», откажись они от прямого обращения к миру Толкина, могли бы стать полноценной сказкой о другом фантастическом мире, который тоже нашел бы своих фанатов.

Сейчас фэны оригинала обращаются к Amazon словами из Толкина: «Зло не может создать ничего нового, оно может только испортить и разрушить то, что создали добрые силы». И зрители имеют право злиться: «Кольца власти» решили повторить в новых декорациях известный сюжет. Мы знаем, как закончится история: «Клинок вернется на рукоять, корону король обретет». Даже злодея Саурона все уже привыкли считать поверженным. А поверженные злодеи вызывают только смутное раздражение, но не страх. Поэтому и судьба Средиземья в руках хрупкой эльфийки прежнего трепета не порождает.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке